Получить презентацию INFOLine с сессии «Потребитель и продовольственный ритейл: эволюция или революция?»
Онлайн-консультанты: Skype INFOLine
INFOLine проводит АКЦИЮ: Вам предоставляется пробная подписка в течение месяца на информационный бюллетень "Объекты инвестиций и строительства РФ"

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 13.12 66.4225 -0.0797
EUR 13.12 75.2168 -0.4029
Все котировки валют
 Топ новости

ТОП-100 – Сколько на самом деле зарабатывает "Центрторг". "ABIREG". 6 декабря 2018

Коренной воронежский ритейлер "Центрторг" празднует в этом году свое 25-летие. За четверть века сеть доросла до примерно полусотни магазинов в городе и области. Несмотря на устойчивость бренда, компания растет довольно скромно. В 2017 году ПАО "Центрторг" отчиталось о выручке в 3,18 млрд рублей, возросшей в отчетном периоде чуть более чем на 200 млн рублей. Судить по этой сумме об успешности всей сети не получается. Такой оборот имеют только 17 магазинов сети, принесших акционерам прибыль в 97,7 млн рублей, что меньше прошлогоднего показателя на 23 млн рублей. Для сравнения – выручка другого воронежского ритейлера "Пятью пять" с 58 магазинами в 2017 году составила 7,5 млрд рублей. Как и почему старейшая воронежская продуктовая сеть не раскрывает свои показатели, "Абирег" решил поразмышлять в рамках Рейтинга крупнейших компаний Черноземья "Абирег Топ-100".
Даже с учетом значительной завесы тайны над своими результатами "Центрторг" является крупнейшим продовольственным ритейлером в Черноземье. В своем отчете компания утверждает, что в ее структуру входит лишь 17 магазинов.
Директор ООО "Консалтинговая фирма "Центрторг" Сергей Кастрюлев сказал "Абирегу", что компания не раскрывает общий оборот всех магазинов сети. Оно и понятно – слишком велика конкуренция на рынке. Излишняя откровенность в сфере секретов фирм может в какой-то момент сделать конкурентов сильнее. На деле, по данным публичных карт, под вывесками сети работает 51 магазин. Как рассказали "Абирегу" источники на рынке, большая часть из них работает под другими юридическими лицами, контролируемыми основными акционерами "Центрторга" Владимиром Дударевым и Алексеем Сухаревым: ООО "Долекс", ООО "СРТ-Воронеж", ООО "Центрторг-розница" и др. Большинство из этих компаний находится под управлением консалтинговой фирмы, раскрывающей вполне скромный оборот – 52,7 млн рублей.
Названные компании имеют отнюдь не "кислые" обороты. Выручка "Центрторг-розницы" составила в прошлом году 2,55 млрд рублей (2,41 млрд рублей – годом ранее), "СРТВоронеж" – 2,8 млрд рублей (2,5 млрд рублей), а "Долекса" – 386 млн рублей (372 млн рублей). Источники на рынке призывают в оценке оборота всей сети не использовать метод сложения, но в целом оценивают его на уровне 7–8 млрд рублей. Это сопоставимо с упомянутой сетью "Пятью пять". Правда, ее основное юрлицо отчиталось об убытке в 35 млн рублей за прошлый год. Перечисленные предприятия "Центрторга", управляющие частью магазинов, наоборот, рентабельны: чистая прибыль трех юрлиц в сумме достигает почти 110 млн рублей.
Естественно, в анализе работы "Центрторга" не получится сложить результаты отдельных компаний с основным ПАО. Но, вероятно, выводы годового отчета можно экстраполировать на всю сеть, чтобы понять, как она зарабатывает деньги. Так, общий оборот ПАО "Центрторг", который издавна ориентируется на формат "магазин у дома", складывается из трех направлений: розничной и оптовой торговли и сдачи своих помещений в аренду. Самая значительная доля выручки – 58,65% – приходится на розницу, выросшую в прошлом году с 1,72 млрд рублей до 1,87 млрд рублей. Оптовая торговля, занимающая 37,09% в общем обороте, подросла с 1,08 млрд рублей до 1,18 млрд рублей. Сдача своих помещений в аренду не принесла "Центрторгу" ощутимого роста и впервые за последние годы показала интенсивное снижение. Так, "арендная" доля выручки сократилась со 170 млн рублей в 2016-м до 135,8 млн рублей в 2017-м. Как и годом ранее, под управлением сети находятся площади в множестве торговых зданий (например, у рынка "Северный", в "Утюжке" и т.д.). Большинство точек расположены не в самых хлебных местах: две из них – "Молодежный" и "Северо-Восточный" – вынуждены конкурировать с лощадками-гигантами ТЦ "Аксиома" на улице Генерала Лизюкова и "Максимиром", а еще два – ТЦ "Дон" и ТЦ на пересечении улиц Солнечная и 45-й Стрелковой дивизии – и вовсе стоят в давно не развивающихся микрорайонах.
Положение на рынке
Это, собственно, обнаруживает самый очевидный недостаток "Центрторга": его магазины почти не появляются на территории активной застройки жилых комплексов. Например, сеть не смогла зайти на территорию густо населенной улицы Шишкова, а ее конкуренты "Пятью пять" и Х5 Retail Group ("Пятерочка") втиснули туда в общей сложности шесть магазинов. Несмотря на такое положение дел, "Центрторг" в годовом отчете в качестве своих сильных сторон отмечает "активное городское строительство вблизи расположения торговых точек". Действительно, у сети есть по одному магазину вдоль активно развивающихся кварталов на Острогожской и 45-й Стрелковой дивизии. Но у конкурентов точек гораздо больше – восемь, учитывая точки двух названных сетей.
Сам "Центрторг" не скрывает проигрыш крупным сетям по различным параметрам. В качестве рисков сеть указывает на невозможность конкурировать по ценам с федеральными сетями по ряду товарных позиций, невозможность инвестировать в рекламу на уровне крупных конкурентов и отсутствие должного информационного и аналитического обеспечения. Впрочем, компания, характеризирующая свой рост словосочетанием "активное развитие", а рост конкурентов – "бурным ростом", считает, что сильных сторон у нее заметно больше. В числе них привлекательность сети для поставщиков, большой опыт и финансовая стабильность.
Перспективы
Финансовая стабильность действительно не вызывает вопросов при изучении отчетности "Центрторга". Однако в некоторой степени динамика финансовых показателей сети оставляет ее акционерам желать лучшего. В частности, чистая прибыль сети в отчетном периоде по сравнению с прошлым годом уменьшилась на 23,2 млн рублей и составила 97,7 млн рублей. Основная часть этих денег направлена в развитие магазинов. Также снижена и рентабельность основной деятельности компании. Если в 2016 году на 100 рублей затрат приходилось 4,7 рубля прибыли от продаж, то в 2017-м – 4,2 рубля. Изменение показателя обусловлено ростом выручки при росте себестоимости (как и оборот, этот показатель прирос на 7,22%). Фактически динамика этих параметров говорит о стабильном положении компании, но при дальнейшем снижении покупательской способности населения они продолжат снижение.
Кстати, другими возможностями развития "Центрторг" называет поиск методов снижения налогового бремени и расширения количества точек. Директор КФ "Центрторг" Сергей Кастрюлев сказал "Абирегу", что компания намерена развиваться в рамках собственных денежных средств. Естественно, речь не о десятках магазинов, а о единицах, для открытия которых не понадобится залезать в кредиты. К тому же сеть демонстрирует свою финансовую устойчивость и независимость от кредиторов на основе соотношения собственных и заемных средств и показателей ликвидности. В частности, на каждый рубль вложенных в развитие собственных средств заемных приходится 70 копеек. В то же время коэффициент ликвидности говорит о том, что собственными деньгами "Центрторг" может покрыть почти десятую часть краткосрочных обязательств, а после привлечения имеющегося "кэша" и "дебиторки" покроет их почти целиком. Сергей Кастрюлев пояснил "Абирегу", что сеть будет развиваться как раз в рамках той ситуации, которая описана в отчете. Так, компания планирует открывать точки за счет собственных денег.
Перечисленные свойства развития "Центрторга" свойственны рынку ритейла в целом. В сложившейся экономической ситуации, когда массовый потребитель заметно снизил свою покупательскую способность и перераспределил спрос в сторону дешевых продуктов, экстенсивный рост "продавцы" не демонстрируют. Важно лишь, как они будут подстраиваться под сокращенный тип потребления. Свои среднесрочные перспективы развития "Центрторг" видит в актуальных на рынке, но не всегда сочетаемых вещах – в сокращении издержек и повышении лояльности покупателей. Кажется, упор должен идти на второе, ведь только за последний год количество жалоб на качество обслуживания, обсчеты и обвесы в "Центрторге" выросло примерно в 2,5 раза (с 8 до 21). На фоне "застойного" роста других показателей такая динамика кажется весьма красноречивой.
Директор КФ "Центрторг" Сергей Кастрюлев:
– В годовом отчете четко отражены наши планы. Мы планируем дальше развиваться в рамках собственных денежных средств. Речь не идет об открытии сотен или десятков магазинов. Что-то мы открываем уже в этом году.


Для справки: Название компании: Центрторг, ПАО (Торговая сеть Центрторг) Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********
[Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение