Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Эксперты: "Потерянные судостроителями заказы — не самое страшное". "РосБизнесКонсалтинг". 7 января 2019

В 2018 году петербургские судостроители потеряли сразу несколько крупных заказов. В частности, местные заводы остались без многомиллионных контрактов на строительство краболовов и сверхмощного ледокола "Лидер". Однако городские предприятия частично компенсировали эти потери другими заказами. По словам опрошенных РБК Петербург экспертов, пока состояние местных судостроителей можно назвать стабильным, однако в течение ближайших шести лет ситуация может измениться.
Капризный "Лидер"
В прошлом году судостроители Петербурга и Ленобласти потеряли надежду получить контракты на строительство новых краболовов. Это связано с возможными изменениями в федеральном законодательстве. Сейчас квоты на добычу краба распределяются по "историческому принципу" — самый большой объем квот получают компании, которые в предыдущие годы уже занимались добычей краба. 24 августа правительство поручило отменить распределение квот на вылов краба по "историческому принципу" и выставлять на электронные аукционы 50% объема квот на его добычу?. Меры по распределению квот должны быть реализованы в 2018–2019 годах. Цель — создать условия, чтобы на рынке добычи водных биоресурсов появились новые участники.
Представители отрасли к решению отнеслись скептически. Так, президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин ранее говорил, что возвращение аукционов приведет к "обвальному падению инвестиций рыбопромышленных предприятий и резкому ухудшению инвестиционного климата в рыбной отрасли".
Многие рыболовецкие компании уже свернули свои планы по строительству новых краболовов. Например, Северо-западный рыбопромышленный консорциум (СЗРК) ранее планировал заказать Выборгскому судостроительному заводу строительство 10 новых краболовов за 320 млн евро. "Сейчас переговоры о строительстве не ведутся, и мы не рассчитываем на этот заказ. Не думаю, что рыболовецкие компании решатся строить краболовы в течение 2019 года", — говорит гендиректор Выборгского судостроительного завода Александр Соловьев.
Кроме того, как пишет газета "Коммерсантъ", из-за изменения в распределении "крабовых" квот дальневосточная компания "Антей" решила отменить свой заказ на судостроительном заводе "Пелла" (планировала построить до четырех краболовов).
Также в минувшем году стало известно, что атомный ледокол "Лидер" стоимостью более 70 млрд руб. будет строить не Балтийский завод, а дальневосточная верфь "Звезда", которую возводит консорциум из "Роснефти", "Роснефтегаза" и Газпромбанка. Петербургский завод и "Звезда" конкурировали за право построить ледокол около двух лет.
Компенсировали потери
Частично местные предприятия сумели компенсировать потери прошлого года. Так, отказавшийся от краболовов "Антей" теперь рассматривает возможность построить на "Пелле" пять траулеров-сейнеров за 60 млн евро к 2023 году.
Выборгский судостроительный завод в ближайшее время рассчитывает на получение заказов от "Атомфлота" на строительство четырех ледоколов 45МВт. Программа завода на ближайшие пять лет включает строительство 18 рыбопромысловых судов, в том числе 14 — для Северо-Западного рыбопромышленного консорциума.
"Северная верфь" в минувшем году получила заказ на строительство ярусолова-процессора для рыболовецкой компании "Вирма". Кроме того, предприятие еще исполняет контракты на строительство трех ярусоловов-процессоров (из них два — для рыболовецких компаний "Вирма" и "Глобус") и на шесть траулеров-процессоров для группы "Норебо". В следующем году предприятие планирует сдать Министерству обороны РФ фрегат "Адмирал Касатонов", корвет "Гремящий" и судно тылового обеспечения "Всеволод Бобров".
"Адмиралтейские верфи" в этом году приступили к строительству дрейфующей ледостойкой самодвижущейся платформы проекта 00903. Эксперты оценивают строительство платформы в 7 млрд руб. Средне-Невский судостроительный завод в следующем году планирует получить заказ на строительство крупного пассажирского лайнера, говорит гендиректор завода Владимир Середохо.
Балтийский завод не получил новых заказов в 2018 году. Однако в ноябре премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сообщил, что предприятие все-таки примет участие в строительстве "Лидера" в качестве субподрядчика. Кроме того, в 2019 году завод рассчитывает подписать контракт с "Росатомом" на постройку двух ледоколов проекта 22220. "На сегодня, без учета планируемых заказов, предприятие обеспечено заказами до 2022 года. Сейчас завод строит три ледокола проекта 22220 и проводит комплексные испытания атомной энергетической установки плавучего энергоблока", — пояснили в пресс-службе предприятия.?
Справка
Большинство судостроительных предприятий Петербурга и Ленобласти входят в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК): "Адмиралтейские верфи" (по данным СПАРК, выручка 27 млрд руб. за 2017 год), "Северная верфь" (19 млрд руб.), Балтийский завод (10 млрд руб.), Средне-Невский судстроительный завод (7 млрд руб.) и Выборгский судостроительный завод (12 млрд руб.). В ОСК не входит только завод "Пелла" Герберта Цатурова из Ленобласти с оборотом в 14 млрд руб. в 2017 году. В общей сложности выручка этих предприятий за 2017 год превысила 89 млрд рублей. По оценке главы Ассоциации промышленных предприятий Петербурга Валерия Радченко, оборот компаний за 2018 год не снизится.
Жизнь без оборонзаказа
По оценке профессора кафедры экономики и управления предприятием Санкт-Петербургского государственного экономического университета Елены Ткаченко, в целом загруженность предприятий судостроительного кластера Петербурга составляет сегодня более 70%, а на предприятиях второго и третьего уровня кооперации доходит до 90 и 100%.
При этом эксперт прогнозирует, что в дальнейшем ситуация в судостроении может измениться. Сейчас доля гособоронзаказа в этой сфере составляет 80% (весь объем гособоронзаказа в России в 2018 году составил около 1,5 трлн руб., из них около 100 млрд руб. приходится на петербургских судостроителей.). Но к 2025 году объемы оборонзаказа должны серьезно сократиться, напоминает Елена Ткаченко. Тогда предприятиям придется увеличивать выпуск гражданской продукции (пока в гражданской сфере работают только Балтийский завод и Выборгский судостроительный завод). Развитие гражданского судостроения неизбежно поставит перед местными заводами вопрос о проведении модернизации, говорят эксперты. По их словам, даже сверхсовременная верфь на Дальнем Востоке "Звезда" устареет уже в ближайшие годы. По экспертным оценкам, через несколько лет корейские и японские судостроители внедрят у себя технологии, которые будут на порядок отличаться от тех, которые будут применяться на "Звезде". В результате, по словам Елены Ткаченко, российские предприятия будут существенно отставать от корейских и японских партнеров, прежде всего, по уровню себестоимости работ.
При этом пока судостроители занимаются исполнением госборонзаказа, рентабельность которого не превышает 6% (по оценке главы ОСК Алексея Рахманова), говорить о серьезной модернизации не приходится.
Чтобы ситуация сдвинулась с мертвой точки, говорят эксперты, нужно разрабатывать свои технологии с высокоточной обработкой металла и новыми принципами сборки судов. Но для этого требуются значительные средства и господдержка компаний, которые являются потенциальными клиентами судостроителей. Например, надо развивать долгосрочную программу лизинга для рыболовецких компаний, а также компаний, которые занимаются перевозкой грузов. Возможны аналогичные программы и в пассажирском судостроении.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.