Счетная палата: господдержка пока не повлияла на развитие малых форм сельского хозяйства. "ТАСС". 25 декабря 2018
Рынок продуктов питания » Рынок мяса
Рынок продуктов питания » Рынок молока
Рынок продуктов питания » Масложировая промышленность
Рынок продуктов питания » Мучная, хлебоперкарная промышленность
Рынок продуктов питания » Рынок зерновых
Рынок продуктов питания » Рынок сахара
Рынок продуктов питания » Рынок рыбы
Рынок продуктов питания » Рынок птицы
Рынок продуктов питания » Овощи и фрукты
Рынок продуктов питания » Рынок молока
Рынок продуктов питания » Масложировая промышленность
Рынок продуктов питания » Мучная, хлебоперкарная промышленность
Рынок продуктов питания » Рынок зерновых
Рынок продуктов питания » Рынок сахара
Рынок продуктов питания » Рынок рыбы
Рынок продуктов питания » Рынок птицы
Рынок продуктов питания » Овощи и фрукты
25.12.2018 в 09:59 | ТАСС | Advis.ru
Аудитор СП Алексей Каульбарс сообщил, что в 2017 году гранты получили всего 1,6% крестьянско-фермерских хозяйств, доля произведенной продукции которых составила 0,6% от общего объема сельхозпродукции
Счетная палата проверила использование средств, направленных на поддержку малого предпринимательства в сельском хозяйстве, и выяснила, что такие меры пока не оказали существенного влияния на отрасль. Об этом говорится в сообщении контрольного ведомства.
"Меры по поддержке малого предпринимательства в сельском хозяйстве реализуются в рамках госпрограммы и региональных программ развития агропромышленного комплекса уже более пяти лет, объем средств федерального бюджета, направленных на предоставление грантов, за проверяемый период составил более 25 млрд рублей. Вместе с тем, проверка показала, что меры господдержки пока широкого распространения не получили и не оказали существенного влияния на развитие малых форм хозяйствования на селе", - говорится в сообщении.
По словам аудитора Счетной палаты Алексея Каульбарса, которые приводятся в сообщении, доля получателей субсидий, выделяемых на эти цели, небольшая. В 2017 году гранты получили 3,289 тыс. крестьянско-фермерских хозяйств, то есть всего 1,6% их общего количества в России. При этом доля произведенной ими продукции составила только 0,6% от общего объема сельхозпродукции.
"В то же время те субъекты малого предпринимательства, которые воспользовались этими мерами, смогли получить положительный эффект. Так, если средние темпы прироста товарной продукции, произведенной всеми субъектами малого предпринимательства в сельском хозяйстве в 2017 году, составили 12,1%, то у организаций, получивших гранты в 2013-2015 годах, этот показатель достиг 53,8%, что позволяет говорить об эффективности мер господдержки", - сказал аудитор. По мнению Счетной палаты, низкий спрос со стороны сельхозпроизводителей на предложенные государством меры поддержки обусловлен, в том числе непоследовательностью действий Минсельхоза России по управлению госпрограммой.
"Системная оценка результативности предоставляемых субсидий госпрограммой не предусмотрена. Практически ежегодно меняются размеры грантов и подходы к направлениям их использования", - отметил аудитор.
Проверка показала, что конкурсный отбор потенциальных получателей осуществлялся региональными комиссиями с нарушением установленных правил. Надлежащая проверка претендентов на соответствие критериям не проводилась, а оценка их заявок в отдельных случаях содержала высокие коррупционные риски.
Нарушения в предоставлении грантов
По данным Счетной палаты, в 2017 году гранты в размере 82,7 млн рублей за счет средств федерального бюджета были предоставлены сельскохозяйственным потребительским кооперативам, которые на момент участия в конкурсе деятельность не осуществляли и не имели выручки от реализации продукции. В Ставропольском крае это нарушение выявлено по всем четырем получателям господдержки, в Республике Башкортостан - по двум из четырех. В Ставропольском крае также установлены случаи неправомерного предоставления грантов в сумме 45,2 млн рублей главам крестьянско-фермерских хозяйств, которые одновременно являлись учредителями коммерческих организаций, при этом другие претенденты на грант не смогли его получить.
"Здесь, по нашему мнению, Минсельхозу следует обратить особое внимание на подходы регионов к отбору грантополучателей", - подчеркнул Каульбарс.
Как отметили в Счетной палате, в ходе проверки также были выявлены системные нарушения, связанные с несоблюдением порядка предоставления межбюджетных трансфертов и отсутствием надлежащего контроля со стороны Минсельхоза за их использованием регионами. Например, в 2016 году субсидии на сумму 149 млн рублей Минсельхоз предоставил 23 регионам при отсутствии у них утвержденных региональных правил, определяющих порядок предоставления господдержки. Из-за отсутствия надлежащего контроля, как со стороны Минсельхоза, так и министерств сельского хозяйства Ставропольского края и Республики Башкортостан, регионами не обеспечен возврат остатков грантов в федеральный бюджет, предоставленных в 2015-2016 годах на общую сумму 47,94 млн рублей, сообщили в Счетной палате.
В организации добавили, что отчетные данные регионов по реализуемым в этом направлении мерам не всегда корректны. Одним из нарушителей является республика Башкортостан.
По словам статс-секретаря - заместителя министра сельского хозяйства Ивана Лебедева, которые также приводятся в сообщении, Минсельхоз уже разработал меры по устранению выявленных Счетной палатой недостатков.
Счетная палата проверила использование средств, направленных на поддержку малого предпринимательства в сельском хозяйстве, и выяснила, что такие меры пока не оказали существенного влияния на отрасль. Об этом говорится в сообщении контрольного ведомства.
"Меры по поддержке малого предпринимательства в сельском хозяйстве реализуются в рамках госпрограммы и региональных программ развития агропромышленного комплекса уже более пяти лет, объем средств федерального бюджета, направленных на предоставление грантов, за проверяемый период составил более 25 млрд рублей. Вместе с тем, проверка показала, что меры господдержки пока широкого распространения не получили и не оказали существенного влияния на развитие малых форм хозяйствования на селе", - говорится в сообщении.
По словам аудитора Счетной палаты Алексея Каульбарса, которые приводятся в сообщении, доля получателей субсидий, выделяемых на эти цели, небольшая. В 2017 году гранты получили 3,289 тыс. крестьянско-фермерских хозяйств, то есть всего 1,6% их общего количества в России. При этом доля произведенной ими продукции составила только 0,6% от общего объема сельхозпродукции.
"В то же время те субъекты малого предпринимательства, которые воспользовались этими мерами, смогли получить положительный эффект. Так, если средние темпы прироста товарной продукции, произведенной всеми субъектами малого предпринимательства в сельском хозяйстве в 2017 году, составили 12,1%, то у организаций, получивших гранты в 2013-2015 годах, этот показатель достиг 53,8%, что позволяет говорить об эффективности мер господдержки", - сказал аудитор. По мнению Счетной палаты, низкий спрос со стороны сельхозпроизводителей на предложенные государством меры поддержки обусловлен, в том числе непоследовательностью действий Минсельхоза России по управлению госпрограммой.
"Системная оценка результативности предоставляемых субсидий госпрограммой не предусмотрена. Практически ежегодно меняются размеры грантов и подходы к направлениям их использования", - отметил аудитор.
Проверка показала, что конкурсный отбор потенциальных получателей осуществлялся региональными комиссиями с нарушением установленных правил. Надлежащая проверка претендентов на соответствие критериям не проводилась, а оценка их заявок в отдельных случаях содержала высокие коррупционные риски.
Нарушения в предоставлении грантов
По данным Счетной палаты, в 2017 году гранты в размере 82,7 млн рублей за счет средств федерального бюджета были предоставлены сельскохозяйственным потребительским кооперативам, которые на момент участия в конкурсе деятельность не осуществляли и не имели выручки от реализации продукции. В Ставропольском крае это нарушение выявлено по всем четырем получателям господдержки, в Республике Башкортостан - по двум из четырех. В Ставропольском крае также установлены случаи неправомерного предоставления грантов в сумме 45,2 млн рублей главам крестьянско-фермерских хозяйств, которые одновременно являлись учредителями коммерческих организаций, при этом другие претенденты на грант не смогли его получить.
"Здесь, по нашему мнению, Минсельхозу следует обратить особое внимание на подходы регионов к отбору грантополучателей", - подчеркнул Каульбарс.
Как отметили в Счетной палате, в ходе проверки также были выявлены системные нарушения, связанные с несоблюдением порядка предоставления межбюджетных трансфертов и отсутствием надлежащего контроля со стороны Минсельхоза за их использованием регионами. Например, в 2016 году субсидии на сумму 149 млн рублей Минсельхоз предоставил 23 регионам при отсутствии у них утвержденных региональных правил, определяющих порядок предоставления господдержки. Из-за отсутствия надлежащего контроля, как со стороны Минсельхоза, так и министерств сельского хозяйства Ставропольского края и Республики Башкортостан, регионами не обеспечен возврат остатков грантов в федеральный бюджет, предоставленных в 2015-2016 годах на общую сумму 47,94 млн рублей, сообщили в Счетной палате.
В организации добавили, что отчетные данные регионов по реализуемым в этом направлении мерам не всегда корректны. Одним из нарушителей является республика Башкортостан.
По словам статс-секретаря - заместителя министра сельского хозяйства Ивана Лебедева, которые также приводятся в сообщении, Минсельхоз уже разработал меры по устранению выявленных Счетной палатой недостатков.
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:
Специальное предложение
Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».
В пакет входит бесплатное предложение:
- подписка на еженедельный отраслевой мониторинг «Рынок строительно-отделочных материалов, торговые сети DIY и товары для дома России и Республики Беларусь» II квартал 2024 года,
- свежий выпуск ежемесячного обзора «Инвестиционные проекты в жилищном строительстве РФ»,
- презентация INFOLine c бизнес-завтрака «Строительные материалы и рынок DIY. Итоги 2023 года, перспективы 2024-го».
Свяжитесь с нами любым удобным способом:
+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru
Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.