Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

"Замедление ухудшения": Fitch дарит российской рознице надежду на рост. "Реальное время". 8 декабря 2017

Другие эксперты настроены более пессимистично
Fitch дало крайне осторожный прогноз оживления розничной торговли в России в 2018 году. Надежду вселяет наметившийся несущественный рост оборотов ретейла после двух лет падения, а также восстановление потребительской уверенности до докризисного уровня. Эксперты, с которыми поговорило "Реальное время", считают, что радоваться рано: денег, чтобы подогреть спрос, у потребителей по-прежнему нет. Это не мешает крупнейшим сетям увеличивать долю на рынке.
Слабая надежда
Международное агентство Fitch Ratings выпустило исследование о российском потребительском секторе, в котором прогнозирует, что 2018 год окажется относительно благоприятным для ретейлеров и производителей товаров: рыночные факторы помогут поддержать их результаты. Однако, предупреждают аналитики, изменения будут "в лучшем случае умеренными".
Оборот розничных продаж в России падал 2 года подряд, за 2015—2016 годы снижение составило более 15%. В этом году Fitch заметило "первые признаки" улучшения потребительской ситуации, которому способствовали рекордно низкий уровень инфляции, рост экономики в течение трех кварталов, а также снижение ставок по кредитам (см. справку).
Все это, пишет Fitch, помогло восстановлению потребительской уверенности до уровней, которые в последний раз наблюдались лишь перед обвалом цен на нефть и валютным кризисом 2014 года. Во II квартале 2017-го впервые с 2014 года был зафиксирован рост розничных продаж. По мнению аналитиков, двигателем этого процесса были непродовольственные товары, но с июля стали расти и продажи продуктов.
"Вместе эти данные указывают на постепенное улучшение операционной среды для ретейлеров и производителей потребительских товаров. В свете значительного снижения реальных располагаемых доходов населения за последние 3 года мы ожидаем, что потребители сохранят высокую чувствительность к цене. Исходя из этого можно предположить, что растущий спрос будет сконцентрирован в основном в массовом сегменте, в то время как восстановление в премиум-сегменте будет довольно умеренным", — пишут авторы исследования.
Также, считает Fitch, в силу невысокой платежеспособности потребители будут зависеть от промоакций крупнейших сетевых ретейлеров, таких как X5 Retail Group, "Лента" и Okey Group: "Это, скорее всего, будет и далее оказывать давление на маржу как ретейлеров, так и производителей продуктов питания".
Для отечественных производителей продовольственных товаров восстановление потребительской активности будет означать усиление конкуренции, в том числе со стороны зарубежных компаний, говорят авторы. В 2013—2016 годах импорт продуктов питания в России резко снизился под влиянием эмбарго и падения доходов. С 2017 года он стал восстанавливаться. Запрет на импорт из США и стран Евросоюза сохраняется, но растут поставки мяса, овощей, рыбы и молочных продуктов из СНГ, Латинской Америки и Азии.
Для отечественных производителей продовольственных товаров восстановление потребительской активности будет означать усиление конкуренции, в том числе со стороны зарубежных компаний, говорят авторы.
Пылесосы пришли в негодность
Эксперты и участники рынка, с которыми поговорило "Реальное время", считают, что позитивный сдвиг в потребительских ожиданиях еще не гарантирует существенного оживления розничной торговли. По словам директора Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгия Остапковича, индекс потребительской уверенности растет в течение четырех кварталов, "но пока эта тенденция, к сожалению, строится в слогане "замедление ухудшения". Сам индекс остается в отрицательной зоне, возможно, через два-три квартала он выйдет в ноль.
Конечно, низкая инфляция — это хорошо, но для фактического восстановления спроса нужно сбить тренд падения реальных доходов населения. С ноября 2014 года их показатель снижается практически помесячно, напоминает Остапкович.
В последнее время, говорит эксперт, розничные продажи вошли в едва заметный рост, но это было обеспечено, во-первых, кредитованием, а во-вторых — происходило за счет сегмента непродовольственных товаров. Чем объяснить спрос на эти товары? Тем, что еще в 2014 году из-за снижения доходов люди взяли паузу и начали откладывать их покупку. Сейчас пылесосы, телевизоры и бытовая техника, которые имеются на руках у населения, просто износились, нужны новые, объясняет Остапкович.
Всем тяжело, некоторым полезно
Делать выводы об оздоровлении потребительского сектора рано, тем более рано говорить о выходе на докризисный уровень, считает президент Российской ассоциации экспертов рынка ретейла (РАЭРР) Андрей Карпов. Рост торговли на несколько десятых процента — это статистическая погрешность, говорит он.
По словам Карпова, маркером реальной ситуации в этом году будет динамика предновогодних продаж — с 2014 года она отсутствовала: "Ретейлеры крайне этим расстроены и предпринимают усилия для улучшения этой ситуации. Но ее практически невозможно как-то улучшить: либо есть у потребителя деньги, либо нет. Какие бы реляции не звучали, по факту у потребителя денег нет, он экономит".
В то же время, говорит Карпов, развитие сетей зависит не только от потребительской активности. Сейчас одни ретейлеры чувствуют себя чуть лучше, другие хуже; для первых кризис — это лишь дополнительная возможность развития. По словам президента РАЭРР, многие региональные сети переносили падение спроса тяжелее, чем более крупные игроки. В свою очередь крупные сети старались завладеть их бизнесом. Как правило, речь шла о покупке прав аренды, поскольку полноценное поглощение стало менее выгодным — "долги так или иначе есть у всех", объясняет Карпов.
По его словам, все, у кого есть запас прочности, пользуются моментом: активно развиваются "Лента", X5 Retail Group; скорее всего, активные действия в 2018 году будет предпринимать "Магнит". В ноябре его основной владелец Сергей Галицкий продал 7,5% компании за $736 млн, напоминает собеседник: "Эта сумма
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.