Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Стратегия-2030: Технологии и инвестиции во благо качества жизни населения. "Восток России". 27 февраля 2017

Якутия разработала амбициозный проект Стратегии развития до 2030 года с целевым видением до 2050 года.
Масштабный проект Стратегии развития Якутии до 2030 года с целевым видением до 2050 года, принятый в конце прошлого года Правительством республики, получил высокую оценку со стороны федеральных экспертов. Об основных экономических аспектах документа, объединившего более 400 проектов с суммарным объемом инвестиций в основной капитал более 6 трлн рублей и поставившего во главу угла рост качества жизни местного населения, в интервью EastRussia рассказал первый вице-премьер – министр экономики Республики Саха (Якутия) Алексей Стручков.
– Алексей Александрович, приоритет номер один принятого проекта Стратегии развития Якутии до 2030 года – развитие человеческого капитала. Главная ценность – гармонично развитый и конкурентоспособный человек, для которого создается соответствующее качество жизни в регионе. Понятно, что базово эта цель замыкается на рост заработной платы – какие именно показатели заложены в Стратегию?
– Определяя главную конечную цель нашей стратегии как повышение качества жизни, мы закладываем нормы и мероприятия, связанные как с повышением среднедушевых доходов населения, так и с ростом среднемесячной заработной платы. Это связано с реализацией новых проектов, с появлением в республике новых отраслей экономики, в которых люди будут получать стабильный и высокий достаток. Мы также закладываем ежегодные темпы роста валового регионального продукта от 2% до 5,5%, что позволит нарастить доходную базу бюджета. Отсюда – расширение возможностей у государства, в том числе и для повышения фонда оплаты труда для работников бюджетного сектора экономики.
Наша цель – повышение почти в 3 раза в сопоставимых ценах среднедушевых доходов населения, снижение безработицы и доли бедного населения. Это красной нитью проходит через все основные приоритеты и направления нашей стратегии, и это для нас – основная, конечная цель реализации мероприятий социально-экономического развития.
К 2030 году мы прогнозируем существенное снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в два раза. Если по нынешним оценкам эта категория в республике составляет 18,5%, то к 2030 году мы себе ставим ориентир снизить этот показатель до менее чем 8%.
- Как изменились доходы якутян за последнее время?
- По имеющимся данным среднедушевые доходы населения по итогам 2016 года в номинальном выражении увеличились на 4,3% по сравнению с 2015 годом, что превышает темп роста показателя в целом по Российской Федерации (0,1%) и Дальневосточному Федеральному округу (8,6%). Среди регионов Дальневосточного Федерального округа по размеру среднедушевых денежных доходов республика находилась на пятом месте.
Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций по итогам 2016 года увеличилась на 7,1% по сравнению с показателем 2015 года. В целом по Российской Федерации в этом периоде темп роста заработной платы составлял 7,9%. Рост индекса потребительских цен опережал темпы роста среднедушевых денежных доходов и среднемесячной начисленной заработной платы.
- На ближайшую перспективу, что будет происходить с доходами населения?
- В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) к 2019 году мы ожидаем увеличение среднедушевых номинальных денежных доходов на 19,2% к уровню 2016 года, а среднемесячная начисленная заработная плата в номинальном выражении повысится на 23,1%.
– В стратегии заложен общий параметр: увеличение производительности труда в полтора раза. На чем основана эта цифра? Как намерены достигать? Путем внедрения новых технологий?
– Производительность труда – показатель, имеющий не только экономическое, но социальное значение на макроуровне. Повышение производительности труда означает рост благосостояния населения и уровня жизни в целом. Именно поэтому увеличение производительности труда в экономике предусмотрено Указами Президента России, датированными 7 мая 2012 года (один из так называемых "майских" указов – прим. EastRussia).
По нашим расчетам при реализации инвестиционных проектов Стратегии, запуске новых перерабатывающих производств, повсеместного внедрения эффективных и энергосберегающих технологий, снижении доли ручного труда производительность труда к 2030 году будет повышена в 1,5 раза относительно уровня 2015 года.
– Стратегия развития региона предусматривает изменение структуры экономики Якутии к 2030 году. Весьма интересные прогнозы – сокращение доли добычи полезных ископаемых почти в 2 раза на фоне роста обрабатывающих производств более чем в 4 раза.
– Совершенно верно. Сегодня добыча полезных ископаемых – это 44% ВРП Якутии. К 2030 году мы ставим себе целью увеличить физический объем ВРП на 81% по отношению к 2016 году, при этом долю добычи полезных ископаемых прогнозируем на уровне 26,3%. То есть мы ставим себе целью основной рост обеспечить за счет обрабатывающих производств (рост доли с 1,3% до 8% – то есть в 6 раз); транспорта (рост доли с 10,1% до 15%), строительства (рост доли с 7,6% до 15%), сельского хозяйства (рост доли с 2,1 до 4%). Именно эти отрасли будут развиваться опережающими темпами.
Стратегией определена и цель удвоить промышленное производство в Якутии к 2030 году. Целевой индекс промышленного производства в 2030 году – 210,8% (по отношению к 2016 году). Рассчитываем, что наиболее динамичное развитие, опять же, покажет обрабатывающая промышленность.
– Основной рост дадут нефть, газ и уголь и проекты по их переработке, верно?
– А также золото. С учетом реализующихся проектов, прогноз роста добычи нефти – с 9,7 млн тонн до 16,1 млн тонн. Рост связан с освоением Талакано-Пеледуйской группы месторождений (мощность до 9 млн т нефти), Среднеботуобинским месторождением (мощность до 5 млн т к 2021 году), разработкой нефтяной оторочки Чаяндинского месторождения (мощность до 2 млн т к 2019 году). Наряду с этим, в этот период будут вовлечены в разработку ряд месторождений в зоне ВСТО. В Алданском районе планируется создание и развитие центра нефтепереработки.
Прогноз роста добычи газа к 2030 году – с 1,9 млрд кубических метров до 30,9 млрд кубических метров. Эффект будет обеспечен вводом Чаяндинского (мощность до 25 млрд куб. м к 2024 году), Таас-Юряхского, Среднеботуобинского месторождений, а также увеличением объемов добычи на Отраднинском месторождении.
Угля в республике сегодня добывается около 16,4 млн тонн, целевой уровень к 2030 году составляет 70,7 млн тонн. Конечно же, основная доля прироста ожидается с развитием крупнейшего Эльгинского угольного комплекса.
Наконец, по золоту планируется прирост производства с нынешних 23,5 тонн до 38 тонн к 2030 году. Основные инвестиционные проекты – освоение Нежданинского золоторудного месторождения мощностью до 10 т золота к 2022 г., освоение золоторудного месторождения Кючус мощностью 4,5 т. золота к 2030 г., увеличение мощностей на Куранахском рудном поле до 6 тонн к 2019 г.
– А производство алмазов?
– Предполагается, что производство алмазов даст небольшой прирост к уровню 2016 года – с 34,9 млн карат до 36,1 млн карат. Стратегия позволяет сохранить мировое лидерство Якутии по добыче алмазов.
– Развитие каких новых отраслей экономики запланировано в Стратегии?
– Планируем создание крупного центра оловодобычи в Усть-Янском районе республики. Здесь расположены два месторождения, в сумме они к 2030 году могут дать до 5,5 тыс. тонн олова. Кроме того, планируется создать производства свинца и цинка в концентрате (30,9 тыс. тонн и 28,7 тыс. тонн соответственно). Основные проекты – освоение месторождения Верхнее Менкече на территории Томпонского района с выходом на проектную мощность производства свинца и цинка до 8 тыс. тонн к 2022 году; освоение месторождения Сардана на территории Усть-Майского улуса мощностью 10 тыс. тонн цинка и 12 тыс. тонн свинца с 2023 года; освоение месторождений Вертикальное Мангазейского рудного поля на территории Кобяйского района с 2019 г. и Прогноз на территории Верхоянского района с 2022-2026 годов.
Наконец, в Южной Якутии планируется создание крупного промышленного кластера черной металлургии. Целевой показатель – производство до 19,2 млн тонн железной руды, её дадут два месторождения – Таежное и Тарыннахское. Развитие кластера предполагает строительство в 2028–2032 году металлургического комбината мощностью 6 млн тонн проката и слябов.
– В стратегической цели Республики Саха (Якутия) заявлена такая интересная категория, как "магнит технологий" для жизни в условиях низких температур и обширных территорий. Что стоит за этой яркой формулой?
- У нас сформирована научная система институтов Сибирского отделения Российской академии наук, Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Якутского государственного сельско-хозяйственного института, Якутского научно-исследовательского института сельского хозяйства СО РАСХН, обеспечивающая конкурентоспособность в области применения результатов научно-исследовательских и опытно конструкторских работ (НИОКР). Развиваются объекты инновационной инфраструктуры, такие как ГАУ "Технопарк "Якутия", АО "Венчурная компания "Якутия", Арктический инновационный центр при СВФУ, которые являются ключевым звеном в коммерциализации НИОКР и иных разработок, претворяя передовые идеи в жизнь. Государство обеспечивает поддержку любым начинаниям, как тем, которые могут сделать непосредственно жизнь в Якутии лучше, так и тем, которые могут получить развитие на национальном и глобальном рынке и, как следствие, привлечь в Республику инвестиции.
В ближайшие пару лет планируется начало реализации первого этапа проекта строительства ИТ-Парка, который позволит развиваться инновационному сектору экономики республики. Вторым этапом реализации Парка высоких технологий является Биотехнологический парк, охватывающий целый ряд отраслей (агропищевой сектор, лесной сектор, ряд подотраслей химической и нефтехимической промышленности, фармацевтической отрасли и биомедицинского сектора здравоохранения).
В целом Республика Саха (Якутия) имеет высокий потенциал для развития индустрий креативной экономики. Население республики характеризуется высокой концентрацией талантов, стремлением населения к творчеству и самовыражению. Это неисчерпаемый ресурс для развития постиндустриальной экономики. Мы предполагаем комплексный подход, включающий поддержку талантов, создание необходимой инфраструктуры для развития творчества, в том числе креативных кластеров, ИТ-парков и формирование других мер государственной поддержки.
Развитие креативной экономики в республике может внести ощутимый вклад в расширение рынка занятости, реализацию творческого потенциала, способствовать росту экспортных поступлений, открывать путь к инклюзивному и устойчивому экономическому росту, выполнять важную функцию в повышении благосостояния общества, способствовать улучшению качества жизни в целом.
– Еще вопрос касательно качества жизни. Одна из целей, поставленных в Стратегии – снижение доли ветхого аварийного жилья до 5,5% к 2035 г. Почему нельзя до 2035 года полностью искоренить эту проблему?
– Объем только официально зарегистрированного в республике Саха Якутия ветхого жилья составляет чуть более 3 млн квадратных метров. Это огромная цифра. Если умножить на среднюю стоимость 60 тыс. руб. за квадратный метр, получаем под 200 млрд рублей требуемых инвестиций. Но и это не все – старение жилого фонда продолжается, особенно в северных районах. В этой связи решить задачу снижения до 5% к 2030 г. – это архисложная и архиважная задача. Мы, конечно, будем стремиться к нулю, но, тем не менее, наша стратегия в базовом варианте – 5,5%.
– Сейчас строительство идет?
– Конечно. К 1 сентябрю 2017 года мы завершаем первый этап, всего с 2012 года будет расселено порядка 491 тыс. квадратных метров. На это было направлено более 30 млрд рублей.
– Соотношение федеральных и региональных средств какое?
– Соотношение – порядка 70% дает региональный и местный бюджет, и 30% – средства Фонда содействия реформированию ЖКХ.
– Даже не пополам?
– Да. Выделяются средства фонда из расчета на 1 кв.м. аварийного жилья – 39,4 тыс. рублей. Однако мы фактически расселяем в большую площадь, это порядка 600 тыс. квадратных метров со стоимостью около 60 тыс. рублей за квадратный метр. Вся эта разница ложится на нас.
– А откуда берется дополнительная площадь?
– У нас аварийное жилье – это зачастую бараки, которые были построены в 70–х или даже конце 60–х годов. Вот и представьте, семья из 5 человек живет на 18 квадратных метрах. По формальным признакам, мы их должны либо переселить на эти же 18 кв.м., при этом на этой площади обеспечить им благоустройство – ванную, туалет, спальню. Либо выдать человеку субсидию по рыночной стоимости его жилья, чтобы он сам себе приобрел новое на рынке. В наших условиях ни то, ни другое не возможно – поэтому мы, естественно, переселяем из 18 квадратных метров в большие по площади помещения. Плюс цена другая. Это – разница, которая ложится на региональный, на местный бюджеты. Такая же ситуация во всех других субъектах Российской Федерации, за исключением крупных городов. Вот, например, в Москве 1 квадратный метр стоит более 70 тыс., и человеку просто дают субсидию.
– Аналогичный вопрос по благоустройству на селе. Целевые показатели – 70,7% к 2035 г. Почему именно такой показатель?
– В Якутии, на нашей огромной территории, сегодня более 600 населенных пунктов, из них чуть более 10 городов, 2 городских округа и 24 районных центра. Прибавьте еще порядка 20 поселков городского типа. Вся остальная масса, более 500 населенных пунктов, это село, которое не было никогда благоустроено. По имеющимся данным в 2015 году только 44% общей площади жилфонда оборудовано всеми видами благоустройства, а на селе данный показатель всего 2,9%, в некоторых муниципальных образованиях отсутствуют полностью канализация и водоснабжение. Задача благоустроить 70% – очень амбициозная и сложная. Мы этой работой занимаемся не первый год, принимаем меры по благоустройству частных жилых домов, помогаем, наш банк дает льготное кредитование на приобретение необходимого оборудования.
Так, помимо активной реализации с 2011 года программы подключения частных домов к централизованному отоплению, с 2016 года начата реализация проекта благоустройства жилых домов путем выдачи АКБ "Алмазэргиэнбанк" (АО) целевых займов с низкой процентной ставкой населению, проживающему в сельских населенных пунктах.
Дополнительно, в 2017 году Правительством Республики Саха (Якутия) будут реализованы мероприятия по предоставлению денежных займов физическим лицам на осуществление работ по комплексному благоустройству существующего индивидуального жилого фонда, а также покрытие транспортных расходов по доставке материалов и оборудования в арктические и северные улусы и труднодоступные населенные пункты Республики Саха (Якутия).
Жизнь нашего села – это вопрос пространственного развития, для Якутии – очень чувствительная и важная тема. Порядка 35% населения РС (Я) проживает в сельской местности. Есть традиционный уклад жизни коренного населения Якутии, есть специфика, связанная с традиционными видами природопользования, есть представители коренных малочисленных народов Севера – это все нужно учитывать.
– Скажите, пожалуйста, а какие адресные меры предполагаются для развития качества жизни коренных малочисленных народов Севера? Есть ли специфика?
– Надо исходить из того, что коренных малочисленных народов суммарно чуть более 30 тыс. у нас в республике, при населении республики 960 тыс. чел. Эти народы ведут традиционный образ жизни, занимаются оленеводством, кочуют, у них нет понятия оседлости. В советский период времени для них делались специальные совхозы, дети учились в интернатах. Для родителей строились дома, но они все равно кочевали, никогда эту тему не воспринимали. У них в душе есть тундра, лес, тайга и они в любом случае уходят.
Это не означает, что мы стремимся сохранить их образ жизни в том виде, в котором он существует. Мы стараемся их вовлечь в активную жизнь социума с учетом требований XXI века. Есть дети коренных народов Севера, которые сегодня учатся в ведущих вузах Российской Федерации и даже за пределами нашей страны.
Мы сегодня создаем определенные условия для представителей КМНС, чтобы они не бросали традиционные формы хозяйствования. Например, мы субсидируем оленеводческие бригады и выдаем субсидии, которые заменяют им либо социальные выплаты, либо заработную плату. В 2015 г. мы довели этот размер до 20 тыс. рублей на одного оленевода, и по мере возможностей нашего бюджета примем меры по увеличению этой суммы. Также мы поддерживаем разные виды хозяйства, прежде всего, оленеводство, и выделяем субсидии на оленеводство. Суммарно расходы бюджета составляют чуть более 400 млн. рублей в год. Мы поддерживаем рыболовство – в объеме порядка 125 млн.руб в год. Есть и другие направления – грантовая поддержка, сохранение языков и национальной культуры, образовательные программы для кочевых школ. Все это – лишь маленькая толика того, что можно было бы сделать.
Прежде всего, мы стремимся к тому, чтобы этнос, язык и культура сохранялись. Для нас это очень важно, важно, чтобы они сохранились как этносы, как отдельные народности. По мере возможностей мы им оказываем меры социальной поддержки и будем дальше оказывать. Например, у нас есть такой проект – кочевая школа, для того, чтобы дети, которые учатся в начальных классах, могли бы с родителями кочевать. Учителя ездят за этим стадом и обучают детей на местах.
На данный момент проект Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года находится на согласовании в федеральных органах власти. К концу мая истекает пятимесячный срок рассмотрения проекта, по итогам которого мы будем уже дорабатывать финальный вариант Стратегии.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.