Внеочередная индексация тарифов на ЖКУ в декабре 2022 года — анализ ИПЕМ.
Энергетика и ЖКХ » Электроэнергетика
Энергетика и ЖКХ » Теплоснабжение
Энергетика и ЖКХ » Водоснабжение
Энергетика и ЖКХ » Теплоснабжение
Энергетика и ЖКХ » Водоснабжение
06.02.2023 в 14:00 | Проект Русский Кабель (RusCable.Ru) | Advis.ru
Согласно исследованию ИПЕМ, в результате внеочередной индексации тарифов на ЖКУ средний взвешенный базовый индекс платы за ЖКУ в 16 крупнейших городах России увеличился до 9%, или почти вдвое по сравнению с июльской тарифной кампанией, а рассчитанный ИПЕМ средний прирост платы за все ЖКУ — до 7,3%, против 5,5% в июле. Однако в связи с опережающим ростом номинальных доходов населения в 2022 году тарифная нагрузка со стороны ЖКУ снизилась во всех исследуемых городах.
До декабрьского повышения значение среднего взвешенного базового индекса платы за коммунальные услуги превышало 9% только один раз — в 2015 году, когда начала действовать современная система индексов платы. Резкое увеличение индекса платы обусловлено отставанием базовых индексов платы от уровня инфляции, которое наметилось ещё в 2020 году, а затем значительно увеличилось (более 7 процентных пунктов в 2022 году). Таким образом, решение Правительства РФ о переносе индексации тарифов на жилищно-коммунальные услуги с 1 июля 2023 года на 1 декабря 2022 года является в значительной степени вынужденным. Оно направлено на предотвращение ситуации, в которой предприятиям ЖКХ пришлось бы сокращать свои затраты, в том числе инвестиционные, в условиях дисбаланса между быстро растущими расходами и менее активно растущими доходами.
Прирост платы за ЖКУ в декабре 2022 года также оказался выше, чем в предыдущую тарифную кампанию. Рассчитанный ИПЕМ средний прирост платы за все ЖКУ по всем рассматриваемым городам составил 7,3%, тогда как в июле 2022 года этот показатель был на уровне 5,5%. Однако в связи с опережающим ростом номинальных доходов населения в 2022 году тарифная нагрузка со стороны ЖКУ снизилась во всех 16 крупнейших городах России, что в значительной мере компенсирует негативные социально-экономические эффекты от внеочередной индексации.
В рамках тарифной кампании 2022 года снизилось число дисбалансов. Например, число регионов, в которых усреднённые по муниципалитетам окончательные значения индексов не укладываются в рамки, установленные распоряжением Правительства России, сократилось до 2 из 19 рассмотренных. В июле 2022 года реальный прирост платы за коммунальные услуги превысил окончательные индексы платы в трёх городах, а в рамках тарифной кампании декабря 2022 года – лишь в двух. Если сравнивать прирост платы за ЖКУ в целом с окончательными индексами платы за коммунальные услуги, то число городов с превышением индексов сократилось с пяти до одного.
На изменение тарифов по-прежнему оказывают влияние "мусорная реформа" и распространение "альтернативной котельной". Кроме того, впервые со времён эксперимента по соцнорме, проведённого в 2013 году, в одном из регионов (Кемеровской области) в декабре 2022 года были введены тарифы на электроэнергию, дифференцированные по объёмам потребления – при этом данная дифференциация крайне слабо повлияет на большинство потребителей.
Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) – российский независимый исследовательский центр в сфере инфраструктурных и смежных отраслей экономики. Основан в 2005 году. Исследовательский коллектив Института включает 30 специалистов, среди которых 5 докторов и 5 кандидатов наук. За время работы выполнено более 500 научно-исследовательских работ. ИПЕМ активно работает в более чем 30 экспертных советах и рабочих группах органов власти, инфраструктурных компаний и отраслевых объединений.
До декабрьского повышения значение среднего взвешенного базового индекса платы за коммунальные услуги превышало 9% только один раз — в 2015 году, когда начала действовать современная система индексов платы. Резкое увеличение индекса платы обусловлено отставанием базовых индексов платы от уровня инфляции, которое наметилось ещё в 2020 году, а затем значительно увеличилось (более 7 процентных пунктов в 2022 году). Таким образом, решение Правительства РФ о переносе индексации тарифов на жилищно-коммунальные услуги с 1 июля 2023 года на 1 декабря 2022 года является в значительной степени вынужденным. Оно направлено на предотвращение ситуации, в которой предприятиям ЖКХ пришлось бы сокращать свои затраты, в том числе инвестиционные, в условиях дисбаланса между быстро растущими расходами и менее активно растущими доходами.
Прирост платы за ЖКУ в декабре 2022 года также оказался выше, чем в предыдущую тарифную кампанию. Рассчитанный ИПЕМ средний прирост платы за все ЖКУ по всем рассматриваемым городам составил 7,3%, тогда как в июле 2022 года этот показатель был на уровне 5,5%. Однако в связи с опережающим ростом номинальных доходов населения в 2022 году тарифная нагрузка со стороны ЖКУ снизилась во всех 16 крупнейших городах России, что в значительной мере компенсирует негативные социально-экономические эффекты от внеочередной индексации.
В рамках тарифной кампании 2022 года снизилось число дисбалансов. Например, число регионов, в которых усреднённые по муниципалитетам окончательные значения индексов не укладываются в рамки, установленные распоряжением Правительства России, сократилось до 2 из 19 рассмотренных. В июле 2022 года реальный прирост платы за коммунальные услуги превысил окончательные индексы платы в трёх городах, а в рамках тарифной кампании декабря 2022 года – лишь в двух. Если сравнивать прирост платы за ЖКУ в целом с окончательными индексами платы за коммунальные услуги, то число городов с превышением индексов сократилось с пяти до одного.
На изменение тарифов по-прежнему оказывают влияние "мусорная реформа" и распространение "альтернативной котельной". Кроме того, впервые со времён эксперимента по соцнорме, проведённого в 2013 году, в одном из регионов (Кемеровской области) в декабре 2022 года были введены тарифы на электроэнергию, дифференцированные по объёмам потребления – при этом данная дифференциация крайне слабо повлияет на большинство потребителей.
Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) – российский независимый исследовательский центр в сфере инфраструктурных и смежных отраслей экономики. Основан в 2005 году. Исследовательский коллектив Института включает 30 специалистов, среди которых 5 докторов и 5 кандидатов наук. За время работы выполнено более 500 научно-исследовательских работ. ИПЕМ активно работает в более чем 30 экспертных советах и рабочих группах органов власти, инфраструктурных компаний и отраслевых объединений.
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:
Специальное предложение
Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».
В пакет входит бесплатное предложение:
- подписка на еженедельный отраслевой мониторинг «Рынок строительно-отделочных материалов, торговые сети DIY и товары для дома России и Республики Беларусь» II квартал 2024 года,
- свежий выпуск ежемесячного обзора «Инвестиционные проекты в жилищном строительстве РФ»,
- презентация INFOLine c бизнес-завтрака «Строительные материалы и рынок DIY. Итоги 2023 года, перспективы 2024-го».
Свяжитесь с нами любым удобным способом:
+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru
Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.