Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Поставщики отказались идти на уступки Минпромторгу. "РосБизнесКонсалтинг". 30 января 2015

Минпромторг попытался убедить Межведомственный экспертный совет по развитию потребрынка, куда входят крупнейшие производители продуктов, подписать негативный отзыв на законопроект, ужесточающий регулирование розничного рынка. Но пока поставщики отказываются идти на уступки.
Законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности" был внесен в Госудуму 21 января 2015 года четырьмя депутатами Ириной Яровой, Виктором Звагельским, Николаем Панковым, Надеждой Школкиной и пятью сенаторами Сергеем Лисовским, Геннадием Горбуновым, Юрием Нееловым, Алексеем Майоровым и Михаилом Пономаревым. Проект предполагает переписать отдельные статьи в законе "О торговле" и Кодексе об административных правонарушениях: ограничить дополнительные платежи сетям со стороны поставщиков, снизить отсрочки по оплате за поставленные товары, увеличить штрафы за нарушение законодательства.
Евтухова не послушали
Как выяснил РБК, на заседании Межведомственного экспертного совета по развитию потребительского рынка (МЭС) во вторник, 27 января, было вынесено на согласование негативное заключение на проект поправок от Яровой и ее коллег.
Менеджеры трех компаний, присутствовавшие на совещании, рассказали, что заключение (копия есть у РБК) было подготовлено Минпромторгом, но большинство членов МЭС – главным образом, поставщики – отказались его подписать. Председатель МЭС и председатель комитета ТПП по развитию потребрынка Александр Борисов утверждает, что заключение готовил сам МЭС, но не называет конкретных авторов. Он подтвердил, что на заседании присутствовал замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Сам Евтухов через пресс-службу передал РБК, что Минпромторг "настроен на продуктивное взаимодействие с комитетом, возглавляемым Ириной Яровой" (комитет по безопасности и противодействию коррупции), но "не стал бы на весь торговый бизнес вешать ярмо "спекулянты"". "Ведь магазины реально сгладили рост цен: розничная стоимость многих продуктов росла медленнее отпускных цен производителей, – считает Евтухов. – Так, отпускная цена производителя на масло подсолнечное, по данным Росстата, в среднем выросла на 20%, а в рознице за этот же период – только на 10%. Оптовые цены производителей за 2014 год, например, на сахар увеличились на 78%, а тогда как розничные – только на 63%. Это значит, что в магазинах за последний год цены на сахар выросли на 15% меньше, чем цены, по которым производители сахара отпускают его розничной торговле. Эта ситуация идентична и по другим товарам: например, стоимость макарон выросла на 18% у производителей, в рознице – на 10%".
В проекте заявления говорится, что поправки Яровой "нецелесообразны и несвоевременны"; отмечается, что "радикальные ограничения деятельности розничных сетей, вводимые предлагаемыми поправками, могут привести к нарушению… равновесия" во взаимоотношениях поставщиков с сетями, которое возникло после принятия закона "О торговле". Также выражается опасение, что принятие поправок "неизбежно повлияет на процессы ценообразования, усугубив тем самым и без того непростую ситуацию на продовольственном рынке". Конфликты предлагается решать с помощью Кодекса добросовестных практик – "джентльменского соглашения", подписанного крупнейшими ассоциациями. Один из авторов поправок, депутат Виктор Звагельский сообщил РБК, что авторы почти готовы смягчить свои требования к сетям. "По моему мнению, можно обсуждать возможное увеличение прописанного в поправках ретробонуса (вознаграждения ретейлеру от поставщика за объем проданного товара в процентах от суммы поставки. – РБК) с 3% до 5%, но надо насмерть стоять против увеличения отсрочки платежей, а также против любых дополнительных вознаграждений сетям. Я и так считаю эти поправки достаточно компромиссными", – заявил он.
Какие изменения ожидаются в регулировании розничного рынка :
Предмет регулирования
Было Стало
Определение «торговой сети» «Совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации» «Совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, образующим одну группу лиц, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации»
Размер вознаграждения поставщиков сетям Не более 10% от стоимости поставки Не более 3% от стоимости поставки, включая плату за маркетинговые услуги (при расчете из стоимости поставки вычитаются НДС и акциз)
Выплата иных вознаграждений Не допускается Запрещается, в том числе за право поставки в сети и открываемые магазины, за листинг и делистинг, за утрату и повреждение товаров, за возмещение других расходов (кроме регресса за поставки некачественной продукции)
Отсрочка платежа по поставкам, если срок годности товара    
Менее 10 дней 10 дней 5 дней
Менее 30 дней 30 дней 20 дней
Свыше 30 дней 45 дней 35 дней
Штрафование сетей    
За создание дискриминационных условий поставщикам Нет (в КоАП вводится новый раздел 14.40) От 2 млн руб. до 5 млн руб.
За создание препятствий поставщикам Нет (в КоАП вводится новый раздел 14.40) От 2 млн руб. до 5 млн руб.
За нарушения порядка ценообразования Нет (в КоАП вводится новый раздел 14.40) От 2 млн руб. до 5 млн руб.
За навязывание условий, запрещенных законом Нет (в КоАП вводится новый раздел 14.40) От 2,5 млн руб. до 5 млн руб.
За повторное нарушение закона Нет (в КоАП вводится новый раздел 14.40) От 3 млн руб. до 5 млн руб.

АКОРТ пообещал дефицит
Текст неподдержанного членами МЭС заявления почти в точности совпадает с заявлением АКОРТ, которое она распространила 22 января: в нем также указывается, что принятие поправок может привести к дефициту товаров на полках магазинов и новому росту цен. Если отсрочка по платежам за поставки сократится, ретейлерам для финансирования закупок придется брать кредиты по очень высоким ставкам, которые они неизбежно заложат в конечную цену, говорится в документе ассоциации. Запрет на маркетинговые акции снизит оборот и поставщика, и магазина, поскольку потребителю неоткуда будет узнать о новом товаре, появившемся на полке, считает АКОРТ. "В целом предлагаемые изменения приведут к снижению финансового оборота торговых сетей, ограничат возможности сдерживания цен и, тем самым, разгонят инфляцию", – говорится резюмирует ассоциация. Но для поставщиков ситуация тоже критическая: либо поправки будут приняты, либо многим из них грозит сворачивание бизнеса, утверждает глава Союзмолока Андрей Даниленко: "Нам бы не хотелось допустить войны между ними и сетями, поскольку проиграет в итоге потребитель". Даниленко возглавил альтернативную организацию поставщиков – Центр общественных процедур в сфере торговой деятельности, созданный по инициативе бизнес-омбудсмена Бориса Титова при "Деловой России". На заседании этой организации в среду, 28 января, были приняты собственные антикризисные предложения (копия есть у РБК) – список мер, которые позволят "сократить необоснованные издержки в торговой сфере и должны привести к снижению цен на отечественные товары". Среди этих мер – ограничение полномочий Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по проверкам поставщиков и сетей (с советом "перенести основное внимание в своей деятельности на проверку законности и обоснованности тарифов естественных монополий"), снятие ограничений на доступ в сети отечественной продукции, сокращение сроков расплаты с поставщиками вдвое.
В документе поддерживаются и поправки из законопроекта Яровой, например, запрет на маркетинговые платежи. По словам Даниленко, правового способа контролировать розничные цены в магазинах у регулирующих органов нет (см. справку), поэтому он предлагает другое решение вопроса: поставщики будут предоставлять органам информацию о ценах, по которым продают свои товары в сети, а те будут определять, насколько объективны наценки магазинов. "Мы можем предоставлять объективную информацию, и уже тогда контролирующие органы смогут сами решать, обуздать ли аппетиты естественных монополий, торговых сетей или недобросовестных поставщиков. Но это аналитическая работа, а не работа по созданию административных барьеров, которая идет сейчас", – говорит он.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение