Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Скоропортящаяся прибыль. "РосБизнесКонсалтинг". 29 июня 2016

Как заработать на переработке молока
Экономист Руслан Сагитов решил помочь отцу — председателю сельхозкооператива в Оренбургской области наладить сбыт молока. Молочный завод, открытый в 2014 году, в прошлом году принес семье 48 млн руб. выручки
"Избавились от головной боли"
Экономист Руслан Сагитов в 2007 году окончил Оренбургский государственный аграрный университет, а затем защитил кандидатскую диссертацию о системных рисках в российском банковском секторе и остался работать в университете. Перейти от теории к практике Сагитову пришлось в 2012 году. Его отец Равиль, директор сельскохозяйственного кооператива "Рассвет", бывшего колхоза с 600 коровами, попросил помочь с управлением хозяйством.
"Многие годы отец сталкивался с неплатежами молокозаводов весной и летом, когда нужны деньги для проведения весеннего сева, кормозаготовки, — рассказывает Сагитов. — Он работал с разными переработчиками, в итоге одна компания обанкротилась и расплачивалась машинами, другая компания нанесла убытки в 5 млн руб., с третьим заводом тоже были большие проблемы. В итоге мы решили все делать сами, чтобы избавиться от этой головной боли".
В 2013 году Сагитовы арендовали у "Рассвета" (хозяйством владеют на паях члены кооператива) землю в селе Кабанкино Саракташского района Оренбургской области и решили построить с нуля молокоперерабатывающий завод. Возводить здание начали 9 мая 2013 года. В общей сложности к моменту запуска и начала продаж в апреле 2014 года Сагитовы вложили в завод 39,3 млн руб. Инвестором стал отец Руслана. По данным СПАРК, по 50% долей ООО "Степь" принадлежит Сагитову-младшему и его сестре Эльмире.
Торговую марку "Белое озеро", под которой Сагитовы стали продавать молоко, придумала жена предпринимателя, когда они катались на велосипедах в окрестностях молокозавода. Логотип и дизайн Руслан нарисовал сам. В первые месяцы завод перерабатывал лишь 200–300 л молока в сутки, а Сагитов и его сотрудники стажировались на других предприятиях. "В соседнем селе работал молокозавод, сопоставимый по объемам переработки с нашим. Они повели себя красиво и поделились опытом", — вспоминает Сагитов. Тот завод собственники решили законсервировать: они живут в другом регионе и не могли контролировать все процессы, вспоминает он. Сам Сагитов был убежден — если купить современное оборудование и наладить контроль, то производство станет выгодным, а отца избавит от головной боли.
Рынок молока
Согласно данным ретейл-аудита Nielsen, рынок молочных продуктов в России — второй по объемам продаж в натуральном выражении и первый в денежном среди всех сегментов продовольственного рынка. В прошлом году рост цен на молочную продукцию составил 9,7%, а литр пастеризованного молока в среднем стоил 46 руб. Объем продажи на российском молочном рынке в 2015 году вырос на 2,5% в натуральном выражении. По сравнению с 2014 годом (+5%) это замедление.
Топ-3 брендов по продажам в натуральном выражении в 2014–2015 годах — "Простоквашино" ("Данон Россия"), "Домик в деревне" и "Чудо" ("Вимм-Билль-Данн", подконтролен PepsiCo). Несмотря на доминирование крупных международных компаний, в России работают сотни небольших местных производителей. "Наблюдается значительный рост продаж в низко- и среднеценовом сегменте: отчасти благодаря усилению присутствия на рынке частных марок [недорогих собственных марок розничных сетей], пользующихся значительным спросом, отчасти благодаря усилению локальных производителей, которые наращивают продажи и предлагают продукты по более доступным ценам", — говорит директор группы по работе с компаниями продовольственного рынка Nielsen Сергей Гламазда.
"Хочешь выиграть — давай лучшую цену"
"Ключевая проблема подобных молочных стартапов — продажи. Неизвестный бренд очень тяжело продавать, а сроки хранения у молочной продукции короткие", — говорит председатель правления ассоциации "Союзмолоко" Андрей Даниленко.
Первую партию продуктов 1 апреля 2014 года экспедитор повез в Оренбург (город находится в 75 км от поселка Кабанкино). "Мы заходили в обычные [несетевые] магазины, говорили, что представляем продукцию нового завода, предлагали попробовать. Кто-то отказывался, а кто-то понемногу брал для пробы. Приезжали через два дня, а нас уже ждали", — вспоминает Сагитов. Вскоре, уверяет он, продукцию под маркой "Белое озеро" можно было встретить практически во всех торговых точках в окрестностях завода. Через полгода завод увеличил мощность переработки до 3 т молока в сутки.
К этому моменту Сагитов нашел новый канал сбыта. В 2015 году он стал отслеживать в интернете тендеры на госзакупки. "Первое время мы побаивались. Для нас сфера госзакупок новая. Но вскоре выиграли несколько тендеров, никаких проблем и препятствий не было. Хочешь выиграть — давай лучшую цену, и все", — говорит Сагитов. Отпускная цена пакета молока под брендом "Белое озеро" объемом 1 л жирностью 2,5% составляла примерно 31 руб. (при себестоимости производства 26,35 руб.) — это экономсегмент. Сейчас завод работает с детскими садами, обеспечивает молочной продукцией местные школы, больницы.
Освоившись на гостендерах, Сагитов решил пойти дальше и стать поставщиком крупного бизнеса. "Степь" смогла выиграть конкурс на поставки молочной продукции Медногорского медно-серного завода (входит в Уральскую горно-металлургическую компанию) и гелиевого завода "Газпрома" (оба — в Оренбургской области). Для "Газпрома" "Степь" поставляет молоко, выдаваемое работникам "за вредность", и кисломолочную продукции для столовой, всего около 6 т в месяц.
В том же 2015 году среди клиентов завода появились большие торговые сети: Metro Cash & Carry, "О’Кей", "Магнит". "Поставки сетям нестабильны. Многое зависит от сезона: зимой хорошо берут, а летом на 20–30% продажи падают. Зато госзакупки обеспечивают нас заказами и зимой, и летом", — говорит Сагитов.
Прямые конкуренты компании — Новосергиевский молочный комбинат, Ташлинский молокозавод, компания "Оренбург молоко": все они производят молоко с коротким сроком хранения. Такой продукт требует особых условий перевозки, так что нередко выигрывает тот производитель, который просто находится ближе к потребителю.
"Такие проекты имеют перспективу именно на местном рынке. По всей стране встречаются примеры подобных производств, совмещенных с переработкой: "Саяпин" в Калужской области, "Дмитрова гора" в Тверской области", — говорит Даниленко.
Сейчас география поставок молокозавода "Степь" — магазины и предприятия в радиусе 150 км от села Кабанкино, поскольку возить скоропортящуюся продукцию дальше нерентабельно. Примерно половину продукции компания продает на тендерах, остальное делят между собой магазины шаговой доступности и сети. "В сельской местности магазинов шаговой доступности больше, чем сетей, поэтому соотношение примерно 70 на 30% в пользу небольших местных точек", — объясняет Руслан. Среднестатистический магазин шаговой доступности покупает у "Степи" 1 т молока и кисломолочной продукции в месяц.
Товарная линейка "Степи" состоит из продуктов экономсегмента короткого срока хранения (молоко, кефир, варенец, ряженка, йогурт), сметаны в стаканчиках, творога и масла в брикетах. "Мы выбрали такую линейку, потому что в этом сегменте представлены только местные производители, а федеральные игроки не могут возить скоропортящуюся продукцию, соответственно, конкурировать проще", — говорит Сагитов. В сегменте масла сильная конкуренция с белорусскими поставщиками, поэтому основной продукт — это молоко.
"Для нас и наших покупателей такие производители, как "Степь", — спасение. В отличие от крупных холдингов они готовы работать на натуральном сырье и выпускать качественную продукцию без добавок", — говорит Евгений Щепин, управляющий по внешним коммуникациям компаний "Избенка" и "ВкусВилл".
Основная проблема молочного производства — особые условия и повышенные санитарные требования к производству, хранению и транспортировке. Если где-то совершается ошибка, молоко моментально прокисает. Поэтому на заводе работает химическая лаборатория, где проводятся ежедневные первичные анализы сырья. "Иногда мы видим, что молоко приходит к нам уже перегретым или грязным, кто-то мог в колхозе не домыть корову, и молоко загрязнилось", — говорит Сагитов.
Хранить молоко на заводе больше одного дня нельзя — его сразу же везут контрагентам. При этом нужно следить и за покупателями. "Иногда приходится выезжать на место и измерять температуру в холодильном оборудовании, как выяснилось, она не всегда нужная", — рассказывает Руслан. Отец Сагитова владеет четырьмя магазинами в сельской местности, которые, естественно, закупают продукцию "Степи": оказалось, что в них стоит несоответствующее требованиям оборудование, и пришлось менять холодильники.
"Реальный бизнес"
Первоначальные инвестиции в молочный завод составили почти 40 млн руб. Около 12 млн руб. у предпринимателя ушло на ремонт, отделку, коммуникации. Еще 14 млн руб. Сагитов потратил на приобретение и монтаж оборудования, самой дорогой покупкой стал пастеризатор для тепловой обработки молока, который стоил 2 млн руб. "На самом первом этапе мы хотели сохранить свободную площадь завода для роста, но в итоге оборудование приходилось докупать, и сейчас весь завод уже заполнен, — говорит Сагитов. — Получается, что надо было строить помещение еще большего размера". На оборотные средства ушло около 8 млн руб. — это упаковка, закупка первой партии сырья, ингредиентов. Плюс купили шесть автомобилей с рефрижераторами на 5 млн руб.
По данным СПАРК, в 2014 году выручка ООО "Степь" составила 36 млн руб., компания получила 8 млн убытков. По словам Сагитова, в 2015 году выручка компании выросла до 48 млн руб., а прибыль составила около 3 млн руб. Но владельцы "Степи" реинвестируют ее в расширение производства. За половину 2016 года выручка составила уже 30 млн руб. "Мы идем по плану и собираемся достигнуть 60 млн руб. выручки к концу года, переработав 3000 т молока", — говорит Руслан. С января 2016 года молочный завод перерабатывает уже все молоко, которое производится в "Рассвете", и привлекает сторонних поставщиков. По расчетам предпринимателя, окупить инвестиции получится к весне 2019 года.
Проблем с кадрами в поселке нет. "У нас комфортные условия труда, кто-то ведь привык работать на тракторе в жару, а тут завод, где ухоженные туалеты, душевые, спецодежда чистая. Людям есть с чем сравнивать, они с удовольствием идут к нам. Считается, что это престижная и статусная работа", — говорит Руслан. На молочном заводе в Кабанкино сейчас заняты 20 сотрудников: управляющие производством, технологи, фасовщики, санитарки, операторы газовой котельной, охранники. Это семейный бизнес — Руслану помогает сестра, мама предпринимателя занимается учетом, супруга отвечает за юридическую поддержку.
Ежемесячная выручка завода сейчас составляет примерно 5,6 млн руб., 80% выручки (или 4,5 млн руб.) поступает за счет продаж: 40% — молоко, 32% — кисломолочные продукты, 28% — творог и масло. 20% от общей выручки — это переработка молока для сторонних предприятий. Сейчас предприятие находится на "налоговых каникулах" — благодаря инвестиционным затратам прошлых лет налог составляет всего 1% от выручки.
Сейчас Сагитов оформляет документы для бурения скважины и строит новое здание. Он планирует добавить к молоку производство питьевой воды: зимой надои падают, а вода пользуется спросом круглый год и отношения с местной розницей уже налажены.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

В течение последних лет ФСГС и другие госорганы последовательно ограничивают объем публикуемой статистики. В числе засекреченных показателей уже оказались детализация по инвестициям в основной капитал, структура доходов и расходов населения, а также ряд данных по промышленности, сельскому хозяйству и регионам.

Это существенно затрудняет полноценный анализ, необходимый для развития бизнеса, снижает качество планирования, усложняет процесс принятия обоснованных управленческих решений.

Для получения объективной картины происходящего специалисты INFOLine регулярно выпускают исследования ключевых секторов экономики, предоставляя клиентам актуальные данные.

титулы обзоров 2025.jpg

В комплексную линейку отраслевых обзоров «Экономика России 2025» аналитики включили:

ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОЛНОГО ПОРТФЕЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДУСМОТРЕНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА

Наши контакты:

+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
mail@advis.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot