Получить презентацию INFOLine с сессии «Потребитель и продовольственный ритейл: эволюция или революция?»
Онлайн-консультанты: Skype INFOLine
INFOLine проводит АКЦИЮ: Вам предоставляется пробная подписка в течение месяца на информационный бюллетень "Объекты инвестиций и строительства РФ"

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 22.10 65.814 +0.0902
EUR 22.10 75.3241 -0.2451
Все котировки валют
 Топ новости

"Тех ставок, которые мы видели на рынке еще в июне, сегодня уже не найти". "ИА Banki.ru". 3 октября 2018

По результатам шестого ежегодного исследования рынка лизинга РФ, проводимого международным рейтинговым агентством Fitch Ratings совместно с "Лизинг Ревю", ГК ВТБ Лизинг возглавила рэнкинг крупнейших российских лизинговых компаний по чистым инвестициям в лизинг и операционной аренде в размере 286,3 млрд рублей, а также с долей рынка 14% (МСФО). Генеральный директор "ВТБ Лизинга" Дмитрий Ивантер отмечает, что рынок лизинга в России за последние годы стал высококонкурентным, удерживать лидирующие позиции его компании помогают глубокие знания отраслевой специфики и индивидуальный подход к клиенту.
— По результатам оценки Fitch Ratings ВТБ Лизинг занял первое место по доле рынка и размеру лизингового портфеля в России. Для вашей компании это просто престижная регалия или в этом есть какой-то реальный плюс для бизнеса?
— Это объективное профессиональное признание, которое обязательно возвращается желанием работать с нами со стороны клиентов. Приходя к нам, они понимают, что имеют дело с ведущей компанией на рынке, и ожидают от нас качественного сервиса. Я уверен, что спрос на наши услуги только увеличится. Хотел бы подчеркнуть, что мы никогда не гонимся за объемом портфеля как таковым, мы стремимся к росту его доходности. Если сделка, пусть и очень крупная, не устраивает нас по соотношению риска и доходности, то мы не будем ее заключать только ради увеличения объема портфеля. Это наш фундаментальный принцип. Но тот факт, что при таком взвешенном аппетите к риску мы занимаем лидирующую строчку в рейтинге по размеру портфеля, мы считаем большим достижением. Для нас это результат качественной работы всей команды ВТБ Лизинга.
— Может быть, в таком случае был бы более целесообразен, например, рейтинг по критерию прибыльности лизинговых компаний?
— Не соглашусь. С точки зрения акционера это, конечно, самый важный показатель — от него зависит объем выплачиваемых дивидендов. Но специалисты во многом обоснованно считают, что чистая прибыль — это показатель, который находится "в руках бухгалтера" и зависит от очень большого количества внешних и внутренних факторов. Мы сами, когда оцениваем качество бизнеса наших клиентов, чаще ориентируемся на другие показатели, например на операционную прибыль и EBITDA. Но финансисты и в этом случае скажут, что этим показателем тоже можно манипулировать и далеко не во всех отраслях он является самым важным в контексте других параметров.
Что касается бизнеса лизинговых компаний, то, я считаю, агентство выбрало самый правильный показатель для рэнкинга — объем чистых инвестиций в лизинг по МСФО. Не секрет, что достаточно большое количество отечественных лизинговых компаний в силу разных причин не отчитываются по международным стандартам, поэтому в ряде отечественных исследований несколько размывается база для объективного сравнения участников рынка.
— Каковы основные подходы у ВТБ Лизинга при оценке платежеспособности клиентов?
— Их несколько. В сегменте крупного корпоративного бизнеса мы очень внимательно изучаем бизнес клиента: стремимся понять, как структурирован его бизнес, глубоко изучаем рынок, где он работает, конкурентную среду и основные тенденции в этом сегменте. Это позволяет нам понять, какой мы можем присвоить кредитный рейтинг такому клиенту, и мы предоставляем ему оптимальные условия финансирования. Плюс, клиент сам должен быть готов к такому тщательному анализу и согласен предоставить нам данные нужного качества. Если он реализует какой-то инвестпроект, в рамках которого может потребоваться лизинг оборудования, то мы среди прочего запрашиваем у него исходные данные и результаты маркетинговых исследований, которыми он пользовался при подготовке своего бизнес-проекта. И это оправданно, поскольку мы в немалой степени рискуем собственными средствами, предоставляя финансирование под это оборудование. В результате такого анализа мы выбираем один из двух вариантов определения условий финансирования: либо предоставляем ставку исходя из платежеспособности клиента, либо оцениваем риск с точки зрения объекта лизинга.
— Можете пояснить это на каком-нибудь простом примере?
— Возьмем, к примеру, вертолет. Если мы этот вертолет поставляем крупному корпоративному клиенту с высоким кредитным рейтингом — мы будем исходить из этого кредитного рейтинга компании, а не размера уплаченного за него аванса и размера рисков, которые мы принимаем на объект лизинга. А если речь идет о небольшой компании, бизнес которой, по нашим оценкам, менее устойчив, то в этом случае при расчете ставки и размера аванса мы будем принимать риск на передаваемое имущество, а не на весь бизнес клиента.
Мы отслеживаем обратную связь от наших клиентов и слышим от них, что ВТБ Лизинг считается одной из самых "сложных" компаний на рынке из-за стремления получить максимум коммерческой информации о лизингополучателях. Действительно, на это уходит достаточно много сил и времени, но досконально изучив бизнес клиента, мы становимся способны заключать очень сложные и в полном смысле уникальные сделки с учетом особенностей конкретных заказчиков и предлагать продукты, как я это называю, tailor-made.
— Что это значит?
— "Tailor" — в переводе "портной", который по снятым с человека меркам сошьет платье или костюм точно по фигуре заказчика. Ровно такой же индивидуальный подход мы используем для лизинговых клиентов, предоставляя им такие условия, которые не готовы предложить наши конкуренты. То есть мы не пытаемся "упихнуть" клиента в существующий шаблон, некие рамки существующих наших продуктов. Наоборот, в процессе изучения бизнеса клиента эти рамки существенно раздвигаются и мы оказываемся способны удовлетворить индивидуальные запросы со всеми уникальными особенностями.
Для этого у нас сформированы отраслевые группы, которые специализируются на работе с клиентами в отдельных секторах экономики: гражданской авиации, железнодорожном транспорте. Есть группа по взаимодействию с нефтесервисными компаниями. Эти люди разговаривают с клиентами на одном языке, знакомы со всеми отраслевыми проблемами и тенденциями, вовлечены в межотраслевую коммуникацию и хорошо известны в профессиональном сообществе. Благодаря этому нашей компании удается договариваться и с производителями техники, и с ее эксплуатантами, и с сервис-провайдерами, и с инфраструктурными монополиями, от которых подчас зависит эффективность бизнеса наших клиентов. Глубокое погружение в особенности каждой отрасли позволяет также эффективно управлять активами, которые нам принадлежат.
— К небольшим клиентам у ВТБ Лизинга тот же подход?
— Не совсем. Наши продукты, например, для автолизинга более алгоритмические. Здесь мы стараемся принимать решение быстрее и исходя из достаточно стандартного набора информации о клиенте. Безусловно, мы также проводим процедуру "знай своего клиента": выясняем, кто владеет, кто руководит компанией, чем конкретно компания занимается. Это необходимо, чтобы предотвратить попытки мошенничества, которые все еще встречаются в практике лизинговых компаний. Но в целом мы этот рынок и сами неплохо понимаем: знаем, какая техника сегодня ликвидна, следим за всеми базовыми параметрами отрасли и рыночными тенденциями. В следующем году мы планируем существенное расширение розничных продаж, прежде всего через сеть банка ВТБ и Почта-банка.
— Какие особо удачные и крупные сделки ВТБ Лизинга последнего времени Вы хотели бы особо отметить?
— У нас есть очень важная и длинная сделка с "Аэрофлотом" по поставкам самолетов Boeing, которой, впрочем, уже исполнилось пять лет. В декабре нам будет поставлен 50-ый самолет, заключительный по контракту, который является крупнейшим в гражданской авиации в России. Кроме того, мы подписали новые или продлили имеющиеся контракты по поставкам железнодорожного подвижного состава с крупнейшими операторами грузовых вагонов.
— Каковы основные тенденции в этих сегментах лизинга?
— В авиаотрасли в целом мы не ожидаем бурного роста поставок воздушных судов в ближайшее время. В нынешнем сезоне отрасль пассажирских авиаперевозок показывает не самые лучшие результаты. Авиакомпании это связывают с ростом цен на топливо и общей конъюнктурой спроса на рынке.
В сфере железнодорожных перевозок мы видим позитивную динамику. Рынок на подъеме благодаря высоким ценам на товары, которые традиционно перевозятся по железной дороге: уголь, металлы, минеральные удобрения, зерно. Это стимулирует увеличение объемов производства и транспортировки таких товаров, а как следствие, и рост спроса на новые вагоны. В ближайший год мы ожидаем стабильный рост в этом сегменте лизинга, потому что железнодорожная отрасль уже прошла период резких скачков, производители понимают необходимые объемы производства и практически полностью законтрактованы на год вперед.
— Главный тренд на железнодорожном рынке — переход на эксплуатацию грузовых вагонов повышенной грузоподъемности. Как это влияет на ситуацию в лизинге подвижного состава?
— Выбор парка — дело операторов подвижного состава. Сейчас специалисты продолжают дискутировать, для каких перевозок такие вагоны будут более эффективными, но не следует считать, что инновационные вагоны полностью вытеснят другие модели из парка операторов. Могу лишь подтвердить, что вагоны стандартной грузоподъемности до сих пор пользуются спросом на рынке, производители не прекратили их производство. Их продолжают активно покупать операторы подвижного состава, выбирая оптимальное транспортное средство под нужды своих клиентов и собственного бизнеса. А лизинговым компаниям интересны и те, и другие грузовые вагоны, поскольку они позволяют неплохо зарабатывать всем участникам сделки.
— Сейчас операторы говорят о дефиците специализированных грузовых вагонов, прежде всего фитинговых платформ для перевозки контейнеров. Насколько лизинговые компании готовы финансировать их производство?
— Действительно, рынок перевозок грузов в контейнерах и крытых вагонах сейчас в фокусе внимания операторов, поскольку они требуются для транспортировки товаров с большой добавленной стоимостью. Мы видим интерес со стороны наших крупных корпоративных клиентов в этом сегменте, и, кстати сказать, они очень заинтересованы в инновационных разработках в этой области. Этот рынок, может быть, не такой большой, как рынок полувагонов, но у него весьма привлекательная доходность и очень хорошие перспективы.
Мы также видим восстановление спроса в сегменте железнодорожных цистерн, хотя еще несколько лет назад наблюдали на этом рынке определенный застой. Сегодня этот тренд изменился: операторы пусть и не очень быстро, но начинают закупать новые цистерны.
— Какова динамика лизинговых ставок в последнее время?
— В авиации или железнодорожном сегменте очень жесткая конкуренция и очень крупные сделки: редкий случай, когда сумма контракта меньше 1 млрд руб. В этих сегментах в последнее время была борьба между лизинговыми компаниями за счет ставок лизинга, которые снижались. Нам очень приятно, что в этой ситуации нам удалось получить максимум, выйти на первое место в отрасли и закрепить свое положение в 2018 году.
Но в середине нынешнего лета на рынке произошел разворот: процентные ставки начали повышаться у всех игроков. Тех ставок, которые мы видели на рынке еще в июне, сегодня уже не найти. Это касается наиболее конкурентных сегментов в корпоративном секторе, где самые крупные компании получают самые выгодные условия финансирования. Ставки уже выросли достаточно существенно — на 1–1,5%: если раньше они были около 8–8,5%, то сегодня они достигают 9,5–10%.
— С чем это связано?
— Россия — это открытая экономика, поэтому большинство процессов на отечественном финансовом рынке связано с внешней средой. Сегодня мы наблюдаем глобальную тенденцию оттока капитала с развивающихся рынков, в числе которых находится и наша страна. Это видно, как минимум, по рынку облигаций федерального займа: доходность государственных облигаций сегодня увеличилась как раз на эти 1–1,5%. А если государство, как наиболее надежный заемщик в стране, занимает теперь на 1,5% дороже, то это сказывается на всех, эти параметры пропорционально транслируются и на другие отечественные финансовые инструменты.
— Это последствия уже введенных или ожидаемых антироссийских санкций?
— На мой взгляд, это никак не связано с санкциями. Если послушать недавние прения по этому поводу в Конгрессе США или почитать западных аналитиков, то даже они признают, что санкции не оказали того эффекта, которого от них ждали. Они, безусловно, мешают работать, но определяющее влияние на ситуацию в России оказывают глобальные макроэкономические процессы. Скажу больше: у инвесторов вполне оптимистичный взгляд на Россию на фоне других развивающихся рынков. С точки зрения экономики у нас положение достаточно хорошее, гораздо больше вопросов у международных инвесторов к Турции, странам Латинской Америки, где отток капитала оказался более существенным. Так что сегодня капитал уходит со всех развивающихся рынков, это объективный процесс.
— Тем не менее национальная валюта заметно ослабела и у нас, со следующего года вырастет НДС. Как это влияет на рынок лизинга?
— Конечно, когда происходит рост себестоимости объекта лизинга, это вряд ли хорошо для рынка: если доходы наших клиентов растут не такими темпами, как расходы, то бизнес не всегда может позволить себе закупать новую технику. Это особенно актуально, когда речь идет о высокотехнологичной продукции с большой долей зарубежных комплектующих.
Но в каждом сегменте рынка динамика цен на ту или иную технику порой разнонаправленная. Например, грузовые вагоны тоже растут в цене, хотя импортных комплектующих в них не так много, но растет цена на металл, из которого они производятся. Отечественное оборудование для нефтегазового сектора, наоборот, дешевеет, поскольку на наш рынок активно выходят китайские производители буровых установок, а потому их российские конкуренты вынуждены снижать свои цены.
При этом, например, на рынке легковых автомобилей специфика несколько иная. Автомобиль стал дороже, а потребность в нем у бизнеса никуда не пропала. В этом сегменте рост стоимости транспортного средства может дополнительно стимулировать рынок лизинга: покупатель все чаще будет предпочитать взять автомобиль в лизинг, нежели сразу платить за него полную стоимость.
— Какие другие макроэкономические факторы сегодня являются определяющими для развития отрасли?
— Для нас важно, чтобы ситуация на финансовом рынке в России была стабильной — это имеет первостепенное значение для нашей отрасли, потому что именно лизинговые компании предоставляют экономике самые длинные деньги. Банковского финансирования на такие сроки, как это бывает в лизинге,— 10, 15 лет — не существует. А мы знаем, где срок договора лизинга составляет и 20 лет. В то же время пассивы нашей финансовой системы как были краткосрочными, так и остались краткосрочными, даже рублевые, не говоря уже о пассивах в иностранной валюте.
Для нас стабильность и прогнозируемость ключевой ставки ЦБ играет определяющую роль, а главный наш враг — волатильность ставки. Честно могу сказать, что недавний разворот тренда по процентной ставке был неожиданным для всех специалистов. Аналитики были единодушны во мнении, что снижение ключевой ставки продолжится и что в следующем году мы увидим ее снижение до 7%. Сейчас произошло первое с 2014 года повышение ключевой ставки, пусть и на небольшую величину, но для рынка это очень важный показатель.
— Что, на ваш взгляд, сдерживает сегодня развитие рынка лизинга?
— Сегодня лизинг прочно вошел в арсенал финансовых инструментов всех категорий клиентов: и крупных, и средних, и малых предприятий. На мой взгляд, сейчас самый главный для лизинга клиент — это как раз малый и средний бизнес, и его поддержка со стороны государства в самом широком смысле становится крайне важной. Эта самая массовая группа клиентов обеспечивает лизинговым компаниям большое количество сделок и устойчивый органический рост бизнеса, поэтому не должно быть резких изменений в налоговом законодательстве: условия для малого и среднего предпринимательства должны быть благоприятными, стабильными и предсказуемыми. В этом контексте, на мой взгляд, самым принципиальным инструментом становится цифровизация государственных услуг для предпринимателей, поскольку до сегодняшнего дня это один из главных барьеров для эффективного развития этого сегмента бизнеса. Если государство продолжит инвестировать в это направление, малым предприятиям будет комфортнее заниматься бизнесом и не тратить так много сил и времени на взаимодействие с контролирующими и регулирующими органами.
— Как это связано с лизингом?
— Когда предприниматель понимает, что вместо личного визита в несколько десятков государственных контор он может за один вечер через интернет получить все необходимые для работы свидетельства, сертификаты и разрешения, то у него будет больше возможностей заниматься непосредственно бизнесом и желания активнее его развивать. Это будет способствовать общему экономическому росту в стране, а следовательно, и росту розничных сделок в лизинге. Все это можно наблюдать на примере автолизинга, который растет очень хорошими темпами.
— Какие еще сегменты лизинга вы считаете наиболее перспективными в плане доходности и количества сделок?
— Сегодня идет настоящее преображение автобусных пассажирских перевозок. Мы видим, что в последнее время государство уступает место на рынке частным компаниям, но при этом требует от них высокого качества услуг. Муниципалитеты и городские администрации предлагают заключение долгосрочных контрактов, но закладывают в них необходимость приобретения самых современных автобусов, соответствующих повышенным требованиям по безопасности перевозок и комфорту для пассажиров. Это стимулирует спрос на лизинг этой дорогостоящей техники, который становится фактически единственным способом для перевозчика соответствовать заданным государством стандартам. Сейчас мы видим клиентов, которым нужно сразу 50, 100 автобусов, самые крупные покупают по 300 автобусов. Такого еще никогда не было, но мы заранее предчувствовали, что этот спрос неизбежно появится, и потому были к нему готовы.
Еще одним перспективным сегментом для нас является рынок специальной техники. Отрасль инфраструктурного строительства уже прошла дно кризиса 2014–2016 годов, когда многие подрядчики не рассчитали свои силы, обанкротились и ушли с рынка. К сегодняшнему дню на рынке остались самые сильные игроки, и мы рассчитываем, что с учетом анонсированных госинвестиций в инфраструктуру в ближайшие годы вырастет спрос на технику для строительства автодорог, портовой, железнодорожной инфраструктуры, увеличатся закупки оборудования для возведения мостов, тоннелей, трубопроводов.
Высокие требования к компаниям по утилизации мусора подстегнули спрос на современную спецтехнику и в этой отрасли. Речь идет об огромном количестве небольших компаний по всей стране, которые сейчас начали активно закупать новый парк мусоровозов и другого спецоборудования для сбора и утилизации отходов. Это становится очень мощным сегментом спроса на лизинг.
Очень хорошими темпами растет спрос на нефтесервисную технику, которая востребована на добывающих проектах. Объемы нового бурения увеличиваются, мы ожидаем роста примерно на 10%, причем оно становится более сложным, что требует дополнительного парка современного оборудования. Цены на нефть растут, но для нас важно, чтобы они не зашкаливали, ведь от этого могут пострадать другие отрасли промышленности, в первую очередь транспортный сегмент, для которого топливные расходы составляют существенную долю в себестоимости перевозок.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Специальное предложение до 31 октября 2018 г.:

Специалисты агентства INFOLine подготовили Исследование "Судостроительная промышленность России. Тенденции 2017 года. Прогноз до 2020 года", в котором провели комплексный анализ текущего состояния судостроительной отрасли в России и разработали долгосрочные прогнозы направлений развития отрасли и общего спроса на продукцию различных сегментов судостроения.

Предлагаем воспользоваться специальным предложением на приобретение комплекса аналитических отчетов по направлению Судостроение:

При покупке Исследования "Судостроительная промышленность России. Итоги 2017 года. Прогноз до 2020 года" -  Вы получаете в ПОДАРОК подписку до конца 2018 года на Тематические новости: "Судостроительная промышленность РФ и стран ближнего зарубежья".

Тематические новости: "Судостроительная промышленность РФ и стран ближнего зарубежья"– это собранная со всего рынка и систематизированная оригинальная информация о событиях судостроительной отрасли РФ и зарубежья. На основе данных из проверенных авторитетных и профильных источников формируется новостной бюллетень – постоянно обновляющаяся информационная карта для вашего бизнеса.


Воспользоваться СПЕЦИАЛЬНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ Вы можете ЗДЕСЬ 

Для получения детальной информации о продуктах и услугах агентства INFOLine, предлагаем Вам связаться с нами по телефонам +7(812)322-6848 (доб. 302) или +7(495)772-7640, а также по электронной почте на mailto:transport@infoline.spb.ru"

Менеджер проекта Евгения Надточаева