Основа для дальнейших перемен. "ИА РЖД-Партнер.ру". 2 августа 2013
08.08.2013 в 14:05 | ИА РЖД-Партнер.ру | Advis.ru
Положение об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками, вступающее в силу с 9 августа, закладывает основу для дальнейшего совершенствования правовой базы в этой сфере, несмотря на то что участники рынка ожидали от него несколько большего.
Необходимость разработки этого документа закреплялась Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте (постановление правительства № 384 от 18 мая 2001 г.). Позже о том, что необходимо заложить основу для регулирования операторского рынка и создать условия, способствующие более эффективному использованию подвижного состава, указывалось также в Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 г. и постановлении правительства № 1051 от 20 декабря 2011 г. Кроме того, этот вопрос затрагивался в Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 г.
В процессе работы над первоначальным положением проекта велись оживленные дискуссии. Правда, основная его часть не вызвала возражений. Так, в проекте документа уточнялось, что операторы участвуют в перевозочном процессе, используя принадлежащие им вагоны и контейнеры, а также взаимодействуют с перевозчиками и иными участниками рынка на основании договоров. Кроме того, там говорилось, что вагоны и контейнеры, предоставляемые операторами, должны соответствовать требованиям законодательства о техрегулировании и правилам техэксплуатации железных дорог России.
Впрочем, были в проекте и спорные вопросы. Скажем, в Торгово-промышленной палате РФ и общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" подвергли критике требования в отношении оператора, которые обязывали его владеть более чем 1 тыс. единиц подвижного состава, а также предоставлять вагоны для выполнения социально значимых перевозок. В принятом варианте постановления квоты были отменены.
Что касается второго спорного момента – привлечения вагонов, то в итоговом документе это требование касается только чрезвычайных ситуаций. Оно сформулировано следующим образом: "В случаях, предусмотренных законодательством РФ, операторы передают на возмездной основе принадлежащие им вагоны и контейнеры уполномоченным организациям железнодорожного транспорта для их использования в интересах Вооруженных сил РФ, воинских формирований и органов, а также специальных формирований, создаваемых на военное время при возникновении угрозы социально-экономической стабильности, обороноспособности и безопасности РФ".
Как считают многие эксперты, несмотря на усеченный вид, постановление правительства следует все же считать одним из важнейших шагов на пути к закреплению в нормативной базе основ деятельности операторов. На это, в частности, обратил внимание председатель президиума СРО НП "Совет операторов железнодорожного транспорта" Сергей Мальцев.
Принятие положения поможет гармонизировать законодательство в сфере железнодорожных перевозок, сообщили в свою очередь в ОАО "РЖД". "Документ, по сути, заложил основу к дальнейшему изменению законодательства и приведению его к современным реалиям", – добавили в компании.
Постановление № 626 позволяет четко обозначить сферу деятельности операторов в перевозочном процессе на железнодорожном транспорте, считает вице-президент НО "Союзгрузпромтранс" Виктор Евпаков. А генеральный директор ООО "Инновационный центр транспортных исследований" Юрий Искандеров полагает, что оно создает базу для последующего внесения поправок в Устав железнодорожного транспорта РФ и ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ".
Потребуется разработка и других правовых актов, которые, по мнению руководителя департамента маркетинга и аналитических исследований Brunswick Rail Андрея Цыганова, должны более четко определить зоны ответственности участников перевозочного процесса: операторских компаний, грузовладельцев и РЖД. В данном случае положение об операторах, по сути, закрепило только основополагающий принцип – равенство условий для данной категории участников рынка.
Заместитель исполнительного директора СРО НП "Совет операторов железнодорожного транспорта" (СОЖТ) Андрей Тонких добавил, что необходима дальнейшая разработка и принятие на законодательном уровне документов, устанавливающих основы саморегулирования на операторском рынке (и в первую очередь – обязанности операторов предоставлять принадлежащие им вагоны, контейнеры для перевозок грузов и являться членами единой СРО, что позволит сформировать единые стандарты работы операторского рынка, в том числе в рамках коммерческой инфраструктуры), а также определяющих место и роль оператора в системе отношений, связанных с перевозками грузов железнодорожным транспортом, регламентируемых Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Итак, на пути преобразований в сфере регулирования деятельности операторов сделан шаг вперед, который можно считать основополагающим для дальнейших перемен.
Необходимость разработки этого документа закреплялась Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте (постановление правительства № 384 от 18 мая 2001 г.). Позже о том, что необходимо заложить основу для регулирования операторского рынка и создать условия, способствующие более эффективному использованию подвижного состава, указывалось также в Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 г. и постановлении правительства № 1051 от 20 декабря 2011 г. Кроме того, этот вопрос затрагивался в Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 г.
В процессе работы над первоначальным положением проекта велись оживленные дискуссии. Правда, основная его часть не вызвала возражений. Так, в проекте документа уточнялось, что операторы участвуют в перевозочном процессе, используя принадлежащие им вагоны и контейнеры, а также взаимодействуют с перевозчиками и иными участниками рынка на основании договоров. Кроме того, там говорилось, что вагоны и контейнеры, предоставляемые операторами, должны соответствовать требованиям законодательства о техрегулировании и правилам техэксплуатации железных дорог России.
Впрочем, были в проекте и спорные вопросы. Скажем, в Торгово-промышленной палате РФ и общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" подвергли критике требования в отношении оператора, которые обязывали его владеть более чем 1 тыс. единиц подвижного состава, а также предоставлять вагоны для выполнения социально значимых перевозок. В принятом варианте постановления квоты были отменены.
Что касается второго спорного момента – привлечения вагонов, то в итоговом документе это требование касается только чрезвычайных ситуаций. Оно сформулировано следующим образом: "В случаях, предусмотренных законодательством РФ, операторы передают на возмездной основе принадлежащие им вагоны и контейнеры уполномоченным организациям железнодорожного транспорта для их использования в интересах Вооруженных сил РФ, воинских формирований и органов, а также специальных формирований, создаваемых на военное время при возникновении угрозы социально-экономической стабильности, обороноспособности и безопасности РФ".
Как считают многие эксперты, несмотря на усеченный вид, постановление правительства следует все же считать одним из важнейших шагов на пути к закреплению в нормативной базе основ деятельности операторов. На это, в частности, обратил внимание председатель президиума СРО НП "Совет операторов железнодорожного транспорта" Сергей Мальцев.
Принятие положения поможет гармонизировать законодательство в сфере железнодорожных перевозок, сообщили в свою очередь в ОАО "РЖД". "Документ, по сути, заложил основу к дальнейшему изменению законодательства и приведению его к современным реалиям", – добавили в компании.
Постановление № 626 позволяет четко обозначить сферу деятельности операторов в перевозочном процессе на железнодорожном транспорте, считает вице-президент НО "Союзгрузпромтранс" Виктор Евпаков. А генеральный директор ООО "Инновационный центр транспортных исследований" Юрий Искандеров полагает, что оно создает базу для последующего внесения поправок в Устав железнодорожного транспорта РФ и ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ".
Потребуется разработка и других правовых актов, которые, по мнению руководителя департамента маркетинга и аналитических исследований Brunswick Rail Андрея Цыганова, должны более четко определить зоны ответственности участников перевозочного процесса: операторских компаний, грузовладельцев и РЖД. В данном случае положение об операторах, по сути, закрепило только основополагающий принцип – равенство условий для данной категории участников рынка.
Заместитель исполнительного директора СРО НП "Совет операторов железнодорожного транспорта" (СОЖТ) Андрей Тонких добавил, что необходима дальнейшая разработка и принятие на законодательном уровне документов, устанавливающих основы саморегулирования на операторском рынке (и в первую очередь – обязанности операторов предоставлять принадлежащие им вагоны, контейнеры для перевозок грузов и являться членами единой СРО, что позволит сформировать единые стандарты работы операторского рынка, в том числе в рамках коммерческой инфраструктуры), а также определяющих место и роль оператора в системе отношений, связанных с перевозками грузов железнодорожным транспортом, регламентируемых Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Итак, на пути преобразований в сфере регулирования деятельности операторов сделан шаг вперед, который можно считать основополагающим для дальнейших перемен.
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:
Специальное предложение
Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».
В пакет входит бесплатное предложение:
- подписка на еженедельный отраслевой мониторинг «Рынок строительно-отделочных материалов, торговые сети DIY и товары для дома России и Республики Беларусь» II квартал 2024 года,
- свежий выпуск ежемесячного обзора «Инвестиционные проекты в жилищном строительстве РФ»,
- презентация INFOLine c бизнес-завтрака «Строительные материалы и рынок DIY. Итоги 2023 года, перспективы 2024-го».
Свяжитесь с нами любым удобным способом:
+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru
Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.