Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

От начала 90-х годов ХХ века до наших дней: как развивался DIY&Household ритейл в России.

Итоги развития рынка строительных материалов и товаров для дома в 2011 году и прогноз на 2012 год эксперты отрасли обсудят на форуме "Проблемы и перспективы развития рынка строительно-отделочных материалов и торговли DIY" в рамках крупнейшей строительной и интерьерной выставки MosBuild, которую организует Группа компаний ITE. Аналитики агентства INFOLine, стратегического партнера форума, выделили основные этапы развития российского рынка DIY&Household.
Историю развития российского рынка строительных товаров и товаров для дома можно разделить на этапы.
I этап (начало 90-х годов) Переход к рыночной экономике
Основным субъектом розничной торговли строительными и отделочными материалами, как и всеми другими основными потребительскими товарами, являются рынки.
II этап (1995-1999 гг.) Появление первых сетей DIY
Развитие современной розничной торговли местными компаниями стартует во второй половине 1990-х гг. с открытием магазинов самообслуживания. Так, в 1997 году в Санкт-Петербурге начала свое развитие сеть "Максидом". В 1994 году в Екатеринбурге свой первый магазин открывает компания "Трест СКМ". В этом же году в Калининграде появляется первый магазин "Бауцентр". В 1995 году в Новосибирске открывается первый "Колорлон".
III этап (2000-2004 гг.) Появление в России международных игроков
В 2000 году с открытием своего первого гипермаркета в Москве на российский рынок выходит первый международный игрок, IKEA, а с 2004 года стартует активная экспансия IKEA в регионы. В 2003 году на рынке появляется крупнейший международный ритейлер формата DIY – компания OBI, а в 2004 году – Leroy Merlin. Выход на российский рынок крупнейших иностранных игроков существенным образом меняет конкурентную ситуацию на рынке DIY России. Так, чтобы выдерживать конкуренцию коллег из-за рубежа, отечественные компании вынуждены повышать свою эффективность, оптимизировать бизнес-процессы и т.д.
IV этап (2005-2008 гг.) Выход российских сетей на федеральный уровень
В этот период формируются российские межрегиональные сети - компания "Трест СКМ", сеть "Максидом" и другие. Также на данном этапе развития DIY&Household ритейла происходит экспансия международных игроков в столицы регионов России (Leroy Merlin, Castorama, OBI и т.д.). Активно осуществляют региональную экспансию (преимущественно на рынки крупных и средних городов страны) российские ритейлеры - целый ряд компаний выходит на федеральный уровень. К концу I полугодия 2008 года рынки некоторых крупных городов, в связи с одновременным открытием объектов крупнейших российских и международных ритейлеров, оказываются насыщены гипермаркетами DIY (например, Санкт-Петербург, Краснодар).
V этап (сентябрь 2008 г. – 4 кв. 2009 г.) Экономический кризис
В условиях экономического кризиса игроки рынка DIY и товаров для дома вынуждены существенно корректировать бизнес-процессы, в т. ч. за счет закрытия нерентабельных торговых объектов и приостановки региональной экспансии ("Домовой", "Хоум Центр", "Максидом"). При этом малоэффективные сети с высоким уровнем долговой нагрузки закрывают большую часть своих торговых объектов или становятся банкротами (например, "Санта Хаус", "Лаверна"). В условиях снижения спроса и переориентации потребителей на более низкий ценовой сегмент, приводящих к сокращению выручки сетей, основной задачей компаний становится не расширение площадей, а повышение эффективности бизнес-процессов.
В то же время в связи с девальвацией рубля и переоценкой товарных запасов ряду ритейлеров удается повысить маржинальность бизнеса. В условиях экономического кризиса инвестиционные планы многих из них, особенно российских, существенным образом корректируются, а объекты, размещенные на наиболее высококонкурентных рынках, закрываются. Так, в III квартале 2009 года закрыты гипермаркет "Максидом" в Ростове-на-Дону и "Хоум Центр" в Краснодаре. В июле 2009 г. сети "Метрика" и "Вимос" прекращают процесс объединения (которое предполагалось для повышения устойчивости бизнеса в условиях кризиса) в связи с различием взглядов акционеров на развитие совместного бизнеса.
VI этап (2010 г. – наст. время) Период восстановления рынка и усиление конкуренции
В первом полугодии 2010 года начинается восстановление рынка DIY после экономического кризиса. Крупнейшие российские ритейлеры возобновляют инвестиционные программы, свернутые в кризис. При этом высокий уровень конкуренции на рынках крупных городов делает необходимым поиск новых подходов к развитию бизнеса: в том числе разработку специальных форматов (строительный супермаркет, стройбаза) для малых городов ("Метрика", "Вимос", "Петрович" (все Ленинградская область и другие регионы Северо-Западного федерального округа), "Сейд" (Мурманская область)) и усиление позиций на рынках крупных городов с крупными форматами (международные ритейлеры "Леруа Мерлен", "Касторама", "ОБИ", "К-Раута", а также российские сети "Трест СКМ", "Строительный двор" (Тюмень)).
Повышение интереса собственников региональных сетей к выходу из бизнеса в связи с усилением конкуренции и снижением рентабельности вызывает новую волну консолидации рынка. Так, в начале 2011 г. сеть "Старт" приобретает сеть гипермаркетов "Домовой" у холдинга "Адамант", планируя продолжить приобретение активов.
В 2012 году рынок строительных материалов и товаров для дома переходит на новый этап развития. Экстенсивный рост заканчивается, конкуренция увеличивает требования к маркетингу и рекламе. Повышение операционной эффективности DIY-сетей возможно за счет грамотной ассортиментной политики и развития собственных торговых марок.
3 апреля 2012 года на территории ЦВК "Экспоцентр" в рамках выставки MosBuild эксперты отрасли, представители крупнейших сетей DIY, производители и поставщики строительно-отделочных материалов, а также представители профильных общественных организаций подытожат развитие рынка строительно-отделочных материалов в 2011 году, обозначат текущие тенденции и дадут прогноз на 2012 год.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.