Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Десять тезисов для новой госпрограммы. "Агроинвестор". 5 июля 2018

Главный редактор журнала "Агроинвестор" Николай Лычев о том, что аграрную политику нужно менять
Месяц назад я написал пост о том, что пора думать о конфигурации новой агрогоспрограммы, и поделился мыслями, почему нынешняя формула поддержки АПК во многом себя исчерпала. Теперь несколько слов о ключевых идеях, которые должны найти свое отражение в новом стратегическом документе отрасли. Идеи не только и не столько мои, сколько opinion makers нашего журнала и сайта. В их числе - фактические соавторы действующей программы, известные в отрасли бизнесмены и эксперты, люди, руководившие Минсельхозом. Новой стратегии еще нет, но мы понимаем, что формировать ее будут под влиянием мнений экспертов.
Попытаюсь объединить в десяти условных тезисах кое-что из того, что может или должно войти в тренд развития АПК после 2020 года.
1. В последние лет пятнадцать правительство и Минсельхоз решали и в основном решили простую задачу - заместили импорт. Из тех продуктов питания, которые физически можно и экономически целесообразно делать в России, нам, по большому счету, замещать уже нечего. Потребитель-избиратель одобряет, начальство тоже довольно. С одних рынков (как сахар) импорт полностью вытеснен, на других (овощи) его доля стремительно снижается и через два-четыре года тоже будет мала. Теперь нужно определиться, как поддерживать те рынки, производимые на которых товары мы еще не вывозим или даже продолжаем что-то по инерции ввозить. Но при этом есть потенциал а) мультипликации добавленной стоимости, б) выхода на уровень полного самообеспечения и в) экспорта. Это, например, те же овощи или, допустим, молочные продукты, а также товары органик и био. Поддерживать всех подряд уже невозможно, да и не нужно. Поэтому адресатами поддержки должны стать те, чье развитие можно подтолкнуть с помощью государственных мер. Тогда и АПК сможет расти не на 1,5?2% в год, а быстрее.
2. Продолжение переформатирования действующих мер под нужды рынка и интересы конкретного сельхозпроизводителя, который должен иметь возможность выбора. Последние примеры попыток такой "переупаковки" - субсидирование железнодорожных перевозок зерна на экспорт вместо массированных интервенций (что было в интересах рынка, где явное перепроизводство товара при не менее явной недоступности логистики) или, к примеру, несвязанное субсидирование. За последнее только ленивый не бросал камня в федеральный Минсельхоз. Да, эта мера очень криво внедрялась, но задумана изначально верно: пусть аграрии сами выбирают, на что тратить субсидии. Еще одна важная, но пока не очень удачная попытка - субсидируемое кредитование АПК под 5% с допуском большого числа банков. Если бы не безумно сложная система согласований, часто приводящая к срыву оборотного кредитования хозяйств, и подозрения правоохранителей в нецелевом расходовании денег, можно было бы сказать, что идея удалась. Но здесь - как в случае с несвязанной поддержкой - хромает реализация идеи, которая сама по себе верна и вполне рыночна.
3. В первых двух госпрограммах (с 2008 года), а ранее - в нацпроекте АПК (2006?2007 годы) поддержка агросектора была явно смещена в сторону первичного животноводства. В последней программе изначально верный акцент уже становится перекосом. Отсюда, в частности, кризисы перепроизводства, падение цен и прибылей производителей. Явно недоинвестированы растениеводство и следующие после сырья цепочки в животноводстве: переработка, хранение, логистика, продукт. В новой программе нужно уделить этим направлениям большее внимание. Тем более что основной вклад в рост АПК вносит именно растениеводство.
4. Важно избавить Минсельхоз от обязанности финансировать направления, не имеющие отношения к развитию сельского хозяйства. И здесь первый пример - социальные программы. 15?20 лет назад и отрасль, и экономика были совсем другими. Поэтому затраты на газификацию, дороги и сельские школы, заложенные в бюджет Минсельхоза, выглядели если не логично, то в принципе понятно. Сейчас этот функционал логичнее передать или Минтруду, или регионам. Не менее важно отделить финансирование здоровых и перспективных производств от затрат на "социальную деятельность" по поддержке всех, кто оказывается в плохом положении по причине ошибок в планировании, кризиса, засухи и т. д. Нужно четко обозначить: вот это точки развития, приоритеты (собственно, сам АПК), а это - извините, "собес", которому мы как государство станем помогать другими методами, потому что это люди, у них нет других рабочих мест и пр.
5. Больше адресности и долой уравниловку! Получателями субсидий должны быть те участники рынка, которые больше в ней нуждаются, а не формально соответствующие критериям. Сейчас субсидии просто формируют дополнительную доходность крупных аграрных операторов. Им, в отличие от небольших хозяйств, проще и легче оформить все документы, не говоря про лоббистскую и административную фору. Я не знаю компаний, не выживших по причине отсутствия субсидирования. Но если субсидии есть, то все участники рынка должны иметь равный доступ к этой поддержке. А получать их - по итогам своей деятельности в течение года, а не заранее по критериям, которые утверждает Минсельхоз. Если был тяжелый год для какого-то производства или региона - и проблемы с погодой, ценой, случилась пандемия АЧС и т. д.- то основная сумма субсидий должна уходить туда.
Пример, где не хватает адресности, - экспорт. Он у нас крайне недиверсифицирован. Зерно, рыба и масло - вот, в общем-то, и весь наш большой агроэкспорт. Поэтому нужно поддерживать не те товары, которые мы уже успешно экспортируем, а те, что могут стать экспортными. И даже не товары, а производителя с экспортным потенциалом: он в состоянии сам решить, что ему вывозить и в каких объемах.
6. Отказ от субсидирования инвестиционных кредитов. Не оборотных, а именно инвестиционных. Такого нет, наверное, нигде в мире. Деньги, которые можно и нужно платить как льготу на оборотный капитал, нельзя с помощью, по сути, того же механизма давать на инвестиционную деятельность. Это следует делать в другом формате: проводить инвестиционные конкурсы, выделять гранты, но не льготные инвесткредиты. В конце концов, бюджеты у нас годовые, а проекты в АПК - долгосрочные, до 10 лет и больше. Я не говорю о явной коррупциогенности действующей меры и о том, что в нынешнем виде это просто вливания в оборотный капитал банков.
Субсидии сельхозмашиностроителям тоже можно заменить на компенсацию части затрат покупателям техники. Во-первых, заводы уже адаптировались к этой субсидии и без нее сохранят устойчивость. Во-вторых, пусть аграрии сами выбирают, на покупку каких машин и агрегатов тратить эти субсидии.
7. Это то, что, скорее всего, не получится в текущих российских реалиях. Сориентировать господдержку вместо валовых показателей на "экономику знаний": науку и образование, а через них - на новые технологии и человеческий капитал. В том числе на стимулирование селекции и производства российских семян. На упрощение и ускорение регистрации новых сортов. На поддержку органического земледелия и развития биотехнологий.
Переориентация на экспорт вместо исчерпавшего себя импортозамещения - это тактически верный шаг в правильном направлении. Но стратегически - суть одно и тоже: и то и другое сводится к наращиванию валового производства агротоваров. Просто цели разные. Там мы наполняли свой рынок, а теперь развиваем еще и продажи за рубеж. Из той же серии политически обусловленные и экономически бессодержательные призывы ввести в оборот чуть ли не 40 млн га неиспользуемых гектаров сельхозземли.
Все это ложные цели. Большой мир, в том числе и аграрный, конкурирует и развивается благодаря кадрам и технологиям, а не потому, что много производит. Где в России, например, синтез действующих веществ для средств агрохимии? Это не только высокие технологии, но и, кстати, замещение импорта тех же пестицидов, от которого мы зависим на 100%, а на нашей стороне - лишь "розлив" и брендирование. А где у нас ведущие центры R&D по растениеводству, несколько из которых есть даже в Индии? Где лучшие в мире центры гибридизации животных и птицы?.. А между тем это следующий этап конкуренции за глобальное лидерство, которая уже разворачивается на наших глазах. Да, необходимо и развернуться в сторону экспорта, и больше производить. Но если сосредоточимся только на этом, то будем готовиться к прошлой войне и почти гарантированно проиграем ХХI век. Россия сможет делать миллионы тонн продукции с низкой добавленной стоимостью или без нее (типа пшеницы или муки, подсолнечника или масла). Но без научной и человеческой составляющих зарабатывать на всем этом будет кто угодно, только не мы. Качество почв продолжит ухудшаться, ресурсоемкость АПК останется запредельно высокой, люди будут деградировать, а на современной технике станет совсем некому работать.
И еще один аргумент в пользу этого пункта. Средний горизонт планирования российской компании - два-три года, у некоторых - ну четыре-пять, не больше. Отдача же от научных вложений начинается через 15?20 лет. При таком узком горизонте планирования один только частный бизнес никогда не вложится в технологии. Но в них может и должно инвестировать государство, в том числе в кооперации с бизнесом.
8. Одно из слабейших мест рынка - производственная и транспортно-логистическая инфраструктура. Портовые мощности. Элеваторы. Железная дорога. Любой участник отрасли вне зависимости от своего масштаба и рыночной силы скажет, что со всем этим просто беда. Местами инфраструктуру нужно модернизировать, местами - вообще создавать с нуля. Именно эти меры нужны после 2020 года чуть ли не в первую очередь.
9. Страхование, хеджирование нуждаются в коренном реформировании. Без них невозможно финансово стабилизировать сам по себе весьма волатильный агросектор. В числе того, что нужно производителям, с которыми я общаюсь, - страхование финансовых рисков СХП и их производственных убытков, а также возможность страхования отдельных полей и участков.
10. Последний пункт обозначу как "прочее". Кроме перечисленного выше, мои собеседники предлагают еще ряд идей. Поддерживать селекционно-семеноводческие компании, создающие конкурентоспособные в сравнении с импортными сорта и гибриды. При этом не повышать пошлины на импорт: такая "поддержка" только повысит затраты растениеводов, так как некачественные отечественные аналоги они все равно покупать не будут. Поддерживать аграриев не за объемы производства, а мотивировать рентабельность продаж. Восстановить метеорологическую службу. Предусмотреть поддержку исследований и консалтинга для АПК. В сфере мелиорации, семеноводства и генетики хорошо сработала бы грантовая поддержка или ГЧП. Многие выступают за поддержку глубокой переработки, в том числе с расчетом на экспорт, и цифровизации АПК.
P. S. Благое пожелание вне перечисленных пунктов. Вне, потому что сейчас оно так же актуально, как в начале нулевых годов, и, боюсь, останется актуальным по завершении действия еще не одной государственной программы. Нам нужна такая программа, в которой бы за весь срок ее действия по большому счету ничего не меняли. Первое, что нужно - устойчивая аграрная политика, даже если она не оптимальна. В этом плане революционная "переупаковка" мер субсидирования АПК, на которую пошли в прошлом году, оправдана тактически, но абсолютно недопустима стратегически. В конце концов, стабильность правил важнее текущей эффективности расходования бюджетных рублей.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.