Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Доходы населения падают, а потребление FMCG растет. Исследователи Nielsen выяснили причину. "Sostav.ru". 22 марта 2019

Растущее число каналов продаж, набирающая обороты интернет-торговля и острая конкуренция с зарубежными нишевыми продуктами меняют ритейл-ландшафт
Российская экономика трансформируется, приспосабливаясь к непростой ситуации на внутреннем и глобальном рынках. Только так, пожалуй, можно объяснить противоречия в показателях и индексах, каждый из которых измеряется достаточно надежно.
2018 год оказался пятым по счету, когда реальные доходы россиян — один из основных показателей покупательной способности — продолжили сокращаться: -0,2% по сравнению с 2017 годом, по данным Росстата. Казалось бы, немного. Но Индекс потребительского доверия, измеряемый компанией Nielsen, в IV квартале 2018 года составил лишь 65 пунктов (ниже — до 63 пунктов — он опускался только в 2016 году). По мнению исследователей, основной причиной беспокойства потребителей стал рост цен на еду: доля респондентов, отметивших этот пункт, составила в конце года 35%, увеличившись только за один квартал на 12 пп.
Однако на фоне падающих доходов населения в 2018 году Росстат РФ зафиксировал рост оборота розничной торговли на 2,6%. Скорее всего, причина в увеличении объемов кредитов, считают в Nielsen, — они выросли в 2018 году на 23% по сравнению с 13% в 2017 году. Правда, потенциал этого источника, судя по всему, иссяк: измеряемый ВЦИОМ "Индекс кредитного оптимизма", заметно падал всю вторую половину 2018 года. Тем не менее, по данным Nielsen, в 2018 году FMCG-рынок вырос на 5,9% в денежном выражении, из которых более половины (3,1%) за счет роста реального потребления, и это максимальный показатель за последние шесть лет. Что происходит?

Марина Волкова, директор по аналитике и консалтингу Nielsen Россия
Сфера FMCG-ритейла продолжает активно трансформироваться. За последнее время кто-то из крупных игроков запустил интернет-магазин, кто-то анонсировал новую площадку для трансграничной торговли товарами повседневного спроса, кто-то ввел подписку на доставку заказов. Часть игроков открыла новые для себя ниши, инвестировав в постаматы, в которых можно забрать заказ, сделанный онлайн, и запустив точки самообслуживания в бизнес-центрах. Не стоит забывать и о фудтех компаниях, которые решительно наступают на традиционную территорию FMCG — их доходы и аудитория продолжают расти двузначными темпами.
Для FMCG-производителей такие изменения означают, что их работа в области продаж должна стать быстрее, обдуманнее и гранулярнее. Увеличивающееся количество каналов продаж, набирающая обороты интернет-торговля товарами повседневного спроса и нарастающая конкуренция с нишевыми продуктами из-за рубежа меняют ритейл-ландшафт.
Продовольственный ритейл продолжает развиваться за счет современной торговли, доля которой в обороте всех FMCG-товаров, по данным Nielsen, составляет 75%. Продажи в супермаркетах, гипермаркетах, магазинах у дома в IV квартале 2018 выросли на 7,3%, в то время как в канале традиционной торговли рост составил 1,9%.

Российские потребители в 2018 году стали покупать больше товаров FMCG, при этом самый заметный прирост пришелся на теплые месяцы: сказался рост внутреннего потребления, обусловленный теплым летом и проведением ЧМ-2018. Повышение спроса особенно заметно наблюдалось в импульсных категориях. Как свидетельствуют данные Nielsen, быстрее других росли продажи мороженого — на 16,7%, сигарет — 12,3%, кормов для домашних животных — 13,9%, алкоголя — 9,8% и пива — 7,9%, рост которого особенно заметен на фоне стабильного падения в предыдущие годы.
Впрочем, такие подарки судьбы, как крупные спортивные соревнования бывают не каждый год. Однако, отрасль розничной торговли, судя по всему, сможет обойтись и без них.

Игроки топ-5 в IV квартале 2018 года показали наибольший прирост продаж в денежном выражении среди производителей FMCG-товаров. Их суммарная выручка выросла на 9,2%. Продажи частных марок продолжили сокращаться в IV квартале 2018 — на 4,4% в денежном выражении. Снижение оказалось наиболее заметно в супермаркетах, в которых происходит около половины продаж СТМ, и где их доля сократилась почти на 1%.
Причем, активная реорганизация происходит не только в отрасли розничной торговли, но и шире — в сфере услуг. Во всяком случае, индексы PMI февраля 2019 года, измеряемые британской компанией IHS Markit, показывают расхождения между динамикой изменения Индекса сферы услуг и сферы производства (каждый из них формируется на основе опроса порядка 300 компаний, соответствующей сферы деятельности). Так, индекс деловой активности сферы услуг повысился в феврале до значения 55,3, превысив тремесячный максимум. По мнению экспертов IHS Markit, этому способствовало очередное резкое увеличение объемов новых заказов.
А вот Индекс PMI обрабатывающих отраслей России опустился в том же феврале до пятимесячного минимума до отметки 50.1. Впрочем, перспективы неплохие. Производители планируют рост в ближайшие 12 месяцев: показатель деловых ожиданий, входящий в состав Индекса, был вторым максимальным с мая 2013 года, несмотря на снижение спроса.
Подобные разнонаправленные векторы движения индексов и указывают на неравномерность развития экономики, что характерно именно для этапа трансформации.
Для справки: Индексы PMI варьируют от 0 до 100, причем, показатель выше 50, указывает на перспективу роста отрасли или группы отраслей, а ниже 50 — на общее снижение.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.