Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

РОМИР: Праздничное послевкусие.

Вслед за традиционным декабрьским пиком индекс "Кофе с Молоком" в январе показал опять же традиционное снижение. Показатель Индекса остановился на отметке в 933 п.п., что на -11,6% меньше, чем в декабре прошлого года. Однако в разрезе года КсМ показал уверенный рост на +7,7%, превосходящий размер пятипроцентной накопленной инфляции. В столице снижение Индекса оказалось чуть большим и составило -13,9%. При этом годовой рост на +6,8% получился чуть меньшим, чем в целом по стране. Тем не менее, можно говорить о стабильности тяги россиян к простым гастрономическим радостям. Январское снижение индекса относительно декабря объясняется исключительно высокой базой предновогодней закупки. А годовой рост Индекса свидетельствует о том, что россияне продолжают себя баловать, сколько бы простые гастрономические радости ни стоили.
Индекс "Кофе с Молоком" (КсМ), рассчитывается, как и уже ставший традиционным Индекс потребительской активности (ИПА), на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме онлайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 30 000 участников скан-панели в 180 городах России с населением более 100 тыс. жителей.
Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться "от хорошей жизни", в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством.
Таким образом, ингредиенты индекса "Кофе с Молоком" являются, по сути, элементарным набором "простых удовольствий". Примечательно, что ценовой показатель "Кофе с Молоком" в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс "Кофе с Молоком" является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.
Вслед за традиционным декабрьским пиком индекс "Кофе с Молоком" в январе показал опять же обычное снижение. Так, показатель Индекса остановился на отметке в 933 п.п., что на -11,6% меньше, чем в декабре прошлого года. Однако по итогам года, то есть относительно января 2016, КсМ показал уверенный рост на +7,7%, превосходящий размер пятипроцентной накопленной инфляции (см. Диаграмму 1).
Диаграмма 1. Динамика Индекса "Кофе с Молоком". Январь 2012 – январь 2017.

В снижении индекса простых удовольствий в первом месяце года нет ничего удивительного. При подготовке к праздникам, напомним, россияне активнее, чем обычно закупали шоколад, что и вызвало рост индекса в декабре. В январе же наши соотечественники сократили объемы покупки почти всех составляющих индекс, и в первую очередь шоколада – на -10,7%. Ощутимое сокращение в объемах претерпела и бутилированная вода – ее россияне купили в первом месяце года на -17,2% меньше, чем месяцем ранее. Чуть увеличилась лишь покупка кофе – на +2,3%.
При этом за месяц цены на ингредиенты индекса немного подросли – в диапазоне 1-2%. Ощутимо подешевел на -13,4% только кофе. Но россияне не спешили воспользоваться столь привлекательным предложением, увеличив объемы его покупки незначительно. Все эти факторы и привели в итоге к снижению Индекса относительно минувшего декабря.
В разрезе года рост индекса обеспечили несколько факторов. С одной стороны, подорожали все ингредиенты КсМ, за исключением кофе. Самый ощутимый прирост в цене за год продемонстрировали молоко (+14,4%) и шоколад (+15,6%). И эти выросшие цены не были компенсированы даже снижением объемов покупки молока (-4,7%) и шоколада (-4,5%). Кофе же, подешевевший с января 2016 года на -0,3%, россияне в прошедшем январе купили даже на 6,6% больше в весовом выражении.
Таким образом, мы наблюдаем хороший годовой рост индекса, традиционными виновниками которого стали кофе и шоколад.
В Москве в вопросе простых удовольствий сложилась немного отличная ситуация. Во-первых, за месяц индекс КсМ сократился больше, чем в целом по стране – до 1138 п.п., что на -13,9% ниже значения декабря. А в разрезе года КсМ в столице показал чуть меньший рост, чем в целом по России – на +6,8%. Однако этот показатель все равно превосходит размер накопленной инфляции. Поэтому месячное падение индекса объясняется исключительно традиционным постновогодним снижением (см. Диаграмму 2).
В Москве в первом месяце года относительно декабря подешевели все ингредиенты Индекса за исключением молока. И при этом москвичи еще и сократили объемы покупки составляющих КсМ. Так, подешевевшей на -1,2% воды жители столицы купили на -12,3% меньше, чем месяцем ранее. По кофе произошло сокращение на -3% в цене и на -6,7% в объемах. Молоко, хоть и подорожало на 4% за месяц, но москвичи купили его меньше на -11,7%. Но самое главное сокращение коснулось объемов шоколада (-22,4%) на фоне снижения его цены (-4,5%).
Диаграмма 2. Динамика Индекса "Кофе с Молоком" в Москве. Январь 2012 – январь 2017.

Годовой же рост индекса в Москве обеспечили исключительно выросшие цены, которые превзошли даже сокращенные объемы. Так, в январе текущего года относительно января года предыдущего жители столицы платили дороже на 7,8% за воду, на 12,3% - за шоколад, на 13% больше за кофе и на 14% дороже за молоко. Снижение объемов покупки коснулось также всех ингредиентов Индекса. На -2,3% было куплено меньше кофе, на -3,4% меньше молока, на -5,1% меньше воды и на впечатляющие -10,2% меньше шоколада.
В заключении можно сказать, что не смотря на продолжающееся подорожание маленьких гастрономических радостей, россияне не перестают доставлять себе простые удовольствия. Уверенный годовой рост индекса "Кофе с Молоком" говорит о том, что без кофе и шоколада наши соотечественники не могут обойтись, сколько бы они ни стоили.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.