Порт на пятерых: как изменилась модель концессии порта Тамань. "РБК-Краснодарский край". 16 июля 2019
Нефтяная и газовая » Нефтяная промышленность
Металлургия и ГОКи » Угольная промышленность
Рынок продуктов питания » Масложировая промышленность
Транспорт и логистика » Деятельность портов
Транспорт и логистика » Железнодорожный транспорт
Транспорт и логистика » Строительство железных дорог
Транспорт и логистика » Логистика
Металлургия и ГОКи » Угольная промышленность
Рынок продуктов питания » Масложировая промышленность
Транспорт и логистика » Деятельность портов
Транспорт и логистика » Железнодорожный транспорт
Транспорт и логистика » Строительство железных дорог
Транспорт и логистика » Логистика
16.07.2019 в 14:44 | РБК-Краснодарский край | Advis.ru
"Росморпорт" предложил новую схему участия инвесторов в строительстве сухогрузного района морского порта Тамань после отказа Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) участвовать в его реализации, сообщает "Коммерсантъ".
Предполагается, что в проект войдут, помимо "Росморпорта", четыре стратегических инвестора — "Кузбассразрезуголь", СУЭК и "Металлоинвест" получат по 22,5%, еще 10% будет у ОАО РЖД. Они пропорционально вложат 81 млрд руб. в создание объектов федеральной инфраструктуры.
"Предполагается, что в компании "РМП-Тамань" — концессионере сухогрузного морского порта Тамань — будет пять участников: помимо ФГУП "Росморпорт" это "Кузбассразрезуголь", СУЭК, "Металлоинвест" и РЖД. Всем участникам направлены предложения о покупке долей компании, проекты акционерного соглашения и текст предварительного меморандума", — цитируют гендиректора "Росморпорта" Андрея Лаврищева "Ведомости".
"Росморпорт" ожидает ответа от потенциальных участников концессии до 20 июля. В случае положительного ответа материалы будут переданы в Минтранс и правительство, которое примет окончательное решение.
Первая очередь, согласно подготовленной Минтрансом модели мощностью 66,9 млн тонн, должна быть введена в эксплуатацию в 2024 г., инвестиции должны составить 171 млрд руб. Из них 81 млрд руб. будет потрачен на федеральные объекты — подходной канал, волнозащитные сооружения, ж/д станцию, причалы и т. д., которые по концессии построит "РМП-Тамань". Участниками этой концессии должны стать инвесторы, которые также направят в сумме 90 млрд руб. на строительство грузовых терминалов.
Терминалы в первой очереди Тамани также планируют строить "Эфко", "СДС-холдинг", "Ростех" и "Роснефть". Раньше их называли среди предполагаемых концессионеров. Но, по данным источника "Ведомостей", компании от концессии отказались, они будут просто строить терминалы и арендовать для них инфраструктуру. Плюс "Эфко" и "СДС-холдинг" еще не решили окончательно, строить ли свои терминалы и с какими параметрами. По данным издания, "Ростех" и "Эфко" заинтересованы участвовать в проекте порта Тамань, формы этого участия сейчас находятся в стадии обсуждения.
"Актуальная концепция проекта не предполагает финансирование из федерального бюджета. Источником 81 млрд руб. для "РМП-Тамань" будут взносы акционеров в его уставный капитал и займы от акционеров. Каждый участник концессии самостоятельно обеспечит фондирование своей части вложений", — комментировал заместитель гендиректора ФГУПа Яков Быков.
Предполагается, что каждый участник концессии инвестирует в нее пропорционально доле в "РМП-Тамань". "Росморпорт" рассматривает возможность в этих целях разместить дебютный выпуск облигаций объемом до 5 млрд руб. и сроком обращения 3–5 лет. Всего же программа облигаций "Росморпорта" предполагает размещение займов на 25 млрд руб. в течение 10 лет.
Вторая очередь порта Тамань предполагает строительство в 2027–2030 гг. контейнерного терминала и терминала минеральных удобрений суммарной мощностью 37 млн тонн.
В последней версии предполагалось, что 75% "РМП-Тамань" выкупит ГТЛК, но против этой идеи выступили Минэкономики, ФАС и сама ГТЛК.
Как РБК Краснодар сообщал ранее, в середине июня глава Минтранса Евгений Дитрих поручил Росморречфлоту, ФГУП "Росморпорт" и "РМП-Тамань" к 28 июня 2019 года подготовить актуализированную финансовую и организационную модель проекта сухогрузного района порта Тамань. К этому же сроку должны быть представлены предложения по пулу стратегических инвесторов, проект уточненного плана-графика и предложения о дальнейшей реализации проекта.
На совещании у главы Минтранса, состоявшемся 10 июня 2019 года, также было решено, что Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) не будет концессионером порта Тамань. В протоколе по итогам мероприятия была зафиксирована позиция Федеральной антимонопольной службы (ФАС), заявившей, что участие ГТЛК "не соответствует сути концессии", а также позиция самой компании, у которой "отсутствует возможность привлечения финансовых ресурсов для участия в проекте".
Напомним, в конце мая 2019 года на совещании у вице-премьера Максима Акимова ГТЛК запросила дополнительное время на проработку проекта. Как выяснилось, в модели предусмотрен взнос 23 млрд рублей в уставный капитал концессионера, но бюджета на это у компании нет. ГТЛК запросила отсрочку до октября, но в Минтрансе парировали, что срок — июль, иначе проект выйдет за 2024 год.
В итоге, участники совещания у главы Минтранса согласованно выступили за реализацию проекта на условиях концессии с вовлечением инвесторов-грузовладельцев в качестве стратегических инвесторов. Из протокола следует, что одним из таких инвесторов готово выступить ОАО РЖД.
Затянувшиеся переговоры
Напомним, ранее вице-премьер Максим Акимов поручил Минтрансу, Минэкономики, ФАС и Аналитическому центру при правительстве (АЦ) к 15 июня завершить обсуждение модели концессии сухогрузного района порта Тамань.
После того как Минтранс в январе не выполнил поручения вице-премьера и не представил предложения по организационно-правовой и финансовой моделям, срок подготовки документов был перенесен на 1 марта, а в мае планировалось подготовить актуальную проектно-сметную документацию. Но, как рассказали источники издания, на совещании выяснилось, что замечания по предложенной модели не устранены.
Известно, что Минтранс предлагал назначить "РМП-Тамань" концессионером без конкурса с обязательствами привлечь частное финансирование. Но против выступили Минэкономики и ФАС. В Минэкономики в частности сочли необоснованным заключение концессии без конкурса. Кроме того, возникли вопросы к участию ГТЛК, так как, по сути, концессия формируется между двумя госструктурами.
Представитель ФАС на совещании заявил, что ни финансовая, ни организационная модели в ведомство не поступали. Раз концессию предлагается заключать без конкурса, нужно обосновать, почему сделка идет через ГТЛК, если заранее известны инвесторы, отмечала служба.
Сомнения в том, что в представленной финмодели полностью отсутствуют риски для концедента, выразил и представитель АЦ. Кроме того, источники в отрасли отмечали, что к проекту слишком много вопросов: какова будет себестоимость перевалки и общепортовой инфраструктуры, как решат вопрос с провозной способностью железной дороги, какими будут тарифы ОАО РЖД с учетом планов монополии менять тарифы на перевозки металлургических грузов.
Проект сухогрузного района порта Тамань корректируют не впервые. Ранее вице-премьер Максим Акимов поручил переработать проектную документацию, чтобы исключить из границ проекта земельных участков, принадлежащих группе ОТЭКО Мишеля Литвака.
В феврале 2019 года проект строительства сухогрузного района Тамань оказался под угрозой срыва, так как Минтранс не уложился в сроки по подготовке финансовой модели порта. Из-за этого ООО "Стройгазмонтаж" Аркадия Ротенберга (строило Крымский мост, должно стать подрядчиком проекта) пригрозило отказом от участия в проекте, если решение о строительстве порта не будет принято до конца второго квартала 2019 года.
Для справки: Название компании: Росморпорт, ФГУП Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********
Для справки: Название компании: ********** Адрес: ********** Телефоны: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********
Для справки: Название компании: ********** Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********
Для справки: Название компании: ********** Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********
Для справки: Название компании: ********** Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********
Для справки: Название компании: ********** Адрес: ********** Телефоны: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********
Для справки: Название компании: ********** Адрес: ********** Телефоны: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********
Для справки: Название компании: ********** Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: ********** [Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]
Предполагается, что в проект войдут, помимо "Росморпорта", четыре стратегических инвестора — "Кузбассразрезуголь", СУЭК и "Металлоинвест" получат по 22,5%, еще 10% будет у ОАО РЖД. Они пропорционально вложат 81 млрд руб. в создание объектов федеральной инфраструктуры.
"Предполагается, что в компании "РМП-Тамань" — концессионере сухогрузного морского порта Тамань — будет пять участников: помимо ФГУП "Росморпорт" это "Кузбассразрезуголь", СУЭК, "Металлоинвест" и РЖД. Всем участникам направлены предложения о покупке долей компании, проекты акционерного соглашения и текст предварительного меморандума", — цитируют гендиректора "Росморпорта" Андрея Лаврищева "Ведомости".
"Росморпорт" ожидает ответа от потенциальных участников концессии до 20 июля. В случае положительного ответа материалы будут переданы в Минтранс и правительство, которое примет окончательное решение.
Первая очередь, согласно подготовленной Минтрансом модели мощностью 66,9 млн тонн, должна быть введена в эксплуатацию в 2024 г., инвестиции должны составить 171 млрд руб. Из них 81 млрд руб. будет потрачен на федеральные объекты — подходной канал, волнозащитные сооружения, ж/д станцию, причалы и т. д., которые по концессии построит "РМП-Тамань". Участниками этой концессии должны стать инвесторы, которые также направят в сумме 90 млрд руб. на строительство грузовых терминалов.
Терминалы в первой очереди Тамани также планируют строить "Эфко", "СДС-холдинг", "Ростех" и "Роснефть". Раньше их называли среди предполагаемых концессионеров. Но, по данным источника "Ведомостей", компании от концессии отказались, они будут просто строить терминалы и арендовать для них инфраструктуру. Плюс "Эфко" и "СДС-холдинг" еще не решили окончательно, строить ли свои терминалы и с какими параметрами. По данным издания, "Ростех" и "Эфко" заинтересованы участвовать в проекте порта Тамань, формы этого участия сейчас находятся в стадии обсуждения.
"Актуальная концепция проекта не предполагает финансирование из федерального бюджета. Источником 81 млрд руб. для "РМП-Тамань" будут взносы акционеров в его уставный капитал и займы от акционеров. Каждый участник концессии самостоятельно обеспечит фондирование своей части вложений", — комментировал заместитель гендиректора ФГУПа Яков Быков.
Предполагается, что каждый участник концессии инвестирует в нее пропорционально доле в "РМП-Тамань". "Росморпорт" рассматривает возможность в этих целях разместить дебютный выпуск облигаций объемом до 5 млрд руб. и сроком обращения 3–5 лет. Всего же программа облигаций "Росморпорта" предполагает размещение займов на 25 млрд руб. в течение 10 лет.
Вторая очередь порта Тамань предполагает строительство в 2027–2030 гг. контейнерного терминала и терминала минеральных удобрений суммарной мощностью 37 млн тонн.
В последней версии предполагалось, что 75% "РМП-Тамань" выкупит ГТЛК, но против этой идеи выступили Минэкономики, ФАС и сама ГТЛК.
Как РБК Краснодар сообщал ранее, в середине июня глава Минтранса Евгений Дитрих поручил Росморречфлоту, ФГУП "Росморпорт" и "РМП-Тамань" к 28 июня 2019 года подготовить актуализированную финансовую и организационную модель проекта сухогрузного района порта Тамань. К этому же сроку должны быть представлены предложения по пулу стратегических инвесторов, проект уточненного плана-графика и предложения о дальнейшей реализации проекта.
На совещании у главы Минтранса, состоявшемся 10 июня 2019 года, также было решено, что Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) не будет концессионером порта Тамань. В протоколе по итогам мероприятия была зафиксирована позиция Федеральной антимонопольной службы (ФАС), заявившей, что участие ГТЛК "не соответствует сути концессии", а также позиция самой компании, у которой "отсутствует возможность привлечения финансовых ресурсов для участия в проекте".
Напомним, в конце мая 2019 года на совещании у вице-премьера Максима Акимова ГТЛК запросила дополнительное время на проработку проекта. Как выяснилось, в модели предусмотрен взнос 23 млрд рублей в уставный капитал концессионера, но бюджета на это у компании нет. ГТЛК запросила отсрочку до октября, но в Минтрансе парировали, что срок — июль, иначе проект выйдет за 2024 год.
В итоге, участники совещания у главы Минтранса согласованно выступили за реализацию проекта на условиях концессии с вовлечением инвесторов-грузовладельцев в качестве стратегических инвесторов. Из протокола следует, что одним из таких инвесторов готово выступить ОАО РЖД.
Затянувшиеся переговоры
Напомним, ранее вице-премьер Максим Акимов поручил Минтрансу, Минэкономики, ФАС и Аналитическому центру при правительстве (АЦ) к 15 июня завершить обсуждение модели концессии сухогрузного района порта Тамань.
После того как Минтранс в январе не выполнил поручения вице-премьера и не представил предложения по организационно-правовой и финансовой моделям, срок подготовки документов был перенесен на 1 марта, а в мае планировалось подготовить актуальную проектно-сметную документацию. Но, как рассказали источники издания, на совещании выяснилось, что замечания по предложенной модели не устранены.
Известно, что Минтранс предлагал назначить "РМП-Тамань" концессионером без конкурса с обязательствами привлечь частное финансирование. Но против выступили Минэкономики и ФАС. В Минэкономики в частности сочли необоснованным заключение концессии без конкурса. Кроме того, возникли вопросы к участию ГТЛК, так как, по сути, концессия формируется между двумя госструктурами.
Представитель ФАС на совещании заявил, что ни финансовая, ни организационная модели в ведомство не поступали. Раз концессию предлагается заключать без конкурса, нужно обосновать, почему сделка идет через ГТЛК, если заранее известны инвесторы, отмечала служба.
Сомнения в том, что в представленной финмодели полностью отсутствуют риски для концедента, выразил и представитель АЦ. Кроме того, источники в отрасли отмечали, что к проекту слишком много вопросов: какова будет себестоимость перевалки и общепортовой инфраструктуры, как решат вопрос с провозной способностью железной дороги, какими будут тарифы ОАО РЖД с учетом планов монополии менять тарифы на перевозки металлургических грузов.
Проект сухогрузного района порта Тамань корректируют не впервые. Ранее вице-премьер Максим Акимов поручил переработать проектную документацию, чтобы исключить из границ проекта земельных участков, принадлежащих группе ОТЭКО Мишеля Литвака.
В феврале 2019 года проект строительства сухогрузного района Тамань оказался под угрозой срыва, так как Минтранс не уложился в сроки по подготовке финансовой модели порта. Из-за этого ООО "Стройгазмонтаж" Аркадия Ротенберга (строило Крымский мост, должно стать подрядчиком проекта) пригрозило отказом от участия в проекте, если решение о строительстве порта не будет принято до конца второго квартала 2019 года.
Для справки: Название компании: Росморпорт, ФГУП Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********
Для справки: Название компании: ********** Адрес: ********** Телефоны: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********
Для справки: Название компании: ********** Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********
Для справки: Название компании: ********** Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********
Для справки: Название компании: ********** Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********
Для справки: Название компании: ********** Адрес: ********** Телефоны: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********
Для справки: Название компании: ********** Адрес: ********** Телефоны: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********
Для справки: Название компании: ********** Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: ********** [Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:
Специальное предложение
Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».
В пакет входит бесплатное предложение:
- подписка на еженедельный отраслевой мониторинг «Рынок строительно-отделочных материалов, торговые сети DIY и товары для дома России и Республики Беларусь» II квартал 2024 года,
- свежий выпуск ежемесячного обзора «Инвестиционные проекты в жилищном строительстве РФ»,
- презентация INFOLine c бизнес-завтрака «Строительные материалы и рынок DIY. Итоги 2023 года, перспективы 2024-го».
Свяжитесь с нами любым удобным способом:
+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru
Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.