Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Зачем ретейлерам Совет. "Парламентская газета". 3 марта 2016

Проигнорировавшие инициативу Минпромторга могут лишиться права торговать алкоголем и табаком в выходные
Министерство промышленности и торговли разослало участникам продовольственного рынка концепцию объединения производителей и ретейлеров. Согласно документу, ретейлеры, которые проигнорируют предложение вступить в Российский национальный совет потребительского рынка, могут лишиться права торговать алкоголем и табаком в выходные и праздничные дни. По мнению участников рынка, членство в создаваемом Совете не даёт никаких преимуществ. А депутаты считают инициативу "странной".
Идея Минпромторга о создании так называемого Российского национального совета потребительского рынка, куда должны войти торговые сети и их поставщики, не нова. Ещё в 2014 году подобный Совет был создан среди поставщиков отопления в дома граждан. Его основной задачей было воспрепятствовать росту цен на тепло. Задача эта выполнена не была: в конце февраля 2016-го из Минэнерго в Правительство поступило предложение цены на отопление увеличить.
Что касается потребительского рынка продовольственных товаров, то там проблема роста цен стоит намного острее. В Правительстве создана комиссия по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков. В ноябре и декабре прошлого года, когда рост цен на продовольственные товары буквально галопировал, она многократно собиралась. Звучали радикальные предложения об установлении предельной наценки в торговых сетях, введении продовольственных карточек для малоимущих.
В итоге принято достаточно мягкое решение — создать очередной Совет участников продовольственного рынка и решать проблемы, как говорится, по мере их поступления. Концепция такого совета предполагала, что он будет состоять из двух палат - розничной торговли и палаты производителей и поставщиков. Каждая из них будет делегировать по 9 членов в правление Совета. Предполагалось, что вошедшие в совет торговые сети, поставщики и производители будут уплачивать определённые сборы в фонд организации, который, в свою очередь, будет тратиться на содержание национального торгового арбитража (находится в структуре совета). Арбитраж и будет разбирать споры между участниками рынка. Из образуемого фонда также могли бы выплачиваться компенсации пострадавшей стороне.
На бумаге всё выходило гладко, однако участники рынка не проявили должной заинтересованности и вступать в объединение не спешили. Тогда концепцию в Минпромторге решили ужесточить. В документе, разосланном участникам рынка, речь шла уже о санкциях для тех, кто проигнорирует приглашение вступить в Совет. А именно о том, что торговым сетям запретят продавать в выходные и праздничные дни подакцизные товары (алкоголь и табак) и открывать новые гипер- и супермаркеты в городах. Санкции для поставщиков более расплывчаты — они лишатся гарантий защиты во взаимоотношениях с торговыми сетями.
Между тем законодатели считают меры, предлагаемые Минпромторгом, довольно странными. "С одной стороны, ситуация в экономике сейчас такая, что без государственного регулирования не обойтись, — замечает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономическому развитию Михаил Емельянов. — С другой — не совсем понимаю, как данный Совет может решить проблему потребительских цен. При этом санкции, о которых говорится в концепции Минпромторга, очень серьёзные. Но они, в таком случае, должны вводиться поправками в закон, а не уставом какого-либо объединения. В общем, странная инициатива и юридически она вообще никак не проработана".
Коллега Михаила Емельянова по Комитету Виктор Звагельский считает, что в данном предложении Минпромторга отчётливо видны нарушения антимонопольного законодательства. "Это легко оспорить в суде", — убеждён он.
Что касается главных участников рынка продовольствия — производителей и ретейлеров, — то большинство из них считает, что для того, чтобы компании вступали в Совет рынка, им нужны стимулы. Запреты же таковыми быть точно не могут.
Прямая речь
Председатель правления Национального союза производителей молока "Союзмолоко"Андрей Даниленко:
— Безусловно, производителям и торговым сетям необходимо достичь договорённости о том, каким образом в дальнейшем будут строиться их отношения. От этого, кстати, напрямую зависит и ситуация с ценами на рынке продовольствия. Если мы вспомним мировой опыт формирования кооперации, то там для её участников предусматривались льготы. И именно это стимулировало торговлю и производителей садиться за стол переговоров. Еще недавно для участников отечественного рынка таким стимулом была неизбежность поправок в закон о торговле. Сейчас эта острота снята, поэтому, если государство намерено этот рынок регулировать посредством объединений с участием экспертного сообщества и бизнеса, то, прежде всего, сами участники должны собраться и порассуждать о том, какие преференции должно обеспечивать им участие в таком объединении. И санкции здесь точно работать не будут. Поэтому концепцию создания Совета национального потребительского рынка надо разрабатывать всем вместе.
Член правления X5 Retail Group Станислав Наумов:
— В прошлом году участники продовольственного рынка, практически все крупные игроки подписали Кодекс добросовестных практик. Создаваемый Совет, по идее, должен контролировать, кто и как из участников рынка соблюдает это соглашение. Поэтому предложение Минпромторга с этой точки зрения следует оценивать положительно. О методах я бы поспорил. Если речь идёт о наведении порядка на рынке алкоголя, а его наводить действительно нужно, то надо не сетям запрещать торговать, а мелким магазинам, которые торгуют суррогатом или без лицензии. Так что в документе Минпромторга есть некоторая путаница. Никто из добросовестных участников рынка не против создания его Совета, так что санкции просто излишни. А вот вопрос суррогатного алкоголя надо обсудить всем вместе в рамках созданного Совета и принять решение. Также представляется логичным, если Совет обсудит вопросы тарификации на маркетинг и логистику. Надо выработать единую форму договоров между поставщиком и торгующей организацией, тогда ни одна из сторон не будет считать себя ущемлённой.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

II квартал 2025 года окажется во многом переломным для потребительского рынка страны, считают в INFOLine. Анализ данных по итогам апреля–июня эксперты агентства представят в ежеквартальных обзорах «Розничная торговля Food и потребительский рынок России» и Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP. Отчеты дополняют друг друга, включая в себя особенности и динамику развития регионального FMCG-ритейла и развитие online-торговли продуктами питания.

Данные о динамике рынка во II квартале помогут участникам отрасли увидеть локальные риски и открывающиеся возможности, а также откорректировать свои стратегии, исходя из территориальной специфики. Показатели развития розничных компаний, данные по выручке, числу торговых объектов и объемах площадей с разбивкой на форматы и регионы позволят оценить перспективы развития в конкретных областях страны и своевременно перестроить бизнес-процессы.

Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP отражает смену лидеров и расстановку сил в отрасли, показывает трансформацию бизнес-моделей ведущих игроков, усиление конкуренции, экспансию маркетплейсов, новации в сфере государственного регулирования, изменения омниканальных стратегий, перспективы развития рынка.

При оформлении подписки на II, III, IV кварталы 2025 года и I квартал 2026-го на любой из двух отчетов вы получаете выпуск за I квартал 2025 года в подарок!

Frame 1 (1) (1).png

Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot