Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Исследования и проверки фармацевтического рынка: роль Госценинспекции Украины. "Аптека Онлайн". 2 сентября 2013

Всегда актуальной темой для субъектов хозяйствования, в том числе и занимающихся оптовой/розничной реализацией лекарственных средств, остается порядок проведения проверок и перечень органов, уполномоченных осуществлять государственный надзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности. Мы уже не раз писали о порядке проведения проверок органами Государственной службы Украины по лекарственным средствам, а также давали рекомендации, которыми участники рынка могут воспользоваться при подготовке и прохождении плановых и внеплановых проверок. И как говорится, проинформирован — значит, вооружен! В данной публикации мы проанализируем функции и права Государственной инспекции Украины по контролю за ценами (далее — Госцениспекция Украины), которая согласно Указу Президента Украины от 30.03.2012 г. № 236/2012 может также проводить в установленном порядке плановые и внеплановые проверки субъектов хозяйствования.
Государственная политика в сфере регулирования цен
Государственная политика в сфере регулирования цен постоянно изменяется. Это связано с тем, что несколько раз менялся статус и объем полномочий Госценинспекции Украины. В 2011 г. ее ликвидировали, но в прошлом году ведомство было воссоздано.
В последний год деятельность Госценинспекции Украины активизировалась. Указом Президента Украины от 17.04.2013 г. № 220/2013 расширены ее полномочия. Так, начиная с этого года, помимо установленных ранее Госценинспекции Украины полномочий и прав, она осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, субъектами хозяйствования требований по формированию, установлению и применению государственных регулируемых цен, а также предоставляет обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений указанных требований и в отдельных случаях принимает решения о применении административно-хозяйственных санкций.
Кроме того, расширился круг прав Госценинспекции Украины, который включает следующие:
получать в соответствии с законодательством в письменной форме объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки;
получать безвозмездно от проверяемых субъектов хозяйствования копии документов и другие сведения, необходимые для осуществления государственного надзора (контроля) за соблюдением требований по формированию, установлению и применению государственных регулируемых цен, документов, которые могут подтвердить их нарушение, платежных поручений, квитанции, подтверждающие факт перечисления в бюджет средств в случае применения административно-хозяйственных санкций, а также справки, подготовленные субъектами хозяйствования по его требованию.
Тут стоит обратить внимание на то, что в случае необходимости органы Госценинспекции Украины могут запросить копии документов, например, за последние 1–2 года, а это, в свою очередь, составляет немалое количество и требует дополнительных затрат от субъекта хозяйствования;
проводить у субъектов хозяйствования в установленном порядке плановые и внеплановые проверки:
1) достоверности указанной в документах информации о формировании, установлении и применении государственных регулируемых цен;
2) бухгалтерских книг, отчетов, смет, деклараций, показателей регистраторов расчетных операций и других документов, связанных с формированием, установлением и применением государственных регулируемых цен, независимо от способа представления информации.
Это не исчерпывающий перечень прав Госценинспекции Украины и в целом он дублирует права других регуляторных органов, таких как Государственная служба Украины по лекарственным средствам, Антимонопольный комитет Украины и др.
Госценинспекция Украины не спит!
В июле текущего года Госценинспекция Украины подвела итоги своей работы за I полугодие 2013 г. Согласно информации, опубликованной на сайте, в течение этого периода осуществлено 36 546 исследований по вопросам мониторинга цен. Из них 924 касались рынка лекарственных средств и изделий медицинского назначения в аптечных сетях. Исследованием охвачено 185 субъектов хозяйствования.
Во исполнение поручения Совета национальной безопасности и обороны Украины от 17.05.2013 г. № 692/5–6-6–3 по проведению мониторинга динамики цен, являющихся предметом договоренностей в рамках Меморандума взаимопонимания между Правительством и субъектами хозяйствования, осуществляющими производство лекарственных средств, их оптовую и розничную торговлю от 6 июня 2012 г., Госценинспекцией Украины осуществляется анализ ценовой ситуации на фармрынке Украины.
Ежемесячно 185 субъектов хозяйствования, осуществляющих производство, оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, которые по объемам реализации занимают наибольший удельный вес на фармацевтическом рынке, предоставляют информацию о размере оптово-отпускных, закупочных и розничных цен и уровне применяемых снабженческо-сбытовых и торговых надбавок (исследованием охвачено 22 043 ценовые предложения на препараты и изделия медицинского назначения).
Также на протяжении 2012–2013 г. Госценинспекция Украины привлечена к проверкам, предметом которых были вопросы формирования закупочной цены на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в соответствии с действующим законодательством Украины при осуществлении государственных закупок и формировании, установлении и применении тарифов на платные медицинские услуги, предоставляемые учреждениями здравоохранения.
Законодательные инициативы
С целью прозрачного формирования цен в мае текущего года Госценинспекция Украины подала предложения МЗ Украины относительно контроля за ценами на препараты и изделия медицинского назначения, закупаемые за бюджетные средства. Так, ведомство предлагает внести изменения в постановление КМУ № 794 "Вопросы декларирования изменения оптово-отпускных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, закупаемые за счет средств государственного и местных бюджетов". В частности, Госценинспекция Украины считает необходимым расширить пакет документов, которые подают субъекты хозяйствования для декларирования изменения оптово-отпускных цен на препараты и изделия медицинского назначения, включив в него заключение Госценинспекции Украины относительно экономической обоснованности расчетов оптово-отпускных цен.
Кроме того, Госценинспекция Украины предлагает ограничить возможность частой смены цены и считает необходимым, чтобы субъект мог проводить декларирование изменений оптово-отпускной цены на лекарственные средства и изделия медицинского назначения не чаще, чем один раз в 3 мес. На сегодня такое ограничение отсутствует, единственное, что декларирование изменения оптово-отпускной цены на лекарственное средство или изделие медицинского назначения должно осуществляться не реже 1 раза в 2 года.
В июле текущего года на общественное обсуждение выносился проект постановления КМУ "Вопросы усовершенствования декларирования изменения оптово-отпускных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, закупаемые за счет средств государственного и местных бюджетов". Среди прочего он предусматривает, что в пакет документов, которые подают субъекты хозяйствования для декларирования изменения оптово-отпускных цен на препараты, входит и информационная справка по уровню оптово-отпускных цен на лекарственные средства, которые сложились на рынке Украины и зарегистрированных/задекларированных оптово-отпускных цен на лекарственные средства в референтных странах, определенных МЗ Украины, и расчета медианы в диапазоне этих цен.
Вопрос в том, в каком виде будет оформляться такая справка, самостоятельно или же следует обращаться в соответствующие органы?
Кроме того, согласно проекту документа декларирование изменения оптово-отпускной цены сможет осуществляется не чаще 1 раза в текущем квартале при условии изменения цены на сырье, материалы, размера накладных расходов, курса иностранной валюты.
Также в июле 2013 г. обнародован проект приказа Министерства экономического развития и торговли Украины "Об утверждении унифицированной формы акта проверки соблюдения требований относительно формирования, установления и применения государственных регулируемых цен". Он предусматривает определение исчерпывающего перечня вопросов, по которым будет осуществляться государственный надзор (контроль) в сфере ценообразования и предотвращение (запрет) осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере ценообразования по вопросам, не указанным в форме акта. Этот проект документа поступил на согласование в Государственную службу Украины по вопросам регуляторной политики и развитию предпринимательства.
Напомним также, что 21 августа вступило в силу постановление КМУ от 01.08.2013 г. № 533. Документом утверждены критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности, связанной с продажей (реализацией) товаров, в отношении которых установлено государственное регулирование цен, и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля) Госценинспекцией Украины.
В соответствии с установленными критериями субъекты хозяйствования относятся к одной из 3 степеней риска — высокой, средней или незначительной. Периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля) за соблюдением субъектами хозяйствования требований законодательства о ценах и ценообразовании зависит от степени риска.
Права субъектов хозяйствования при осуществлении проверок
Мы же, в свою очередь, не устаем напоминать о том, что субъекты хозяйствования должны всегда держать руку на пульсе и быть в курсе всех событий, связанных с изменениями в системе проведения проверок. Статья 10 Закона Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" регламентирует, в частности, такие права субъекта хозяйствования при осуществлении государственного надзора (контроля):
требовать от должностных лиц органа государственного надзора (контроля) за соблюдением требований законодательства;
проверять наличие у должностных лиц органа государственного надзора (контроля) служебного удостоверения и получать копии удостоверения (направления) на проведение планового или внепланового мероприятия;
требовать неразглашения информации, являющейся коммерческой тайной предприятия;
получать и знакомиться с актами государственного надзора (контроля);
обжаловать в установленном законом порядке неправомерные действия органов государственного надзора (контроля) и их должностных лиц и др.
Субъекты хозяйствования (как и органы государственного надзора (контроля)) также имеют право фиксировать процесс осуществления планового или внепланового мероприятия или каждое отдельное действие средствами аудио- и видеотехники, не препятствуя осуществлению такого мероприятия.
Главное — не забывать о своих правах и умело пользоваться ими во время осуществления хозяйственной деятельности. Это является одним из залогов успеха и уверенной позиции на рынке в целом и фармацевтическом в частности.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.