Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Динамика железнодорожной погрузки по итогам I квартала 2018. "Институт проблем естественных монополий". 17 апреля 2018

Руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Александр Слободяник в комментарии для BuisinessFM отметил динамику погрузки по итогам I квартала 2018 года.
"В марте 2018 года погрузка на сети РЖД составила 112,4 млн тонн, это более чем на 3% превышает аналогичный период прошлого года. В целом, по итогам квартала – погрузка растет, сохраняется позитивный тренд. Общий рост погрузки по итогам I квартала - 3,5%, что составляет 315,7 млн тонн. При этом на экспорт наблюдается наиболее значительный рост +4,5% против 3,2% во внутреннем сообщении.
Интересно отметить, что в портах с января по март 2018 год, было погружено на 76,8 млн тонн – это более чем на 4,5 % превышает уровень прошлого года. При этом основными грузами в структуре экспортного грузопотока в порты является каменный уголь – доля более 44%, нефтяные грузы – 28% .
По итогам квартала, основным лидером роста погрузки является зерно – более чем 40% рост погрузки. Черные металлы (+10,8%), удобрения и каменный уголь. Погрузка угля выросла на 3,6% относительно прошлого года и составила 94,3 млн тонн. Необходимо отметить, что темпы роста погрузки угля на протяжении всего квартала увеличивались. Если в январе в связи с погодными условиями погрузка соответствовала уровню 2017 года, то в дальнейшем от месяца к месяцу погрузка стремительно увеличивалась. Если сравнить март 2017 и март 2018, можно отметить, что погрузка угля выросла на 8,4%. При этом основной рост идет на экспорт. Это связано с тем, что такие страны как Китай, Южная Корея, Тайвань, а также ряд европейских стран увеличивает закупку угля, в ближайшей перспективе темпы роста погрузки на экспорт будут увеличиваться. Одной из причин этому явлению может быть снижение курса рубля по отношению к доллару и евро.
Погрузка черных металлов увеличилась на 10,8%. Примечательно, что рост наблюдается как во внутреннем сообщении, так и на экспорт. Во внутреннем сообщении рост погрузки связан с увеличением отгрузок металлов в адрес крупнейших автомобилестроительных заводов – ВАЗ, ГАЗ, КАМАЗ и т.д., а также предприятий железнодорожного машиностроения - это, прежде всего, связано с ростом производства вагонов. Основным фактором, сдерживающим рост экспорта российской продукции, являются антидемпинговые таможенные пошлины в отношении российских производителей. Например, США, которые в конце 2017 года ввели экспортные пошлины в отношении углеродистой и стальной катанки. Для российских поставщиков эта пошлина составляет более 430%. В январе 2017 году Турция ввела дополнительные пошлины в размере 30% на трубы, которые действуют до сих пор. В мае 2017 года Мексика продлила на пять лет действие антидемпинговых пошлин на поставку листового горячекатаного проката из России. Размер этих пошлин составляет почти 30%.
Погрузка зерна продолжает расти уже не первый год. По итогам первого квартала, погрузка выросла на 42% и составила 7,1 млн тонн. Основной рост погрузки – более 60% приходится на экспорт. Причин несколько, но особенно выделяется низкий уровень грузовой базы прошлого года, так как основной рост погрузки в 2017 году наблюдался во второй половине года. В связи с этим можно предположить, что в дальнейшем темпы роста погрузки зерна будут несколько снижаться.
Одним из аутсайдеров первого квартала являются нефтяные грузы, погрузка сократилась на 1,7%. Отправки на экспорт снизились практически на 5%. В первую очередь это связано с вводом в эксплуатацию трубопровода от Волгоградского НПЗ до порта Новороссийск. ТрансНефть еще в конце 2017 году организовывала пробные отправки дизельного топлива в размере около 250 тысяч тонн ежемесячно. В ближайшей перспективе можно ожидать дальнейшего снижения погрузки нефтяных грузов на железнодорожный транспорт – это может быть связано с вводом новых трубопроводов, а также с расширением пропускной способности уже существующих. Например, в ближайшее время ожидается подключение Комсомольского НПЗ к ВСТО-2, также полная реализация проекта "ЮГ, с подключением не только Волгоградского НПЗ, но и других заводов. Из чего можно сделать вывод, что в ближайшие пару лет объемы перевозки нефтяных грузов железнодорожным транспортом сократятся более чем на 10 млн тонн. В связи с этим, доход ОАО "РЖД" может сократиться на 25 млрд рублей.
Нефть и нефтяные грузы являются одним из высокодоходных грузов на железнодорожном транспорте, который имеет значительную долю в структуре доходов ОАО "РЖД". Межвидовая конкуренция постоянно обостряется и по факту она существует только при перевозке сырой нефти и дизельного топлива. Конкуренция реальна только на этапе планирования и оценки экономической привлекательности строительства трубопровода: если принято решение о необходимости строительства трубопровода, то железные дороги сразу проигрывают. Если у грузоотправителей есть возможность выбрать на каком транспорте осуществлять доставку: на трубе, на железнодорожном или на водном транспорте, он выберет "трубу", так как она имеет ряд преимуществ в сравнении с остальными видами транспорта. Например, низкая стоимость транспортировки (в виду низкой стоимости строительства и содержания инфраструктуры), а также наличие высокой пропускной способности, автоматизации процессов перекачки, налива и слива, а также минимизации потерь груза в пути следования. Добавлю, что ТрансНефть, проводит активную маркетинговую политику для привлечения дополнительных грузов. Создаются индивидуальные транспортные продукты под клиента, также организуются комплексные проекты по совместной доставке нефтепродуктов с использованием автомобильного транспорта, благодаря чему у клиента есть возможность доставить груз "от двери до двери". В настоящий момент железнодорожный транспорт пытается привлечь грузовую базу путем предоставления скидок в рамках тарифного коридора. Железнодорожному транспорту стоит также рассмотреть возможность создания комплексных услуг по доставке грузов, как внутри отрасли со всеми участниками перевозочного процесса - операторами, стивидорами и прочее. Также необходимо рассматривать привлечение альтернативных видов транспорта, как это и делает ТрансНефть.
Отмечено изменение тренда погрузки строительных грузов. По итогам I квартала погрузка сохраняется на уровне +3% к уровню прошлого квартала 2017 года. Однако тренды изменились: если в январе 2017 года погрузка увеличилась на 13% относительно января, то в марте погрузка снизилась почти на 7%, в феврале наблюдались средние значения. Эта динамика связана с низкой грузовой базой января 2017 года и высокой грузовой базой марта. В перспективе можно ожидать, что погрузка либо останется на том же уровне, либо будут незначительные отклонения".
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.