Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Дым противоречия: законодательные инициативы в сфере торговли зачастую выглядят непоследовательными. "Retail.Ru". 29 января 2018

Почему нелегальные продажи сигарет выросли за год в 1,5 раза
Михаил Бурмистров, генеральный директор "INFOLine-Аналитика"
Анализируя данные свежего исследования, проведенного в конце 2017 года нашим агентством о продажах табачной продукции, мне приходится констатировать, что ключевой проблемой государственной политики в этой сфере является недостаточная последовательность, а зачастую и разнонаправленность векторов законодательных инициатив и регулирующих воздействий.
В исследовании мы анализировали узкий аспект, связанный с особенностями реализации табачных изделий в рознице – изучали политику торговых объектов разных форматов на предмет отклонения цены продажи табачных изделий и отклонения цены реализации от максимальной розничной цены (МРЦ), указанной на пачках. Оказалось, что ниже МРЦ сигаретами торгуют более 95% сетевых магазинов и более 55% объектов традиционной торговли.
У крупнейших ритейлеров, работающих в нижнем ценовом сегменте (дискаунтеры, алкомаркеты, гипермаркеты), ниже МРЦ продается до 90% табачной продукции – то есть фактически все виды, кроме некоторых позиций в премиальном сегменте. В традиционной рознице ниже МРЦ реализуется всего около 35–45% табачных изделий, в специализированных табачных павильонах – не более 50–55%. При этом средняя величина отклонения цены реализации табачных изделий от МРЦ в наиболее агрессивных с точки зрения ценовой политики дискаунтерах и алкомаркетах приблизилась к 18%, в то время как в традиционных форматах она достигает лишь 13,5%.
Что это значит? С одной стороны, Минпромторг старается сформировать законодательную базу для ускоренного роста малых форматов торговли, что должно позволить поставщикам снизить зависимость от крупнейших торговых сетей и сетевого канала в целом. И в то же самое время специфика государственного регулирования на рынке табачных изделий явно приводит к формированию конкурентных преимуществ для крупной сетевой розницы.
За последние нескольких лет реализован комплекс мер, нацеленных на ограничение доступноститабачных изделий при их розничной продаже, включающий запрет на торговлю ими в ларьках и павильонах, повышение акцизов на табачные изделия, а также установление максимальной розничной цены (МРЦ) и возможных отклонений от неё в размере до 25%. Именно эта возможность реализации табачных изделий по цене, отклоняющейся от МРЦ, фактически даёт преимущество торговым сетям перед традиционной торговлей, у которой финансовые возможности и закупочная сила меньше.
Это негативно влияет на конкурентоспособность традиционных форматов торговли, которые не могут предложить такие же цены на табачные изделия, как крупнейшие сети, и теряют покупателей, что подталкивает их к уходу в "серую зону". Результатом является увеличение продаж нелегальной продукции в 1,5 раза по итогам 2017 года – с 12 до 18 млрд сигарет, на нее приходится до 4,5% рынка в физическом выражении.
По нашим подсчетам в рамках исследования, совокупная выручка торговых предприятий за счет продажи сигарет ниже МРЦ только в 2017 году могла оказаться на 210 млрд руб. ниже, а выпадающие доходы бюджета от НДС в 2017 году ввиду снижения налогооблагаемой базы оцениваются в 21 млрд руб.
На мой взгляд, реализация табачной продукции с отклонением от МРЦ является "законодательным атавизмом" (решение принималось законодателями, когда не было понимания масштаба данного явления), польза которого неочевидна. Фактическая цена реализации в 2017 году ближе к нижней границе 75% от МРЦ, чем к МРЦ. Негативное влияние этого фактора с каждым годом становится всё сильнее: как в части формирования выпадающих доходов бюджета от НДС и других налогов, так и в связи с невозможностью решения задачи ограничения ценовой доступности табачных изделий, что являлось одной из целей антитабачной политики государства.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

В течение последних лет ФСГС и другие госорганы последовательно ограничивают объем публикуемой статистики. В числе засекреченных показателей уже оказались детализация по инвестициям в основной капитал, структура доходов и расходов населения, а также ряд данных по промышленности, сельскому хозяйству и регионам.

Это существенно затрудняет полноценный анализ, необходимый для развития бизнеса, снижает качество планирования, усложняет процесс принятия обоснованных управленческих решений.

Для получения объективной картины происходящего специалисты INFOLine регулярно выпускают исследования ключевых секторов экономики, предоставляя клиентам актуальные данные.

титулы обзоров 2025.jpg

В комплексную линейку отраслевых обзоров «Экономика России 2025» аналитики включили:

ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОЛНОГО ПОРТФЕЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДУСМОТРЕНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА

Наши контакты:

+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
mail@advis.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot