Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

РБК-Аналитика: Как кризис сказался на крупнейших ритейлерах в Башкирии. "РБК-Башкортостан". 15 февраля 2016

"Магнит" снижает темпы продвижения в регион, а аппетиты "Пятерочки" растут. Местные сети отказываются от расширения, сосредоточившись на "качественных переменах".
Еще несколько лет назад казалось, что бурный рост крупных ритейлеров и их экспансию в регионы невозможно поколебать. Башкирия не была исключением: перераспределение сил на рынке прошло здесь все классические этапы. Сначала местные сети потеснили формат "маленьких магазинов у дома", причем некоторые из них разрослись настолько, что начали продвижение в другие регионы. Так, торговая сеть "Матрица", появившись в Уфе в 2001 году, не остановилась на Башкирии, где у нее открылось более сорока супермаркетов, а выдвинулась в Самару (8 супермаркетов) и даже в Москву (два супермаркета). Далее в регион зашли крупные федеральные игроки, такие, как "Пятерочка" и "Магнит". Начался передел рынка, отмеченный не только конкуренцией, но и "дружественными акциями". Таковой была названа, например, передача 48 магазинов из федеральной сети "Пятерочка" в региональную сеть "Байрам" после расторжения франчайзингового договора между "X5 Retail Group" и "Салют-торг" в 2012 году. Наконец, в последние несколько лет заявили о себе гипермаркеты, ставшие якорными арендаторами в новых торговых центрах Уфы. В городе появились два "Ашана", три "О’кея", а 12 февраля было объявлено об открытии третьей "Ленты".
Представители малого бизнеса, занятые в ритейле, регулярно жаловались местным властям и ФАС о том, что федеральные сети не позволяют конкурировать с ними на равных условиях. Как правило, власти говорили в ответ, что никаких законных рычагов для изменения этой ситуации нет, максимум – заявляли о поддержке различных форм местного ответа российским торговым сетям (например, о развитии зонтичного бренда "Продукт Башкортостана" с созданием сети фирменных магазинов). Экспансию "федералов" критиковал и глава региона Рустэм Хамитов, в 2012 году предложивший местному парламенту рассмотреть вопрос о том, каким образом можно обязать крупных ритейлеров с пропиской в других регионах платить налоги в бюджет республики. Наконец, еще несколько лет назад эксперты говорили о том, что для дальнейшего бурного развития сетей Уфе может не хватить торговых площадок.
Кризис внес в это развитие свои коррективы. С одной стороны, розничная торговля показала колоссальное падение. С другой стороны, некоторые крупные игроки рынка смогли укрепиться даже в новых условиях (а может быть, и благодаря им).
Массовая скупка на фоне кризиса
Обрушение розничного рынка Минэкономразвития России назвало "беспрецедентным": доклад ведомства опубликован 10 февраля (его выдержки приводит "Коммерсант"). В документе сказано, что розница в прошлом году показала худший результат с 1970 года. Согласно данным, которые публикует Башстат, в регионе оборот розничной торговли упал в 2015 году на 12% (до 784,6 млн рублей), в том числе на пищевые продукты – на 14,6% (до 390 млн руб.). Впрочем, по словам представителя Госкомторговли Башкирии Светланы Верещагиной, выступившей накануне на конференции "Торговые центры: концепция успеха", по показателям розницы 2015 года Башкирия лидирует в Приволжском федеральном округе. В прошлом году в регионе было открыто около 500 торговых объектов.
Крупные ритейлеры-сетевики готовы использовать кризис как шанс для еще большего расширения. Профильный ресурс Retail.Ru публикует результаты исследования, согласно которым сеть "Магнит" прибавила в 2015 году более 1700 новых магазинов, "X5 Retail Group" ("Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель") – более 1500 магазинов. Сети алкомаркетов "Красное & Белое" и "Бристоль" (не работает в Башкирии) прибавили по 800–900 точек. Эксперты объясняют такой рост тем, что с рынка уходят многие компании, в том числе и те, которые были связаны с иностранными брендами. Лидером по поглощениям стала "X5 Retail Group", которая провела в прошлом году восемь крупных сделок по покупке целых региональных сетей, не справившихся с кризисом: некоторые из них включали в себя по 90–100 магазинов.
РБК-Уфа выяснил, какова активность сетевиков-лидеров в Башкирии, каковы их перспективы в регионе, и что в качестве ответа на их продвижение могут предложить местные сети.
"Магнит": экспансия замедлилась
В ответ на запрос РБК-Уфа администрация розничной сети сообщила, что на 1 января этого года в Башкирии работают 379 торговых точек "Магнит". Из них 308 действуют в формате "магазина у дома", девять магазинов – в формате "Семейный". В регионе работает шесть гипермаркетов "Магнит" и 56 магазинов "Магнит Косметик".
В прошлом году в Башкирии появилось 18 торговых объектов: семь "магазинов у дома", пять "Семейных" и шесть точек "Магнит Косметик". По сравнению с 2014 годом экспансия "Магнита" в регион несколько снизила темпы: тогда в Башкирии было открыто 22 объекта, в том числе вдвое больше, чем в 2015 году, магазинок косметики.
Замедление экспансии "Магнита" в регионе соотносится с федеральным трендом: то же явление отмечают и аналитики инвестиционной компании "Велес Капитал". По их данным, развитие сети в январе оказалось минимальным почти за два года, а в формате "магазинов у дома" – за семь лет. "Рост выручки продолжил замедляться и опустился до исторического минимума (с начала публикации данных)", – отмечают аналитики. Впрочем, даже в таком "минимальном" виде этот рост в 2015 году составил 24,5 % (на фоне падающего рынка). "Масштабная экспансия 2015 года, превзошедшая показатели прошлых лет, не спасла от снижения темпов роста", – констатируют в инвесткомпании. "Магнит" оказался первым из крупных сетевиков, кто публично заявил о снижении экспансии, причем планы по открытию новых точек на 2016 год понижались дважды.
"Пятерочка": снижения темпов не будет
На фоне падения розницы в стране "X5 Retail Group" показала наибольший за всю историю компании "органический рост": так сформулировал итоги 2015 года председатель наблюдательного совета Стефан Дюшарм. Судя по всему, ритейлер неплохо себя чувствует в нынешних условиях и не собирается снижать темпов экспансии. Это касается как общероссийских планов, так и прогноза по Башкирии.
Как сообщил РБК-Уфа представитель "X5 Retail Group", планы на 2016 год даже превышают показатели 2015-го. В прошлом году компания открыла в Башкирии 35 "Пятерочек" и один гипермаркет "Карусель", в нынешнем планирует открыть ровно столько же, и плюс к ним – два супермаркета "Перекресток". Всего же на конец января в регионе работало 88 магазинов "X5 Retail Group", включая два гипермаркета "Карусель". Как уже писал РБК-Уфа, в ближайшие годы компания планирует довести количество магазинов "Пятерочка" в регионе до 100 (сейчас их 69). Когда цифра будет достигнута, начнется строительство распределительного центра, соглашение об этом между Х5 Retail Group и республикой уже подписано.
Таким образом, "Пятерочек" в Башкирии почти в четыре раз меньше, чем "Магнитов" в формате "у дома" (83 против 308), что не очень соотносится с общероссийскими цифрами, где "Пятерочка" количественно проигрывает "Магниту", но не настолько (7 тыс. против 9,5 тыс.). Поэтому активная экспансия в регионе понятна.
До 2015 года "X5 Retail Group" оставался в России ритейлером номером два не только по количеству точек, но и по росту прибыли. В кризисный год он стал лидером: прибыль выросла на 27,3% (804,1 млрд рублей), при этом именно "Пятерочка" как формат экономкласса показала рост и вовсе в 34%.
По данным РБК, вся тройка крупнейших продовольственных ритейлеров показала хороший рост. После "Магнита" и "X5 Retail Group" замыкает ее группа компаний "Дикси", но она работает, в основном, в центральных и северо-западных регионах России и в Башкирии не представлена.
"Байрам": развитие без новых точек
Крупнейшей местной сетью в регионе является группа компаний "Батыр": на рынке продовольствия она представлена 120 магазинами "Байрам" в формате "у дома" и четырьмя супермаркетами "Сабантуй" (также в группу входит сеть детских магазинов "Ежик"). Отчетность за 2015 год на официальном сайте группы компаний не раскрывается. Согласно данным ресурса kartoteka.ru, прибыли компании в 2014 году составила 50,8 млн рублей, выручка – 3,2 млрд рублей.
Начальник отдела рекламы и PR "Батыра" Юрий Окунев рассказал РБК-Уфа об особенностях конкуренции с федеральными сетями: "У них (федеральных сетей – прим.ред) хорошо развита система логистики, условия поставки товаров, маркетинговые акции, соответственно – хорошая цена на полке для покупателей. Но крупные региональные сети в целом неплохо себя чувствуют по соседству с ними". По словам господина Окунева, это объясняется отличием ассортимента: "Около 60% ассортимента в магазинах "Байрам" – это продукты местных производителей. Линейка их продукции с каждым годом расширяется, совместно с ними проводятся маркетинговые акции, направленные на популяризацию башкирского продукта". Группа компаний участвует в развитии зонтичного бренда "Продукт Башкортостана": меры по его развитию вот уже три года принимает региональный госкомитет по торговле.
Церемонии открытия новых магазинов сети проходят в Уфе и городах Башкирии регулярно, однако, как стало известно РБК-Уфа, чаще всего речь идет о реконструкции уже существующих площадок. Магазины "Байрам" перепрофилируются в формат "Байрам-икмэк", предполагающий более высокий качественный уровень (помещение от 500 кв.м. и наличие собственного производства). На вопрос именно о новых площадках Юрий Окунев ответил, что такой магазин в прошлом году открыт всего один (в 2014 году – десять). "Основная проблема замедления открытия новых магазинов – это отсутствие готовых помещений с необходимой площадью и подъездными путями в Уфе. В данный момент в компании выработана стратегия собственного строительства помещений", – пояснил он. На 2016 год группа компаний планирует построить таким образом 4 – 5 объектов (из 14 заложенных в план магазинов: остальные будут созданы на базе уже существующих "Байрамов").
Как собираются решать вопрос с помещениями федеральные сети, составившие планы экспансии в регион, не сообщается. Впрочем, для них это никогда не было проблемой. Только в 2015 году в соседних с Башкирией регионах "X5 Retail Group" поглотила две разорившиеся местные сети: "СосеДДушка" в Оренбургской области (95 магазинов) и "Добрыня" в Пермском крае (12 магазинов).
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

В течение последних лет ФСГС и другие госорганы последовательно ограничивают объем публикуемой статистики. В числе засекреченных показателей уже оказались детализация по инвестициям в основной капитал, структура доходов и расходов населения, а также ряд данных по промышленности, сельскому хозяйству и регионам.

Это существенно затрудняет полноценный анализ, необходимый для развития бизнеса, снижает качество планирования, усложняет процесс принятия обоснованных управленческих решений.

Для получения объективной картины происходящего специалисты INFOLine регулярно выпускают исследования ключевых секторов экономики, предоставляя клиентам актуальные данные.

титулы обзоров 2025.jpg

В комплексную линейку отраслевых обзоров «Экономика России 2025» аналитики включили:

ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОЛНОГО ПОРТФЕЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДУСМОТРЕНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА

Наши контакты:

+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
mail@advis.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot