Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Торг уместен. Удмуртия бьет рекорды по площадям, но местные сети уходят. "Реальное время". 31 августа 2018

Рост связан с активной экспансией федеральных сетей
Удмуртия лидирует в ПФО по объему торговых площадей на душу населения. При этом за последние два года этот показатель вырос в 1,5 раза. Как это влияет на саму сферу розничной торговли - в материале "Реального времени".
Рост и монополизация
Удмуртия является лидером в ПФО по объему торговых площадей. По данным Удмуртстата, в расчете на 1 000 жителей республики на начало 2018 года приходилось 1 283 кв. м торговых площадей. На втором месте по этому показателю находится Кировская область - 1 081 кв. м, третьем - Татарстан - 1 045 кв. м, последнем Мордовия - 633 кв. метра.
Причем этот показатель в Удмуртии вырос за последние 2 года практически в полтора раза.
Всего на начало года в Удмуртии насчитывалось 8 476 магазинов с общей площадью торгового зала 1 942 тыс. кв. метров. За 2017 год количество магазинов увеличилось на 426 единиц.
- В Удмуртии традиционно очень высокий показатель по торговым площадям на долю населения. Конечно, где-то идет перенасыщение магазинами, но, с другой стороны, это рынок с высокой конкуренцией, а потому просто так торговая точка не работает. Если она не приносит выгоду, ее закрывают, - говорит замминистра промышленности и торговли Удмуртии Галина Трегубова.
В то же время директор по финансам и развитию ТГ "Ижтрейдинг" Дмитрий Мельников считает, что такая перенасыщенность торговыми площадями самому рынку вредит, в первую очередь это касается местных предпринимателей. В последние годы интенсивную экспансию в Удмуртию проводили "Магнит" и X5 Retail со своей сетью "Пятерочка".
- Это печальный тренд на монополизацию, который наблюдается во многих сферах. Есть определенная целенаправленная политика, которая проявляется в банковском бизнесе, страховом. Принятый ранее федеральный закон о торговле фактически убивает местные сети, с российского рынка ушли десятки региональных сетей. Очевидно, на федеральном уровне такая ситуация устраивает, - говорит Мельников.
Экспансия и уход с рынка
В настоящее время в Ижевске остались только две местные крупные торговые сети продуктовых магазинов - "Ижтрейдинг" и "Гастроном". За последние годы прошел процесс поглощения созданной холдингом "Комос-Групп" сетью "Вкусный дом" магазинов сетей "Айкай" и "Столичный". При этом отдельные точки "ушли" в сети "Гастроном" и "Пятерочка". В результате "Вкусный дом" стал самой крупной сетью в Удмуртии. Однако впоследствии холдинг решил отказаться от этого направления бизнеса, и "Вкусный дом" практически во всех точках заменили "Пятерочка" и "Перекресток". Часть бывших помещений осталась невостребованной ретейлерами.
Стоит добавить, что в то же время "Комос-Групп" сохранил и ранее существовавшую сеть магазинов, специализирующихся на продаже продукции предприятий холдинга.
Прекратила существование и небольшая сеть "Индустриальная".
Федеральные игроки, помимо X5 Retail ("Пятерочка", "Перекресток", "Карусель"), представлены также "Магнитом", "Ашаном", "Лентой", Fix Price, METRO Cash & Carry, Красное&Белое, "Светофор".
Торговая группа "Ижтрейдинг", наблюдая экспансию федералов, несколько лет назад приобрела франшизу европейской сети "Spar" и постепенно переводит под этот бренд свои супермаркеты. По словам Мельникова, такое решение позволяет отстроить ассортимент продукции, конкурирующий с федеральными сетями. При этом изначально предполагалось переформатировать все магазины "Ижтрейдинга" за год-полтора. Однако кризисные явления, повлекшие падение потребительского спроса, вынудили этот процесс растянуть на несколько лет.
Торговые центры
По данным Удмуртстата, торговая сеть республики представлена семью гипермаркетами, 259 супермаркетами, 633 специализированными продовольственными и 1 861 непродовольственным магазином, а также магазинами товаров повседневного спроса, минимаркетами и прочими магазинами. По количеству преобладает сеть минимаркетов - 41% от общего числа магазинов.
Средняя площадь гипермаркета составляет 7 594 кв. м, супермаркета - 914 кв. м, специализированного продовольственного магазина - 90 кв. м, специализированного непродовольственного магазина - 171 кв. м.
Среди регионов Приволжского федерального округа больше всего гипермаркетов расположено в Нижегородской области (94), Республике Татарстан (61) и Пензенской области (37).
- Идет поступательное развитие, открываются новые торговые центры, не только в Ижевске, но и в других городах республики, что вроде как является понятным трендом, однако они оттягивают потребителей от небольших магазинов, от этого, конечно, страдает малый бизнес. Особенно серьезный отток мы отмечаем на рынках и ярмарках, - отмечает Галина Трегубова. - При этом малый бизнес в ретейле может привлечь покупателей во многом за счет узкой специализации и качественной местной продукции. Не секрет, что местным производителям бывает сложно войти в федеральные сети из-за небольших объемов поставок продукции. Здесь, конечно, определенную роль в поддержке производителей играет система потребсоюза.
Востребованность продукции местных производителей у населения достаточно высока, поэтому в качестве альтернативы супермаркетам в Ижевске появляются торговые площади для продажи фермерской продукции.
Стагнация в ретейле
Однако Дмитрий Мельников считает, что это временное явление, так как затраты у небольших производителей на содержание точек продаж и логистику довольно высоки. При этом маржинальность ретейла падает.
- Выросли цены на бензин, грядет повышение ставки НДС, все это сказывается на розничных ценах. Покупательская способность не растет, а значит, будет падение спроса, - считает эксперт.
Пока же статистика показывает положительную тенденцию. По данным Удмуртстата, оборот розничной торговли в республике по итогам 7 месяцев 2018 года составил 128,3 млрд рублей, что на 2,5% больше показателей аналогичного периода прошлого года.
Мельников ожидает в ближайшие годы сокращения торговых площадей, что уже наблюдается в некоторых крупных российских городах, в частности, в Омске. И сейчас некоторые торговые центры в Ижевске имеют пустующие помещения, хотя ввод новых объектов продолжается. Так, в 2015 году в Удмуртии было введено в действие 5,2 тыс. кв. м новых торговых площадей, в 2016 году - 0,3 тыс. кв. м, в 2017 году - 1,4 тыс. кв. м. Тренд на снижение уже есть, но девелоперам, очевидно, еще нужно время на осознание, что арендаторов на новые торговые площади им искать будет все сложнее.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Рады сообщить, что в июле мы актуализировали один из самых востребованных бизнесом продуктов INFOLine – базу «ТОП-200 крупнейших торговых сетей FMCG России. 2025 год».

Для клиентов, приобретающих годовой обзор «Розничная торговля Food и потребительский рынок России ‘2025», действует скидка 50% на реестр.

спецпред FMCG_база 200.jpg

Данные базы предоставляются в формате excel.

Параметры реестра:
  1. Контактная информация (компания, бренд, основное операционное юридическое лицо, тип сети, специализация, фактический адрес, телефон, е-mail, сайт, соцсети).
  2. Менеджмент компании (генеральный и финансовый директора, руководитель по электронной коммерции и IT, директора по закупкам, логистике, маркетингу, развитию, франчайзингу).
  3. Операционные показатели:
    • количество собственных торговых объектов по форматам (гипермаркет, супермаркет, дискаунтер и магазин у дома),
    • число франчайзинговых торговых объектов,
    • региональная представленность собственных и франчайзинговых магазинов,
    • общая торговая площадь.
  4. Логистика (количество, площадь, тип и регионы логистической инфраструктуры),
  5. Развитие online-продаж (e-grocery):
    • интернет-магазин и услуга click&collect,
    • мобильное приложение и возможность покупки товара через него,
    • наличие экспресс-доставки,
    • количество dark store,
    • сотрудничество с сервисами доставки,
    • представленность на маркетплейсах,
    • финансовые показатели online (выручка за год, доля online-продаж в выручке).
  6. Финансовые показатели:
    • выручка без НДС,
    • плотность продаж (выручка с кв. м),

Наши контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot.