Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Е.Елин - о "рыночном" пути для муниципалов. "РосБизнесКонсалтинг". 12 марта 2013

Взаимоотношения муниципальных и региональных властей сложны во всех субъектах РФ. Яблоко раздора - источники доходов и полномочия.
Федеральное законодательство наделяет власти региона правом в значительной степени определять источники доходов и полномочия муниципалитетов. Власти многих российских регионов, в том числе и Ленинградской области, использовали это право для предельного сокращения возможностей местного самоуправления.
Региональные власти до недавнего времени предпочитали работать по модели, когда большая часть полномочий и их финансирование спускается "сверху". Основные денежные потоки регулируются и контролируются областным правительством, а муниципалам оставлено лишь право распоряжаться землей.
Определенный смысл в этом, конечно, есть (злоупотребления в МСУ действительно велики), но, с другой стороны, это лишает муниципалитеты заинтересованности в развитии бизнеса на своей территории.
Правительство Ленобласти сейчас признает, что существующая модель, при которой большая часть муниципального бюджета формируется за счет областных дотаций и субсидий, малоэффективна и предлагает муниципалам "рыночный" путь.
Постепенно снижая объем субсидий, областные власти готовы передать муниципальным образованиям часть собранных на местах налогов, в частности, налоги от малого и среднего бизнеса, тем самым обеспечивая экономические стимулы развития на местах.
О том, почему именно сейчас правительство Ленобласти решило изменить модель межбюджетных отношений и какой эффект от нововведений ожидают власти региона рассказал РБК "финансовый" вице-губернатор Ленобласти Евгений Елин.
- Какие бюджетные отношения между регионом и муниципальными образованиями области существуют на данный момент?
- Консолидированный бюджет формируется из налоговых и неналоговых поступлений. При этом часть налогов мы делим изначально, часть себе — часть муниципальным образованиям. Но те доходы, которые мы забираем себе, мы тоже начинаем делить, частично возвращая муниципалам в том или ином виде: как субсидии, либо субвенции, либо в форме иных межбюджетных трансфертов.
В последнее время можно отметить тенденцию, что все больше налоговых поступлений остается в областном бюджете, а потом мы решаем, как и на что их распределить для муниципальных образований. Если в 2009 году соотношение составляло 51 % (оставалось в областном бюджете) на 49 % (доходы муниципальных образований), то сейчас оно составляет 57 % на 43%.
Понятно, что из этих 57% значительную часть мы тоже отдаем муниципалам, но в виде субсидий, а это уже так называемые "окрашенные деньги", - средства, которые должны идти на решение конкретных задач и не могут быть потрачены на иные цели.
- А чем существующая логика межбюджетных отношений не устраивают региональные власти?
- С одной стороны, действующая схема усиливает контроль, обеспечивает целевое использование средств. Но есть и обратная сторона медали: чем больше мы контролируем, тем больше обязанностей на себя берем. Фактически получается, что, забирая у муниципалов права распределять деньги, мы снимаем с них ответственность, и перекладываем ее на плечи региональной власти.
Другой минус - происходит своеобразная подмена основного фигуранта. Получается, кто платит, тот и заказывает музыку: если более 50% поступающих к муниципалам средств, - это дотации, субсидии и субвенции от региональных властей, то основным действующим лицом становится уже не население, а правительство Ленинградской области.
Еще одна сложность — администрирование. На сегодняшний день у нас 221 субъект администрирования (17 муниципальных районов, 1 городской округ и 203 городских и сельских поселения – прим. РБК). Работая с ними напрямую, мы не в состоянии эффективно управлять ими. Как итог, - в силу большого количества взаимосвязей и удаленности поселений эффективность администрирования снижается.
- Что предлагается сделать для более эффективного администрирования?
- Выход из этого мы видим в следующем — навести порядок во взаимоотношениях с муниципальными образованиями. Есть два пути: административный путь (усилить связь с муниципалами за счет административного аппарата) и рыночный путь (обеспечить экономические стимулы развития). Невозможно сказать, какой путь лучше, какой хуже.
В первом варианте выстраивается та самая вертикаль власти, которая, на первый взгляд, эффективнее выполняет управленческие команды, но требует очень большого аппарата.
Минус второго пути - снижение управляемости. В рамках действующего законодательства районам уже невозможно приказать, надо искать компромиссы, задавать правила игры. Но, с другой стороны, это может привести к большей эффективности. Главный тезис нашего начинания — делегирование и прав, и ответственности.
- Как на практике вы будете предоставлять им права?
- Рыночный путь предполагает, что мы большую часть налогов будем передавать муниципальным образованиям, но вместе с правами и обязанностями. Параллельно мы снизим прямое субсидирование тех или иных статей, что создаст у МО мотивацию увеличивать собственную доходную базу по налогам на своей территории, чтобы в итоге вернуть в свои бюджеты неокрашенные деньги. Я считаю, что это повысит финансовую самостоятельность муниципальных районов, снизит их зависимость от финансового центра и позволит более эффективно решать общие задачи на местах.
-Вы уже пробовали реализовать подобный механизм на практике?
- Это процесс постепенный. В этом году мы, например, уже передали на уровень районов право распределять дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений. Также отдали районам 20% налога от малого и среднего бизнеса, взимаемого в рамках упрощенной системы налогообложения.
Эту политику делегирования прав и обязанностей мы хотим продолжать.
Что касается, дополнительных источников доходов муниципальных образований, то, начиная уже с 2014 года, на уровень муниципальных образований будут переданы все 100% налога от малого и среднего бизнеса, взимаемого в рамках упрощенной системы налогообложения и как минимум 10% налоговых доходов от акцизов на нефтепродукты. Это более 1,5 млрд руб. их дополнительных доходов.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.