Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Деловой завтрак Министра транспорта Российской Федерации Максима Соколова с представителями инвестиционных, финансовых институтов, строительных и транспортных компаний.

Деловой завтрак Министра транспорта Российской Федерации Максима Соколова с представителями инвестиционных, финансовых институтов, строительных и транспортных компаний.
Обсуждаемые вопросы:
- механизмы взаимодействия Минтранса России и бизнеса по инициированию и подготовке концессионных соглашений
- алгоритм отбора проектов со стороны государства
- возможности привлечения частного финансирования в проекты ГЧП
- структурирование проектов под требования азиатских инвесторов
—ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО МИНИСТРА ТРАНСПОРТА РФ МАКСИМА ЮРЬЕВИЧА СОКОЛОВА
– Добрый день. Добрый день, уважаемые коллеги, дорогие дамы и господа. Я рад приветствовать вас на "Деловом завтраке" Министерства транспорта Российской Федерации, ставшем уже традиционным, проводимым в рамках нашего международного транспортного форума в декабре 2014 года здесь в Москве в "Гостином дворе". На самом деле все сценарии "Делового завтрака", к которым мы готовились, стремительно изменились буквально за прошедшие две недели. И это изменение связано с динамикой на всех рынках: и финансовом, и инвестиционном, и валютном. И, казалось бы, других проблем сегодня и нет, как обсуждать курс доллара или цену на баррели нефти, но на самом деле далеко не так, и я искренне благодарен всем, кто сегодня принял решение участвовать в нашем "Деловом завтраке". И я уверен, что и дискуссия, и обсуждение перспектив развития транспортной отрасли, возможности привлечения внебюджетных источников, структурирование проектов государственно-частного партнерства. Эта дискуссия будет очень интересной, результативной, полезной, а главное, что, несмотря на все перипетии и турбулентности экономических процессов, мы вправе с оптимизмом заглядывать в будущее. Вправе, потому что у нас создана необходимая нормативная база, накоплен опыт реализации проектов государственно-частного партнерства и этот опыт успешный. Мы сегодня поговорим об этом. И у нас есть необходимый багаж, запас таких проектов, которые мы можем предложить инвестиционному и банковскому сообществу. Но самое главное, у нас есть команда Министерства транспорта, которая способна структурировать, реализовывать вместе с инвесторами в качестве партнера такие проекты. И наши регионы сегодня здесь присутствуют. Представлено больше половины регионов нашей страны. И я хочу искренне поблагодарить губернаторов, руководителей субъектов Российской Федерации, своих коллег, министров транспорта, вице-губернаторов, отвечающих за транспортные комплексы, что они проявили такой интерес и внимание к проводимому сегодня мероприятию, а значит нацеленность на реализацию проектов, связанных с развитием транспортного комплекса и привлечения в них внебюджетных источников. И действительно, если бросить взгляд назад, то в декабре 2008 года мы оказались примерно в такой же ситуации, когда скакнул курс рубля, когда мы не просто увидели дефицит, а практически оказались совсем без возможности привлечения длинных денег, когда хедж стоил порядка 60 рублей. И тогда это казались безумными цифрами. Но, несмотря на это, за прошедшие шесть лет было структурировано, начато, и главное, что успешно реализовано, ряд интересных и ярких проектов. Один из них, который как раз завершился на рубеже 2013–2014 годов, проект строительства аэровокзального терминала в аэропорту "Пулково" был признан лучшим и самым успешным проектом государственно-частного партнерства в Европе. Помимо этого, в Петербурге успешно реализуется и даже, можно сказать, завершается строительство последней очереди западного скоростного диаметра. Буквально неделю назад мы открыли первый участок новой строящейся дороги М11 Москва – Санкт-Петербург, которая, безусловно, станет символом нового времени. И этот участок тоже построен с применением механизма долгосрочного инвестиционного контракта на принципах государственного частного партнерства. В следующем месяце мы открываем головной участок на входе в Москву. И эти выстраданные 40 километров тоже построены на принципах концессионного соглашения. Есть ряд и других проектов. И что самое главное, у нас есть и источники для реализации такого рода проектов. Это и Фонд национального благосостояния, и те решения, которые приняты были совсем недавно по итогам заседания Президиума Государственного Совета, проводимого Президентом Российской Федерации. Они связаны с направлением дополнительных средств в развитие дорожной отрасли. И мы рассчитываем, что эти средства будут направлены, в том числе, а может быть, даже и в первую очередь именно в развитие проектов государственного частного партнерства. И не только дорожная отрасль, которая является и пионером, и, наверное, флагманом процессов государственного частного партнерства, но и другие отрасли и виды транспорта, тоже активно привлекают инвестиции. И в целом, по итогам, 2014 года мы рассчитываем, что в транспорт, в проекты, в развитие транспортной инфраструктуры будет привлечено порядка 1500 миллиардов частных инвестиций. И эта цифра, конечно, сама говорит за себя. Но если посмотреть на эти проекты, которые связаны и с развитием, строительством новых терминальных комплексов в региональных аэропортах, в первую очередь, нашей страны, и с проектами развития московского транспортного узла, строительство новых портов и терминалов в морских портах Российской Федерации, говорит о том, что у транспортной отрасли, а значит, и инвесторов, желающих в нее инвестировать, есть хороший потенциал.
Теперь несколько слов о нормативной базе. Вступил в силу, вернее, принят, подписан президентом и с мая следующего года вступают в силу поправки к закону о концессионных соглашениях, которые раскрывают потенциал и возможности использования частной инициативы. И это говорит о том, что теперь не только государство, не только концедент, то и потенциальные концессионеры, участники процесса государственно-частного партнерства, могут предлагать свои проекты. Это как раз раскрывает возможности для структурирования, для диалога с инвестором и установления с ним настоящих партнерских отношений.
Вот об этих проблемах, об этих перспективах, об этих проектах, о развитии государственно-частного партнерства, я думаю, мы и хотим с вами поговорить, построить этот диалог. Но традиционно перед началом такого диалога давайте проведем голосование и посмотрим, что же мы ожидаем от грядущего года и от ближайшего времени, какие проблемы кажутся нам наиболее, скажем, значимыми, и какие направления в развитии ГЧП принесут наибольший успех.
Для голосования предложен один вопрос и четыре варианта ответа. Вопрос естественный: как стимулировать, как привлечь частные инвестиции в транспортную инфраструктуру в сегодняшнее время? Это: повысить прозрачность взаимодействия бизнеса и власти; усилить роль государства в структурировании проекта; задействовать механизм частной концессионной инициативы; или выходить на новые рынки заимствования. Время для голосования – 30 секунд. Я надеюсь, что перевод на английский язык тоже уже состоялся, поэтому время пошло. Давайте посмотрим, что думают в начале нашего делового завтрака его участники.
Итак, попросим вывести результаты голосования на монитор. Да, мнения разделились, но это и хорошо, это как раз основа для полноценной дискуссии. Я думаю, что мы пока отложим в сторону эти результаты и вернемся к ним в конце нашего делового завтрака, посмотрим, изменилось ли мнение зала и участников нашего мероприятия.
Не случайно в самом начале я сказал о большом внимании со стороны губернаторского корпуса. Действительно сегодня процесс государственно-частного партнерства идет не только на федеральном, но и на региональном уровне. Но этих проектов, конечно же, недостаточно, хотя они, безусловно, есть, они идут успешно, и сегодня не только Санкт-Петербург, но и другие регионы, другие субъекты могут уже говорить о том, что они реально занимаются государственно-частным партнерством. Но все-таки для реализации таких проектов необходимы компетенции не только со стороны инвесторов – необходима команда на региональном уровне, которая способна формировать, структурировать такие проекты и в партнерстве с концессионером, с участником доводить их до успешного завершения.
Вот как сформировать такую команду, как запустить проект на региональном уровне, какие проекты это могут быть, я бы хотел дать слово губернатору Пермского края Виктору Федоровичу Басаргину. Пожалуйста.
—Басаргин Виктор Федорович
Уважаемый Максим Юрьевич, уважаемые коллеги, добрый день. Чувствую, отрасль транспортная – мужская, то есть в основном мужчины присутствуют. Всем желаю приятного аппетита.
Скажу, что сегодня действительно транспортный комплекс в той геополитической ситуации, которая складывается в последнее время, его развитие является, наверное, наиболее правильным. Мне кажется, синергетика от инфраструктурных, транспортных проектов сегодня наиболее большая. Я на примере Пермского края скажу, как сегодня складывается ситуация и как влияет вообще на экономическое развитие транспортный комплекс.
С точки зрения железнодорожного транспорта. У нас вопреки, может быть, всем трендам, которые сегодня складываются на федеральном уровне, объем перевозок за прошедшие 10 месяцев увеличился почти на 11%. Причем эта работа связана с улучшением работы наших горнодобывающих предприятий, машиностроительного комплекса, это связано со строительным комплексом. Но скажу, что сегодня все возможности железнодорожной инфраструктуры края исчерпаны полностью. То есть мы сегодня видим, что один из проектов, на который мы в свое время делали ставку по развитию железнодорожного транспорта, это "Белкомур", сегодня пока не реализовывается. Он как раз сегодня дает наибольший синергетический эффект с точки зрения вовлечения в северный широтный путь и нашего грузопотока и грузопотока Ямала, Сибири, развития трех морских портов, это все, что связано с Сабеттой, Мурманском, Архангельском. Поэтому в этом проекте огромная синергетика сегодня, все документы по реализации этого проекта готовы. Я думаю, что многие сидящие здесь губернаторы поддержат. Для того чтобы действительно дальше развиваться, необходима реализация этого проекта. С точки зрения развития нашего железнодорожного комплекса, если мы сегодня не будем вкладывать средства в развитие железной дороги, то у нас дальнейшее развитие может быть только за счет замещения грузов, что, собственно, сейчас и происходит. Мы начинаем больше перевозить грузов по линии Соликамск – Березники (это калийные удобрения и так далее), снижая тем самым перевозки по строительным материалам. То есть мы просто переориентировались на автомобильный транспорт на 20 с лишним процентов. Я еще говорю, что у нас есть проект, и этот проект мы сегодня с "Российскими железными дорогами" готовы реализовывать. Это на базе нашего железнодорожного вокзала Пермь II в рамках нашего совместного сотрудничества реализовать транспортно-перевалочный узел. Проект тоже сегодня готов для реализации. Там есть коммерческая часть, есть наши вложения. Общий объем реализации проекта, по существу, 12 миллиардов рублей. То есть мы приглашаем желающих поучаствовать в реализации этого проекта.
Воздушный транспорт. За последние три года скажу, что перевозки воздушным транспортом у нас увеличились более чем в полтора раза. Мы в 2011 году вышли на показатель свыше 700 тысяч перевозок, в 2012 году мы уже вышли почти на 900 тысяч, 2013 год – миллион сто. И в этом году тоже тренд, вы знаете, идет на падение. Тем не менее, я думаю, что у нас показатель будет выше, чем показатель предыдущего 2013 года. Для того чтобы осуществить все перевозки, мы просто вынуждены были поставить ангар и все пассажирские потоки пропускать через этот ангар. Мы сегодня подготовили проект, проект готов, сейчас проходит последнюю экспертизу в Федеральной антимонопольной службе. Буквально в ближайшее время мы объявляем конкурс на строительство нового терминала. Здесь тоже мы ждем поддержки со стороны Министерства транспорта, в том числе и финансовой. Но основные средства будут инвестора. Объем инвестиций 5 миллиардов рублей. Понятно, все, что связано с акциями, с пакетом акций, это будет новый собственник. Поэтому мы ждем, что будет серьезное улучшение здесь.
По речному транспорту. Вы знаете, что базовая отрасль – это лесная отрасль. И мы буквально недавно вам презентовали один из проектов, связанный с тем, что мы сегодня практически 50% нашей расчетной лесосеки, а это более 20 миллионов кубов древесины, не можем взять из-за того, что не развиваем речной транспорт. То есть все, что касается сегодня навигационного оборудования. Мы сегодня тоже такой проект подготовили, вам его презентовали. Здесь совершенно небольшие вложения, для того чтобы реализовать этот проект. И объем инвестиций, по нашим подсчетам, в лесной комплекс увеличится буквально на 14 миллиардов рублей. То есть за счет развития этой транспортной составляющей, водной, как мы говорим, транспортной составляющей, объем лесосек, который мы будем брать, увеличится на 6 миллионов кубов. То есть вот эффект от того, как просто водные пути могут повлиять на развитие экономики.
И последняя, автомобильная отрасль, где мы ждем действительно помощи Минтранса. И сегодня есть проекты частно-государственного партнерства. Вы знаете, что в последнее время сформировался новый транспортный коридор Сибирь – Урал, который выходит с Томска через Сургут, Ханты-Мансийск, Серов, Чусовой, Пермь и уже там делится на потоки на север и на юг страны. Для Пермского края такой поток был несколько неожиданный, потому что объем перевозок по транспортному коридору, уже нашему Пермскому краю, Чусовой – Пермь (то есть транспортный коридор Соликамск – Пермь, но он на Чусовой выходит), увеличился в четыре раза. 32 тысячи машин, причем большинство из них это большегруз, идет по этой дороге. У нас две проблемы. С одной стороны, она и социальная и экономическая проблема. Это обход города Чусового. У нас проект сегодня тоже готов, 2,2 миллиарда рублей всего инвестиций. Вы знаете, есть сегодня проектная документация. Это может быть платная дорога, обход. Мы готовы в ближайшее время объявить конкурс. 1 миллиард мы предусмотрели финансирования со стороны бюджета края и 1 миллиард мы ждем помощь из федерального бюджета. Что это дает? Это дает возможность сегодня, во-первых, увеличить пропускную способность, скорость прохождения этого участка и снять проблему с города Чусового. Практически стотысячник – по центру города идет транзитная дорога. Второе, это уже выход на город Пермь – мост через Чусовой. Мы и наш финансовый консультант "Внешэкономбанк" подготовили сегодня документацию. Объем средств 13 миллиардов рублей. 3,2 мы предусмотрели за счет бюджета края. 3 миллиарда мы ждем со стороны федерального бюджета, остальные деньги на возвратной основе с доходностью мы предусмотрели со стороны инвестора. Поэтому мы сегодня во всеоружии по всем видам транспорта готовы вкладываться в инфраструктурные проекты.
Задача сегодня со стороны Министерства транспорта – поддержать нас в этом, но поддержать не только морально, методически, но и финансово. И я просто акцентирую внимание, что ни один проект из этих, которые я назвал, не является чисто региональным. Это связано с развитием транспортной инфраструктуры, которая как минимум работает на несколько субъектов Российской Федерации, включает их в транспортный оборот.
Поэтому мы благодарим сегодня Министерство финансов за помощь, мы знаем, благодарим за внимание, которое вы уделяете, в том числе, Пермскому краю, и видим огромное желание реализовать все эти проекты. Ждем решения. Спасибо.
—Соколов Максим Юрьевич
Спасибо, Виктор Федорович, за ваш оптимизм, и не только оптимизм, а расчет. Именно те действия, которые производит правительство края для структурирования проектов государственно-частного партнерства, для создания условий привлечения внебюджетных инвестиций во все сферы транспорта, и не только в те, которые я обозначил, но и, как вы сказали, даже в развитие внутренних водных путей.
Кстати, вчера председателем Правительства были подписаны новые нормативы содержания внутренних водных путей, и я уверен, что это даст импульс их новому качественному преобразованию, и в том числе – привлечению инвесторов для реализации проектов на этом виде инфраструктуры. Но, конечно же, самым востребованным, самым животрепещущим является дорожное строительство. Именно здесь субъекты Российской Федерации…
И я благодарен губернаторам, которые очень активно участвуют в этом процессе, стараются привлечь средства не только федерального бюджета, но и внебюджетных источников, работают с инвесторами, и даже в этой ситуации планомерно и осознанно структурируют с помощью наших финансовых институтов, консультантов (мы с ними сегодня тоже поговорим) проекты государственно-частного партнерства.
И основной вопрос, конечно, который сегодня задают все – это деньги, и деньги не только федеральные. Потому что тех решений, о которых я уже сказал в начале нашего завтрака, будет явно недостаточно, чтобы раздать всем сестрам по серьгам, чтобы удовлетворить или направить для реализации всех предложенных или предлагаемых на инвестиционный рынок проектов государственно-частного партнерства.
И сегодня традиционные рынки западного финансового капитала оказались для нас закрыты по понятным политическим причинам, хотя все проекты, которые готовились до этого, они готовились по лекалам европейских проектов. И несмотря на то, что мы так и не дождались масштабного притока западных денег (европейских и тем более американских) в наши проекты транспортной инфраструктуры, и такие проекты действительно можно пересчитать по пальцам, но все же мы рассчитываем на другие финансовые рынки. Но вот здесь мы попали в так называемую серую зону, поскольку готовили проекты по принципу, или по лекалам, как я сказал, европейских требований, а азиатские рынки ждут от нас, может быть, несколько другого.
Вот какие особенности для представления или структурирования проектов, для поиска средств на азиатских, причем различных, рынках (в этом тоже есть особенности – Южная Корея и Китай, страны Персидского залива), как работать с такими финансовыми институтами, фондами, я бы попросил рассказать Кирилла Дмитриева, председателя Российского фонда прямых инвестиций. Пожалуйста.
—Дмитриев Кирилл Александрович
Спасибо большое, Максим Юрьевич. Действительно, буквально несколько слов о том, как привлекать средства в этой ситуации, и чем мы можем быть полезны. Во-первых, благодаря усилиям Максима Юрьевича, Игоря Евгеньевича, очень важно, что созданы действительно очень важные основы для ГЧП в транспортной отрасли. И мы, как работающие со многими отраслями, четко видим, что концессионные соглашения, которые сейчас есть в Минтрансе – это самые прозрачные и понятные для инвестора модели получения доходности среди всех индустрий, с которыми мы работаем.
Во-вторых, безусловно, в той экономической ситуации, которую мы видим, инвестиции в инфраструктуру становятся особо актуальными, потому что это способ поддержать рост ВВП или, по крайней мере, чтобы рост замедлялся чуть медленнее, чем то, что мы видим сейчас. Соответственно, какие есть положительные новости? Благодаря тому, что мы сфокусировались в основном на инвесторах с Ближнего Востока и из Азии, мы практически сейчас можем инвестировать в акционерный капитал любого доходного концессионного проекта.
И мы участвуем активно во всех федеральных конкурсах, во всех региональных конкурсах, которые получаются, и совместно с банками, как "Стройбанк", например (мы предоставляем акционерный капитал, банки предоставляют долговое финансирование), любой доходный проект мы можем финансировать. Поэтому в этом случае ограничения финансирования действительно нет, есть ограничения с точки зрения доходных проектов: те проекты, которые дают достаточный комфорт инвесторам.
Безусловно, сейчас очень знаковый будет проект – это проект Центральной кольцевой автомобильной дороги, там участвует шесть консорциумов инвесторов. Это показывает, что интерес к инвестициям остается, и мало того, есть довольно конкурентная среда инвесторов, которые хотят прийти в проекты.
И еще пара моментов. На самом деле привлечение частных и суверенных фондов – это то, о чем думают многие страны сейчас. Евросоюз буквально две недели назад объявил о Фонде стратегических инициатив, куда они вкладывают 20 миллиардов евро, чтобы привлечь значимые средства именно в инфраструктурные проекты. И все больше и больше суверенные и частные фонды становятся важными для этого.
Что было бы важно видеть – это, безусловно, две вещи. Первая – прозрачность конкурсов, которая, мы видимо, очень важна; но также важно, чтобы потом инвестор не передоговаривался с государством уже после конкурса. Потому что это создает неправильную систему мотивации, где тогда все инвесторы заинтересованы дать какое-то первоначальное низкое предложение, потом, всех оттеснив, поменять условия дальше. И здесь очень важно, что Минтранс держит сильную позицию государства, чтобы действительно конкурсы были и проводились четко, и условия потом не менялись.
И вторая, конечно, вещь, которая волнует инвесторов – это больше вопрос к экономическому блоку. Те колебания рубля, которые мы видим, безусловно, делают долгосрочные инвестиции в инфраструктурные проекты более сложными, и соответственно, иностранные инвесторы, которые хотят инвестировать и получить хотя бы небольшую долларовую доходность, то, что мы видим сейчас на рынке – это их волнует.
Но базово в чем тоже мы видим большой плюс – с регионами активно работаем, регионы все больше и больше выставляют качественных проектов, и действительно благодаря усилиям Минтранса сейчас в любом концессионном конкурсе, который они проводят, мы точно с нашими инвесторами участвуем. У нас есть 6 миллиардов долларов от фонда "Mubadala" на инфраструктурные проекты, и мы активно нацелены вместе с великими банками, как "Сбербанк" и другие, эти проекты финансировать. Спасибо.
—Соколов Максим Юрьевич
Спасибо вам, Кирилл. Чтобы далеко не уходить от финансового вопроса, мы поговорили о внешних рынках заимствования, но все-таки нас интересует, как наши российские банки будут участвовать в этом процессе. И в условиях экономических кризисов банковский бизнес всегда ищет возможность максимально надежного размещения капитала. И здесь, в проектах государственно-частного партнерства, в проектах с участием государства максимальная близость к рейтингу, государственному рейтингу – конечно же, это предмет поиска банковского бизнеса в условиях кризиса.
И с точки зрения банкира, как нам представляется, контракт с государством выглядит достаточно привлекательно, поскольку рейтинг такого контракта близок к тому, что вообще можно получить сегодня на отечественных проектах. Государство, может быть, даже впрямую и не дает каких-либо гарантий, хотя возможная секьюритизация проектов, она присутствует, и мы знаем, что такие облигации специальных проектных компаний иногда гарантируются государством. Но в любом случае могут быть гарантии иного рода – гарантии минимального дохода, гарантии трафика. В конечном счете, государство может взять на себя многие риски, в том числе и валютный риск.
И насколько интересны нашему банковскому сообществу такие проекты, готово ли оно участвовать в них? И речь идет действительно не только о пятерке крупнейших банков, тем более банков с государственным участием, но и банков из двадцатки, которые пока не попали под санкционный режим, и в том числе могут привлекать средства не только на азиатском, но и на других рынках.
Хотел бы дать слово Герману Оскаровичу Грефу, "Сбербанку" – как он видит этот процесс в ближайшее время в современных условиях.
—Греф Герман Оскарович
Доброе утро, дорогие коллеги. Я извиняюсь за опоздание, благодаря хорошо развитой транспортной инфраструктуре в Москве мне потребовалось полтора часа, чтобы добраться до вас, и это первое, с чего я хотел бы начать.
Конечно, очень бы хотелось видеть какие-то внятные стратегии по развитию различных видов транспорта. Я, например, не знаком с такими. Это касается воздушного транспорта. Считаю, что у нас колоссальные проблемы в области воздушного транспорта. Я не знаю стратегию ни региональных перевозок, ни стратегию развития аэропортовой сети, ни интенсификации и снижения стоимости перелетов. В сегодняшних условиях эта проблема является ключевой для нас – для нас как для крупнейшего кредитора транспортных предприятий, так и, думаю, для всех участников рынка.
Второе – я думаю, коллеги, в конце концов, нужно начинать открыто говорить о наших проблемах. Мы очень много увлекаемся декларациями наших побед, но все наши победы – это продолжение наших поражений. Нужно открыто говорить о наших поражениях. В транспорте у нас слишком много поражений и очень мало побед пока. И одна из такого рода проблем – это, конечно, очень внятное отношение, нетерпимое отношение к тому трафику, который складывается сегодня в наших городах. Можно сколько угодно говорить, но нужно, в конце концов, начинать, коллеги, что-то делать.
Мы знаем, что с подобного рода проблемами сталкивались все крупнейшие столицы мира, но в конце концов ни одно государство не оставляло городские власти один на один с этими проблемами, так же как с проблемами крупнейших мегаполисов. С учетом сегодняшнего состояния региональных бюджетов они не могут эти проблемы решить сами, нужна явная внятная государственная политика и государственная поддержка того, чтобы эти проблемы разрешались.
Давайте корректно посчитаем наши потери в ВВП на тот трафик, который у нас сегодня организован в крупнейших городах. Мы с вами просто-напросто обольемся слезами от тех цифр, которые мы каждый год теряем. Это касается не только Москвы, это касается Нижнего Новгорода. Я помню, сколько я вместе с Валерием Павлиновичем добирался из аэропорта до нашего объекта – это же просто катастрофа. И такая же ситуация сегодня уже в очень большом количестве крупнейших городов.
Нужно на это обратить внимание, нужна какая-то внятная стратегия. Как долго мы будем стоять в пробках, как долго мы будем не решать эти проблемы? Очевидно, что недовольство автолюбителей нарастает, свыше 40 миллионов человек, которые ежедневно проводят в пробках огромное количество часов – это не способствует тому, чтобы эту проблему решать. Сначала нам нужен на эти проблемы какой-то внятный взгляд государства. То же самое касается железнодорожного транспорта, то же самое касается вообще стратегии государственно-частного партнерства.
Принятие закона – это, конечно, хорошо, но тезис о том, что мы не дождались западных денег, он очень плох. Коллеги, вы не дождетесь и восточных денег. Не надо ждать. За деньгами сегодня колоссальная конкуренция. Мы с Кириллом проехали, пардон, всю восточную часть, и хочу сказать, что нет желающих встать в очереди проинвестировать к нам в страну – мы стоим в очереди за деньгами, и в первую очередь из суверенных фондов. И пока мы не выстроим систему квалифицированного управления, проектного менеджмента внутри нашей страны, нам никто не привезет денег.
Ни по каким лекалам мы проекты строить не можем, я других лекал не знаю, кроме как международные стандарты. Какие-то есть лекала, одни на Западе, другие на Востоке? Да нет, конечно. Все финансирование построено по принципам проектного менеджмента, я год назад говорил об этом, и сейчас говорю. Что за год сделано с точки зрения внедрения принципов проектного менеджмента? Боюсь, что не так много. Пока мы не научимся структурировать свои проекты так, чтобы они были, что называется на Западе, bankable – никто никакие деньги не принесет.
И сказать, что банки сегодня встанут в очередь, тем более не из первой десятки, а из какой-то второй или третьей мифической десятки – коллеги, это совсем не так. Нам есть куда девать деньги, у нас сегодня громадный, грандиозный разрыв ликвидности, уже 13% фондирования всего банковского сектора – это "короткие" деньги Центрального банка. Один из крупнейших частных российских банков вышел на днях на рынок, полуторагодичные бумаги его обошлись в 13,7%. Ну, какие инфраструктурные проекты можно финансировать по таким ставкам? Это банк привлек по 13,7%, соответственно, он по каким ставкам может предоставить? И вас полуторагодичные деньги не интересуют, вас интересуют хотя бы пятнадцати-двацатилетние деньги. Поэтому, коллеги, это вопрос очень серьезного анализа того, в чем сегодня наши проблемы и в чем наши ошибки. С этого начнется наш прогресс. Пока мы не научимся анализировать наши ошибки, мы не сможем двигаться вперед. Мы в прошлом году подарили всем книгу "Мегапроекты и риски. Анатомия амбиций", которую написал Бент Фливбьорг. Ключевая проблема, которую он назвал там, это, конечно, квалифицированная подготовка этих проектов с учетом их абсолютно неординарной сложности и длительности. Они готовятся очень длительный период времени, и они реализуются еще более длительный период времени. И за этот период времени вылетает столько черных лебедей, что запас прочности у этих проектов и взаимное доверие между участниками проектов должны быть просто гигантскими. Было сказано о том, что государство стоит на условиях непересмотра условий конкурса. Я, во-первых, не знаю, такого конкурса, который не был бы пересмотрен. Я даже приводить примеры не буду. В тех конкурсах, где мы участвовали с большей суммой, заранее говорили, что это нереально, проиграли в этих конкурсах и просили очень: коллеги, вы выдерживайте до конца эти условия, – условия ни одного из этих конкурсов до конца выдержаны не были, потому что они были неверно просчитаны с самого начала.
Что мы видим на примере развития инфраструктуры в Сочи? Что мы видим на примере развития других инфраструктурных проектов? Это сложнейшая история, которая требует очень тонкой прецизионной квалификации по их подготовке. И, конечно, создания определенного запаса, с тем чтобы… кто на себя может взять эти риски? Ну, конечно, государство, больше никто. И сегодня вдобавок ко всему прочему волатильность на финансовом рынке создает определенные сложности к тому, чтобы финансировать эти проекты. Только за последний год у нас ставка Центрального банка изменилась на 4 процентных пункта. Для инфраструктурных проектов это вообще грандиозная проблема. Я не буду говорить об источниках финансирования. Если мы говорим об источниках финансирования западных, восточных, каких угодно, давайте вспомним про валютные курсы – как страховать эти валютные курсы, кто готов сегодня страховать эти валютные курсы. Я прочитал в материалах про слово "кооперация". Ну, коллеги, тот, кто написал здесь про слово "кооперация", он не понимает, что это такое, в каких объемах кооперации должна идти речь. Это очень большие сложности, которые нельзя обсуждать в целом. И, если говорить в целом, то сейчас – крайне неблагоприятный момент для частно-государственного партнерства или финансирования длинных проектов. Но такой же неблагоприятный момент – для бюджетного финансирования этих проектов. Очевидно, что в этих условиях у нас нет другого пути, кроме как искать механизмы привлечения частных денег. И без решения тех вопросов, о которых я сказал, никакое привлечение частных денег невозможно. Нужно помогать строительным организациям. Последствия жесткого менеджмента в Сочи – огромное количество компаний, которые обанкротились. Кому-то легче от этого стало? Незаконченные проекты, банкроты, долги и еще более осторожное отношение к этим проектам. Конечно нет. Поэтому мне кажется, что нужно сейчас, во-первых, выстроить стратегию привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты. Нужна стратегия развития инфраструктуры, начиная с инфраструктуры крупных городов и заканчивая инфраструктурой, связанной с межрегиональным сообщением, международным сообщением. Второе: нужна очень внятная политика, связанная с тем, чтобы стимулировать привлечение хеджировать риски частных инвесторов – как финансирующих организаций, так и тех, кто вкладывает деньги. И третье и, конечно, на мой взгляд, одно из самых важных: нужна радикальная смена парадигмы, связанная с отношением к защите прав частных инвесторов, которые входят в эти проекты. Это и компании, которые входят туда, и банки, которые туда входят, требуют очень специального отношения со стороны государства. Государства в широком смысле слова – как регионов, так и федерации. Мы в свою очередь готовы наращивать здесь всячески нашу компетенцию, потому что первым препятствием является очень компетентная и очень профессиональная подготовка этих проектов. И, в конце концов, нерешаемых задач не бывает, все задачи можно решить. Но эта задача – не решаемая кем-то в отдельности. Очевидно, что государство одно не сможет решить эту задачу в силу того, что бюджетные ограничения будут все больше и больше распространятся, в первую очередь, на инфраструктурные проекты, хотим мы или не хотим, потому что социальные расходы будут всегда в последнюю очередь. И, конечно, на мой взгляд, просто нет другого пути, кроме как частно-государственное партнерство. Но частно-государственное партнерство требует радикально другого подхода. Спасибо.
—Соколов Максим Юрьевич
Спасибо, уважаемый Герман Оскарович, за ваш трезвый подход к сегодняшней ситуации, за ту долю критики в части наличия продуманной стратегии в привлечении частных инвестиций. И, хотя как раз в июне этого года стратегия развития транспортной системы Российской Федерации до 2030 года была утверждена Правительством Российской Федерации, конечно, нам еще есть чем заниматься в рамках нашего планирования в отношении отраслей и, как вы абсолютно правильно сказали, мегаполисов. Вот ответы на вопросы перспектив государственно-частного партнерства и частной коммерческой инициативы, наличия проектного менеджмента, формирования команд на региональном уровне, да и на федеральном в рамках других министерств, не только в Министерстве транспорта, с моей точки зрения, и должны дать наши коллеги из Министерства экономического развития. И я предоставляю слово заместителю министра Николаю Подгузову.
—Подгузов Николай Радиевич
Добрый день. Очень приятно присутствовать на этом мероприятии. Несколько слов хотел сказать о той ситуации и том статусе, в котором мы сейчас находимся в части и государственно-частного партнерства, и реализации проектов, как это видится из Министерства экономики. Я абсолютно согласен с Германом Оскаровичем, который сказал, что проекты в первую очередь должны быть правильно упакованы, они должны быть bankable, и только при таком условии есть шансы привлечения в эти проекты инвестиций. И, наверное, это то, над чем Министерство экономики в последние кварталы усиленно работало. То есть вот те мегапроекты, которые были озвучены уже достаточно давно, на том этапе, на котором они были озвучены, они представляли собой, скорее, название проекта и объем планируемых средств, которые предполагается из Фонда национального благосостояния на них истратить. Соответственно, наша задача была, действительно, эти проекты упаковать, структурировать, попытаться сделать привлекательными, в том числе и для частного инвестора, сделать их такими, чтобы можно было туда инвестировать средства ФНБ с четкой перспективой возвратности и доходности этих средств. Я считаю, что мы за последнее время продвинулись в этом направлении как минимум по двум проектам – это проект, связанный с модернизацией инфраструктуры БАМа – Транссиба и проект "Скат". Конечно же, и по вот этим двум проектам мы, я думаю и очень надеюсь, что можем ожидать выделения средств ФНБ уже в этом году.
Безусловно, у нас в проработке находятся еще несколько проектов. В частности, это проект по освоению газового месторождения и строительству завода "Ямал СПГ". Это развитие аэропортовой и железнодорожной, автомобильной инфраструктуры московского авиационного узла. Здесь структурирование проекта и решение задач по именно упаковке его в продукт идет несколько более низкими темпами. Тому есть определенные объективные причины, но, конечно же, нам стоит ускорить наше взаимодействие. И мне кажется, взаимодействие с Министерством транспорта здесь у нас, в общем, как показала практика сотрудничества и по БАМу, Транссибу, по ЦКАДу, и по московскому авиационному узлу, находится, в общем-то, на высоком уровне. И хочется, чтобы другие ведомства, которые тоже вовлечены в этот процесс, работали так же слажено, как мы с Министерством транспорта, например. Но все-таки то, что мы работаем над такими крупными проектами, это мегапроекты, на мой взгляд, это не позволяет запустить в полном объеме инвестиционный процесс. И для того чтобы проекты пеклись, как горячие пирожки, мне кажется, роль государства в структурировании проекта…
Вот тут был вопрос, Максим Юрьевич, у вас, должно ли государство усилить свою роль в структурировании проекта. Мне кажется, нет, потому что это будет долго и, скорее всего, неэффективно. Структурировать проекты должны профессионалы. Поэтому мне кажется, что гораздо больше таких перспектив с точки зрения массового появления проектов имеет тот механизм, который мы надеемся запустить с начала года – это программа поддержки инвестиционных проектов на принципах проектного финансирования, которое предполагает поступление этих проектов от банков, которые имеют опыт и имеют проектные офисы, и, в общем-то, умеют структурировать именно эти проекты. Они поступают в Министерство экономики для рассмотрения на межведомственной комиссии, и межведомственная комиссия, в которую входят представители и Минтранса, и Министерства сельского хозяйства, и Минпрома, смотрит только на предмет соотнесения этих проектов с основными направлениями деятельности правительства, то есть не залезает в кредитную структуру проектов. И одобрение межведомственной комиссии будет означать льготное рефинансирование в Центральном банке, насколько я понимаю по ставке "Центральный банк минус 1,5 процентных пункта", а также предоставление частичной государственной гарантии – 25%. Притом хотел бы подчеркнуть, что эта государственная гарантия – новая. Это солидарная ответственность, это возможность акселерации, это, действительно, новый инструмент, который с точки зрения господдержки, на наш взгляд, будет востребован. И вот если эта программа заработает, мы очень надеемся, то стоимость ресурсов для конечного заемщика на три года должна быть не выше, чем ставка Центрального банка плюс 1%. И мне кажется, что такой инструмент позволит, с одной стороны, сделать массовым институт проектного финансирования и позволит обеспечить относительно дешевый ресурс в текущих условиях, что важно. Спасибо большое.
—Соколов Максим Юрьевич
Говоря в целом об авиации, хочу сказать, что именно в кризис 2008–2009 годов был начат проект строительства аэропортового терминала "Пулково", который, как я уже сказал, был успешно завершен на рубеже 2013 и 2014 годов. И сегодня мы видим если не бум, то, по крайней мере, очень серьезный инвестиционный интерес совершенно различных инвесторов и финансовых групп к развитию терминалов в других аэропортах нашей страны. И здесь хотел бы предоставить слово руководителю "Государственной транспортной лизинговой компании", который, может быть, рассказал бы о тех проектах, которые ведет сегодня ГТЛК в части развития и авиационного рынка, и других секторов транспортного машиностроения.
—Храмагин Сергей Николаевич
Спасибо, Максим Юрьевич, уважаемые коллеги! Кратко: ГТЛК – государственная компания. Уставной капитал у нас – 10 миллиардов рублей в 2009 году, когда он был внесен. В настоящее время мы проинвестировали в транспортную инфраструктуру уже более 111 миллиардов. И в этом году выходим на финансирование инфраструктурного проекта. Мы начали финансировать транспортно-логистический терминал "Южноуральский", который находится в Челябинской области и планируется для перевозки, в том числе, грузов из Китая. Объем инвестиций – порядка 7 миллиардов рублей. И он будет вводиться в июле этого года. В рамках ШОС мы планируем его включить. Очень надеемся на взаимодействие с Фондом паевых инвестиций, который мы проект этот будем упаковывать и в дальнейшем показывать нашим китайским коллегам. С китайскими товарищами мы начали взаимодействие давно, чуть раньше, чем многие. И в прошлом году мы закрыли сделку 350 миллионов долларов. В этом закрываем 450. Привлекли деньги из ICBC-банка для поставки самолетов нашему стратегическому партнеру – российскому "Аэрофлоту". Мне просто повезло, так как мы все-таки работаем в Минтрансе, мне удалось прочитать стратегию, я ее нашел, и поэтому мы активно реализуем те направления, которые там существуют: это и региональная авиация, где мы сейчас номер один; это и речной транспорт, где мы тоже сейчас финансируем закладку судов на наших верфях. И такая уникальная ситуация. С одной стороны, мы очень плотно работаем со "Сбербанк Лизингом" и проекты по газомоторке делаем совместно, а конкретно со "Сбербанком" у нас почему-то не получается. Такая уникальная ситуация, потому что "Сбербанк" считает, что мы конкуренты "Сбербанк Лизингу" и есть установка, что финансировать какие-то проекты ни к чему. Второй год подряд я поднимаю эту проблематику и, к сожалению, не решается, то есть не всегда получается. Там тоже попали в некую "финансовую пробку", второй год не можем какие-то вопросы решить. Но есть другие источники финансирования. Мы на 20 миллиардов выпустили облигации. Активно работаем с фондом "Благосостояние", надеемся развивать и это сотрудничество, продолжаем работу с китайскими банками. Поэтому так очень активно участвуем и будем участвовать в дальнейших проектах, в вышеупомянутом в "Северном широтном ходу". И Ямал для нас вообще стратегическая точка. И с Татарстаном мы рамках этой недели сейчас подписываем соглашение и начинаем развивать еще "Свияжский комплекс". Спасибо.
—Соколов Максим Юрьевич
Спасибо, Сергей Николаевич. Уважаемые друзья, наша дискуссия только открывается сегодняшним "Деловым завтраком". Буквально через несколько минут я приглашаю всех участников нашей дискуссии на открытие выставки "Транспорт России". И поэтому нам необходимо завершать, транспорт должен двигаться по расписанию, преодолевая все расстояния и перипетии на своем пути. И все-таки хотел бы вернуться к итогам нашего голосования, посмотреть, смогла ли что-нибудь изменить наша дискуссия в распределении приоритетов привлечения частных инвестиций в проекты развития транспортной инфраструктуры и в целом транспортного комплекса. И пока идет голосование, не завершая, а подытоживая первый этап, стартап нашей дискуссии, которая будет здесь три дня на площадках нашего международного форума, имеющего девиз "Транспорт, меняющий мир", дать слово главе представительства компании "Boing" Сергею Кравченко для завершающей реплики, а всех в эти 30 секунд еще раз выразить свою позицию.
—Кравченко Сергей Владимирович
Большое спасибо, Максим Юрьевич. Я хотел просто вернуться к вопросу инвестиций. Инвестиции – ведь это не только деньги, это еще и технологии управления, и технологии, которые позволяют в моей области, в гражданской авиации более эффективно управлять авиакомпаниями и более эффективно управлять воздушным движением. И я хотел бы доложить Игорю Евгеньевичу, Валерию Михайловичу и вам, что мы продолжаем все три проекта, о которых мы договаривались с министром Левитиным, и продолжаем работать с вами. Мы строим успешно в "Сколково" первую летную академию вместе с частным российским инвестором Сергеем Генераловым. В этом центре, который мы достроим к концу лета и запустим в конце этого года, будут стоять четыре, сделанных в России, тренажера "Боинга", которые будут сделаны на основе переданной нами технологии. Мы продолжаем эффективную программу сотрудничества со всеми лизинговыми компаниями. Немножко начали работать с "Аэрофлотом" по внедрению современных методов управления проектами. И я особо хотел бы еще подчеркнуть, что мы очень надеемся на то, что первые два успешных проекта в области управления воздушным движением, которые мы с вашей помощью и с помощью Игоря Евгеньевича сделали в Сочи и во "Внуково", могут быть распространены и на Московский авиационный узел. Спасибо.
—Соколов Максим Юрьевич
Спасибо вам, Сергей. Что же, на транспорте, помимо стабильности, должна обязательно присутствовать и преемственность. И я так же, как и вы, уверен, что все задуманные проекты, все проекты, которые сегодня начаты в реализации нашей транспортной инфраструктуры, несмотря на турбулентность мировой и отечественной экономики, будут реализованы. И соответствующие компетенции, желание и нацеленность на это у нас есть. Итоги нашего голосования практически не изменили расклад сил и, наверное, это очень хорошо, поскольку все четыре направления, предложенных вам, нашли своих сторонников. И я думаю, что этим широким фронтом мы в дальнейшем в ближайшее время все вместе и будем развивать наш транспортный комплекс и стимулировать приток инвестиций в транспортную инфраструктуру.
Уважаемые дамы и господа, друзья, коллеги, я искренне признателен вам за участие в нашей сегодняшней дискуссии, за участие в "Деловом завтраке". Желаю всем успешной работы в рамках нашего международного транспортного форума. До новых встреч и до новых проектов. Спасибо.

MySQL Query Error: SELECT * FROM `prod_new` WHERE ()) AND ACTIVE = 'Y' AND 1=1 ORDER BY `DATE_ACTIVE_FROM` DESC LIMIT 0, 3;[[1064] You have an error in your SQL syntax; check the manual that corresponds to your MySQL server version for the right syntax to use near ')) AND ACTIVE = 'Y' AND 1=1 ORDER BY `DATE_ACTIVE_FROM` DESC LIMIT 0, 3' at line 1]

DB query error.
Please try later.