Статистика недооценивает экономику. "RBC Daily". 13 февраля 2017
Финансовые услуги » Макроэкономика
Розничная торговля » FMCG сети
Розничная торговля » DIY & Household Retail
Розничная торговля » Сети сотовой связи
Розничная торговля » Сети бытовой техники
Розничная торговля » Прочие торговые сети
Розничная торговля » Общественное питание
Розничная торговля » Сети компьютерной техники
Розничная торговля » FMCG сети
Розничная торговля » DIY & Household Retail
Розничная торговля » Сети сотовой связи
Розничная торговля » Сети бытовой техники
Розничная торговля » Прочие торговые сети
Розничная торговля » Общественное питание
Розничная торговля » Сети компьютерной техники
13.02.2017 в 13:05 | РосБизнесКонсалтинг | Advis.ru
ЦБ увидел в методике Росстата причину занижения данных по ВВП
Из-за нюансов методологии Росстат может недооценивать потребительскую активность в стране, считает Центробанк. Это ведет к занижению данных по экономике в целом
Росстат, возможно, недооценивает потребительскую активность россиян — основной показатель, который дает представление о динамике экономики в целом. Такое мнение высказал 10 февраля департамент исследований и прогнозирования Центробанка. Как следствие, ВВП России на самом деле может быть выше, чем оценивается Росстатом сейчас, указал ЦБ в свежем выпуске обзора "О чем говорят тренды".
Причина занижения розничного товарооборота — "методологические особенности", считают аналитики ЦБ. В качестве примера такой проблемы в обзоре приводится ситуация с динамикой потребления во втором полугодии 2016 года. По данным Росстата, продажи продуктов питания в годовом выражении снижались быстрее, чем продажи непродовольственных товаров. Но это нелогично, объясняет ЦБ, ведь при падении доходов и росте неопределенности, которые наблюдаются в российской экономике, граждане в первую очередь ограничивают себя не в товарах первой необходимости, а как раз в непродовольственных товарах, в частности длительного пользования.
Потребительская активность в России снижается уже два года — по итогам 2016 года падение, по официальным данным, составило 5,2%. "Динамика общего объема розничного товарооборота не очень хорошо соотносится с данными по продажам отдельных категорий товаров", — отмечает ЦБ. Регулятор рассчитал собственный индекс для оценки розничных продаж, сравнил его с индексом физического объема оборота розничной торговли Росстата и заметил, что расхождение "особенно велико в 2016 году, что может говорить о переоценке глубины падения общего оборота розничной торговли". Впрочем, отмечает ЦБ, Росстат еще пересмотрит эти данные.
Росстат оценивает динамику общего розничного оборота с помощью дефлятора для корректировки номинального оборота. При этом в качестве дополнительной оценки для некоторых товаров ведомство использует балансовый метод (он учитывает объемы экспорта и импорта, изменение запасов продукции, а также производство и промежуточное потребление). Но если посчитать балансовым методом общую динамику, то получится, что она на 2% выше динамики Росстата, отмечает ЦБ. Причиной занижения данных может быть завышенность дефлятора, считает регулятор.
Дело в том, что Росстат при расчете дефлятора, указывает ЦБ, не учитывает акции, которые длятся меньше недели, в то время как торговые сети зачастую "устанавливают более короткие периоды скидок по промоакциям, к которым относятся, например, акции выходного дня, а также постоянно меняют ассортимент продукции, реализуемой по сниженной цене". Ведомство обходит вниманием и системы накопительных скидок. Однако, по данным исследовательского холдинга "Ромир" на сентябрь прошлого года, на которые ориентируется ЦБ, 19% покупателей приобретают более половины товаров по акциям, а доля товаров повседневного спроса по акциям в продажах ретейлеров составляет 35%.
Другая проблема в том, что дефлятор не учитывает изменение ассортимента или предпочтений потребителей: список товаров, которые специалисты Росстата отбирают для мониторинга, в течение года не меняется, хотя граждане могут переключиться на более дешевые бренды. В таком случае расчеты через дефлятор могут показать более скромную динамику.
Потребительская активность внесла "наибольший негативный вклад" в динамику экономики, отмечает ЦБ. Таким образом, недооценка розничных продаж может приводить и к недооценке всего ВВП. При этом Росстат уже оценил динамику экономики в 2016 году лучше прогнозов: Минэкономразвития ожидало падение на 0,6%, но Росстат дал оценку в 0,2% (это, указывает ЦБ, во многом произошло за счет улучшения данных по валовому накоплению основного капитала). Регулятор также улучшил свой прогноз по экономике. Если раньше он ждал в первом квартале текущего года рост ВВП на 0,2–0,3% к предыдущему кварталу и на 0,5% во втором квартале, то теперь улучшил оценку до 0,4 и 0,5–0,6% соответственно.
Из-за нюансов методологии Росстат может недооценивать потребительскую активность в стране, считает Центробанк. Это ведет к занижению данных по экономике в целом
Росстат, возможно, недооценивает потребительскую активность россиян — основной показатель, который дает представление о динамике экономики в целом. Такое мнение высказал 10 февраля департамент исследований и прогнозирования Центробанка. Как следствие, ВВП России на самом деле может быть выше, чем оценивается Росстатом сейчас, указал ЦБ в свежем выпуске обзора "О чем говорят тренды".
Причина занижения розничного товарооборота — "методологические особенности", считают аналитики ЦБ. В качестве примера такой проблемы в обзоре приводится ситуация с динамикой потребления во втором полугодии 2016 года. По данным Росстата, продажи продуктов питания в годовом выражении снижались быстрее, чем продажи непродовольственных товаров. Но это нелогично, объясняет ЦБ, ведь при падении доходов и росте неопределенности, которые наблюдаются в российской экономике, граждане в первую очередь ограничивают себя не в товарах первой необходимости, а как раз в непродовольственных товарах, в частности длительного пользования.
Потребительская активность в России снижается уже два года — по итогам 2016 года падение, по официальным данным, составило 5,2%. "Динамика общего объема розничного товарооборота не очень хорошо соотносится с данными по продажам отдельных категорий товаров", — отмечает ЦБ. Регулятор рассчитал собственный индекс для оценки розничных продаж, сравнил его с индексом физического объема оборота розничной торговли Росстата и заметил, что расхождение "особенно велико в 2016 году, что может говорить о переоценке глубины падения общего оборота розничной торговли". Впрочем, отмечает ЦБ, Росстат еще пересмотрит эти данные.
Росстат оценивает динамику общего розничного оборота с помощью дефлятора для корректировки номинального оборота. При этом в качестве дополнительной оценки для некоторых товаров ведомство использует балансовый метод (он учитывает объемы экспорта и импорта, изменение запасов продукции, а также производство и промежуточное потребление). Но если посчитать балансовым методом общую динамику, то получится, что она на 2% выше динамики Росстата, отмечает ЦБ. Причиной занижения данных может быть завышенность дефлятора, считает регулятор.
Дело в том, что Росстат при расчете дефлятора, указывает ЦБ, не учитывает акции, которые длятся меньше недели, в то время как торговые сети зачастую "устанавливают более короткие периоды скидок по промоакциям, к которым относятся, например, акции выходного дня, а также постоянно меняют ассортимент продукции, реализуемой по сниженной цене". Ведомство обходит вниманием и системы накопительных скидок. Однако, по данным исследовательского холдинга "Ромир" на сентябрь прошлого года, на которые ориентируется ЦБ, 19% покупателей приобретают более половины товаров по акциям, а доля товаров повседневного спроса по акциям в продажах ретейлеров составляет 35%.
Другая проблема в том, что дефлятор не учитывает изменение ассортимента или предпочтений потребителей: список товаров, которые специалисты Росстата отбирают для мониторинга, в течение года не меняется, хотя граждане могут переключиться на более дешевые бренды. В таком случае расчеты через дефлятор могут показать более скромную динамику.
Потребительская активность внесла "наибольший негативный вклад" в динамику экономики, отмечает ЦБ. Таким образом, недооценка розничных продаж может приводить и к недооценке всего ВВП. При этом Росстат уже оценил динамику экономики в 2016 году лучше прогнозов: Минэкономразвития ожидало падение на 0,6%, но Росстат дал оценку в 0,2% (это, указывает ЦБ, во многом произошло за счет улучшения данных по валовому накоплению основного капитала). Регулятор также улучшил свой прогноз по экономике. Если раньше он ждал в первом квартале текущего года рост ВВП на 0,2–0,3% к предыдущему кварталу и на 0,5% во втором квартале, то теперь улучшил оценку до 0,4 и 0,5–0,6% соответственно.
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:

ИНДУСТРИЯ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВО ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ
Специалисты INFOLine предлагают клиентам сэкономить 50 тысяч рублей на приобретении двух информационно-аналитических продуктов.
В пакет входят:
1. Исследование «Производство продуктов питания и напитков РФ 2025 года» (стандартная цена 120 тысяч руб.). Структура отчета:
- анализ основных показателей производства пищевых продуктов и напитков,
- ключевые события отрасли, включая сделки M&A, а также международную деятельность предприятий,
- детальное описание состояния всех направлений индустрии,
- анализ экспорта и импорта основных продуктов питания,
- рейтинг крупнейших производителей продуктов питания РФ с бизнес-справками компаний,
- актуальные тренды рынка,
- консенсус-прогноз развития отрасли.
2. Отраслевой обзор «140 строящихся и проектируемых пищевых производств РФ. Проекты 2025 года» (стандартная цена 80 тысяч руб.). В обзоре детально описаны инвестиционные проекты строительства и реконструкции объектов по состоянию на апрель 2025 года и планируемые к завершению в 2025-2030 годах в следующих подотраслях:
- переработка и консервирование мяса и птицы, рыбы и морепродуктов, фруктов и овощей,
- производство масел и жиров,
- производство молочной продукции, детского питания и диетических пищевых продуктов,
- производство продуктов мукомольной и крупяной промышленности, хлебобулочных и мучных кондитерских, а также макаронных изделий,
- производство сахара и мелассы, шоколада и сахаристых кондитерских изделий,
- производство чая и кофе, приправ и пряностей,
- производство полуфабрикатов и готовых блюд,
- производство напитков прочих пищевых продуктов,
- производство кормов для сельскохозяйственных домашних животных,
- глубокая переработка зерна.
ОБЩАЯ СТОИМОСТЬ ПАКЕТА – 150 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ.
Наши контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
str@allinvest.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot.