Получить презентацию INFOLine с сессии «Потребитель и продовольственный ритейл: эволюция или революция?»
Онлайн-консультанты: Skype INFOLine
INFOLine проводит АКЦИЮ: Вам предоставляется пробная подписка в течение месяца на информационный бюллетень "Объекты инвестиций и строительства РФ"

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.11 65.9931 -0.6228
EUR 19.11 74.9022 -0.6336
Все котировки валют
 Топ новости

В ЕАЭС предложили легализовать онлайн-торговлю алкоголем и лекарствами. "РосБизнесКонсалтинг". 7 ноября 2018

В 2019 году в ЕАЭС могут разрешить онлайн-торговлю алкоголем, лекарствами, табаком и ювелирными изделиями. В России легализовать их продажу через интернет пока не удалось, даже несмотря на потенциал рынка в миллиарды рублей
Онлайн-продажи алкоголя, лекарств, табака и ювелирных изделий могут разрешить на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС; в него входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения) уже в 2019 году. Такое предложение есть в проекте "дорожной карты" по развитию цифровой торговли в странах ЕАЭС на 2019–2020 годы (есть у РБК). Как пояснил представитель пресс-службы Евразийской экономической комиссии (ЕЭК; регулирует деятельность ?ЕАЭС), на данном этапе работы над "картой" собираются мнения представителей бизнеса о проблемах, мешающих развитию субъектов цифровой торговли, повышению их присутствия на рынке стран ЕАЭС и выходу на глобальные рынки.
В пятницу, 2 ноября, на заседании экспертной площадки по цифровой торговле ЕАЭС обсуждались предложения по развитию онлайн-ретейла (список рекомендаций также есть у РБК) — на их основании и будут вноситься изменения в проект "дорожной карты".
Инициатор проекта
Авторами рекомендаций являются члены ЕЭК — чиновники различных структур комиссии (например, от России это министр по торговле ЕЭК Вероника Никишина). Свои предложения и рекомендации также направляли представители электронных торговых площадок и ассоциаций, секторов b2b и b2c, производители товаров, провайдеры логистических и платежных услуг. "Предложение о расширении цифровой торговли отдельными товарами было выдвинуто бизнесом", — уточнил РБК представитель пресс-службы ЕЭК, добавив, что работа над "дорожной картой" не завершена и на экспертных площадках обсуждаются пока только отдельные предложения.
Предпосылки
Как следует из документа с рекомендациями, объем продаж через иностранные торговые площадки на территории ЕАЭС растет в среднем на 30% в год, но при этом в государствах — членах союза действуют ограничительные практики, не позволяющие локальным игрокам получить максимальные преимущества от участия в цифровой торговле. В частности, на территории стран союза действует прямой запрет на оборот ряда товаров: алкогольной продукции, табачных изделий, лекарственных препаратов, ювелирных изделий. Но запреты на онлайн-торговлю этими товарами "оказались малоэффективными, данные товары продаются через интернет в обход действующего законодательства", отмечается в документе. "В результате добросовестные продавцы теряют важнейший канал сбыта, <...> потребитель может получить товар, не соответствующий требованиям безопасности, а бюджеты стран теряют доходы", — говорится в нем.
Авторы рекомендаций предлагают не запрещать торговлю алкоголем, табаком, лекарствами и ювелирной продукцией, а ввести лицензионные правила и установить требования к организациям, торгующим этими товарами через интернет. "Например, возможна реализация запрещенных на данный момент товаров только через специализированные веб-сайты. Кроме того, можно разрешить доставку спорных товаров, например термофильных препаратов (требуют особого температурного режима при хранении. — РБК), или дорогостоящих ювелирных изделий только специализированным логистическим операторам, имеющим определенную лицензию и необходимые технические средства для перевозки", — прописано в документе.
Последствия
Как рассчитывают авторы рекомендаций, легализация онлайн-торговли алкоголем, табаком, лекарствами и ювелирной продукцией поможет сократить долю контрафакта, повысить качество товаров, которые поступают покупателю, а также повысить конкурентоспособность и доходы добросовестных продавцов.
Кто выигрывает в случае реализации проекта
"Отмена ограничений на электронную торговлю лекарствами, алкоголем, табаком и ювелирными изделиями приведет к тому, что конкуренция (а рынок электронной коммерции — это всегда высококонкурентная среда) стимулирует продавцов делать покупателям более выгодные предложения. Значит, не исключено, что цены на эти категории товаров могут снизиться", — считает президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов.
Если ограничения на онлайн-продажи для указанных категорий товаров снимут, это позволит значительно увеличить объем российского рынка интернет-ретейла. По оценке АКИТ, рынок ювелирной онлайн-торговли, который сейчас составляет 4,6 млрд руб., может вырасти в три раза в течение года за счет того, что к торговле присоединятся крупные площадки ("Яндекс" и Ozon, например). "Объем легального рынка лекарственных препаратов (когда покупатель забирает заказ и оплачивает его в аптеке) составляет 14 млрд руб., нелегального — 35 млрд руб. То есть прогнозируем рост минимум в 3,5 раза. Объем рынка онлайн-торговли алкогольной продукции сейчас полностью нелегальный и составляет около 1,7 млрд руб., однако из-за того, что в России в 2019 году будет легализована только продажа пива и отдельных категорий вин, рост будет незначительным", — считает Соколов. Оценить объем онлайн-рынка табачной продукции он затрудняется.
По итогам 2017 года рынок онлайн-торговли в России составил 1,04 трлн руб., оценивала АКИТ.
Вероятность реализации проекта
"После того как ЕЭК согласует финальный вариант "дорожной карты", документ должны направить в правительства стран — участниц союза. А затем, в январе 2019 года, должно состояться заседание Евразийского межправительственного совета, на котором "дорожную карту" утвердят окончательно", — поясняет Соколов, добавляя, что единые правила онлайн-торговли позволят странам — членам союза нарастить потребительскую базу.
Однако он считает, что из всех предложений в итоговый вариант "дорожной карты" не войдут предложения о снятии запрета на онлайн-торговлю табаком, так как эта тема напрямую связана со здоровьем потребителей.
"Мы с осторожностью относимся к данному предложению, поскольку, прежде чем разрешить онлайн-продажи табачной продукции, следует решить ряд важнейших вопросов. Во-первых, разработать эффективный механизм верификации возраста покупателей на территории ЕАЭС, чтобы исключить продажу сигарет несовершеннолетним. Во-вторых, исключить возможность развития продаж нелегальной табачной продукции в условиях большой разницы акцизных ставок на сигареты в странах союза. Решение этой проблемы мы видим в первую очередь в гармонизации акцизных ставок", — сказал директор по корпоративным и юридическим вопросам "Imperial Tobacco Россия и Центральная Азия" Георгий Соустин.
По оценке директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадима Дробиза, сегодня в России в общем объеме интернет-торговли продажи алкоголя составляют не более 15 млрд в рублевом выражении, а около 80% продающейся в интернете алкогольной продукции — поддельная. По мнению эксперта, потенциальный объем рынка интернет-торговли для алкогольной продукции невелик, он больше ориентирован на обеспеченных покупателей среднего класса и выше, поскольку с учетом доставки покупать дешевую продукцию в интернете будет невыгодно. Продажа алкоголя в интернете поможет и развитию продовольственного ретейла: после легализации продаж около 60% заказов в продуктовых онлайн-магазинах будет включать в себя алкогольную продукцию, что может увеличить средний чек минимум в 1,5 раза, считает он. В перспективе двух-трех лет после легализации объем рынка может вырасти с 15 млрд до 50 млрд руб., что также спровоцирует рост интернет-торговли на 100 млрд руб. за счет роста продуктовой составляющей заказов, заключил он.
Как в России пытаются легализовать онлайн-продажу различных товаров
В России легализация продажи онлайн алкоголя, табака и лекарств обсуждается несколько лет. В начале года Минфин представил законопроект, согласно которому алкоголь в интернете можно будет продавать уже с 2019 года, но сначала разрешение будет касаться вин и шампанского с защищенным географическим указанием (ЗГУ) и защищенным наименованием места происхождения, а также пива, пивных напитков, сидра и медовухи. Законопроект несколько раз переписывался, в разных версиях предлагалось начать продажи с разных видов алкогольной продукции, сначала в перечне были только пиво и вино, потом появились сидр и пивные напитки, также обсуждалась возможность продажи крепкого спиртного. В результате было принято решение, что на первом этапе право продавать алкоголь в интернете получат производители спиртного и оптовые компании, в то время как розница получит это право только с 2022 года. Однако поправки не утверждены до сих пор.
В октябре 2017 года правительство одобрило законопроект Минздрава, который разрешил бы дистанционную продажу лекарств. В декабре того же года документ прошел первое чтение в Госдуме, и на этом его рассмотрение прекратилось. Сейчас сайты, содержащие информацию о торговле лекарственными препаратами онлайн, должны блокироваться на территории страны. В октябре этого года интернет-ретейлер Ozon стал предлагать на своем сайте лекарственные препараты и осуществлял их доставку покупателям по договору поручительства. В пресс-службе компании поясняли, что таким образом ретейлер начал тестировать спрос на лекарственные препараты, готовясь к моменту, когда продажа через интернет будет разрешена законодательством. Однако Союз профессиональных фармацевтических организаций (СПФО), куда входят такие аптечные сети, как "Ригла", "Эркафарм" и "Неофарм", попросил Роскомнадзор заблокировать Ozon.ru.
В октябре этого года стало известно, что Минэкономразвития согласовало законопроект, легализующий продажи ювелирных изделий с другими ведомствами и в ближайшее время его могут направить в правительство. Сегодня в законах, регулирующих продажу ювелирных изделий в интернете, существуют разногласия, поэтому некоторые ретейлеры давно торгуют ювелирной продукцией в интернете (например, компания "Адамас").
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение
СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Действительно до 30.11.18

Здравствуйте!

Специалисты INFOLine подготовили для Вас специальное предложение, действующее до конца ноября 2018 года. При приобретении исследования "Розничная торговля Food и потребительский рынок России. Итоги 2017 года и тенденции 2018 года. Прогноз до 2020 года" вы получите обзор "Состояние потребительского рынка России и Рейтинг торговых сетей FMCG РФ: Итоги I пол. 2018 года" в подарок.

Исследование  «Розничная торговля Food и потребительский рынок России. Итоги 2017 года и тенденции 2018 года. Прогноз до 2020 года» содержит в себе:

  • структурированное описание и анализ тенденций и перспектив развития рынка FMCG;

  • сценарные прогнозы развития отрасли до 2020 года, разработанные специалистами INFOLine

  • прогнозы развития крупнейших сетей FMCG;

  • конъюнктурный опрос крупнейших поставщиков FMCG: итоги 2017 года, прогноз на 2018 год;

  • рейтинги торговых сетей FMCG (ТОП-10) по финансовым и операционным показателям;

  • рейтинги торговых сетей FMCG (ТОП-5) в разрезе форматов торговли (гипермаркет, супермаркет, дискаунтер, магазин у дома, специализированные сети (сегменты «алкоголь» и «мясная продукция»);

  • справки по ТОП-8 сетей FMCG России (X5 Retail Group, «Магнит», Auchan Retail Россия, ГК «ДИКСИ», «Лента», Metro Cash&Carry, ГК «О’КЕЙ», Globus) и трех лидеров сегментов («Красное&Белое» - алкоголь, «ВкусВилл» и «Избенка» - натуральные продукты, «Светофор» - жесткие дискаунтеры).

В отчете "Состояние потребительского рынка России и Рейтинг торговых сетей FMCG РФ: Итоги I пол. 2018 года" вы получите:

  • Операционные итоги 200 крупнейших сетей FMCG России по форматам: динамика и прирост количества и площадей объектов по форматам (гипермаркет, супермаркет, дискаунтер, магазин у дома), наиболее значимые открытия и закрытия. 

  • Рейтинги по количеству, торговой площади, выручке ТОП-50 крупнейших сетей FMCG России (сети с выручкой более 12 млрд. руб.),

  • Структуру и динамику прироста торговых площадей по торговым сетям и форматам.

 

Получить специальное предложение вы можете нажав на кнопку ниже, либо написав запрос на почту retail@infoline.spb.ru

Получить специальное предложение

Для получения подробной информации об информационных продуктах INFOLine свяжитесь с нами по телефонам: +7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848 доб. 154 или по электронной почте retail@infoline.spb.ru