В стремлении к саморегулированию. "Retail.Ru". 28 сентября 2014
Рынок продуктов питания » Масложировая промышленность
Рынок продуктов питания » Рынок птицы
Розничная торговля » FMCG сети
Российский бизнес – это часть мировой экономической системы товарообмена. Все наши успехи от агрохолдингов и фермерских хозяйств до сетевого ритейла за последние годы связаны с интенсивным встраиванием России в глобальные мировые экономические цепочки. В некоторых отраслях промышленности, прежде всего пищевой, у России уже есть серьезные достижения. По данным генерального директора Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрия Рылько, Россия за последние 15 лет вышла на ведущие мировые позиции по производству зерна и масличных. Причем это было достигнуто практически без какой-либо значимой финансовой помощи и субсидий со стороны государства. Импортозамещение за последние годы произошло в отраслях по производству мяса птицы, сахара, риса, но пока нет изменений на рынке говядины и молока. Кроме того, Россия начала экспортировать в серьезных масштабах субпродукты, мясо птицы и колбасы.
Тем не менее есть ряд секторов, которые пока продолжают зависеть от импорта. Довольно сложная ситуация складывается на рынке яблок и груш. Доля импорта этих продуктов (в основном из Польши и Молдавии) составляла 75- 80%. По мнению Дмитрия Рылько, сделать быстрое замещение фруктами из Китая и Аргентины за короткий срок будет проблематично, слишком уж велика доля импорта - 1, 7 млн тонн.
Как производитель и потребитель сыров Россия на 50% зависит от импорта. При этом на ЕС и Украину приходилось 70 % всего импорта сыра.
Эксперты ритейла и аграрного рынка считают, что существуют серьезные возможности по импортозамещению, но есть и очень серьезные риски – это рост продовольственной инфляции и дефицита, в том числе и отложенный. Это рост цен, который накладывается на падение покупательской способности. Кроме того, существуют скрытые риски для инвесторов, которые решат вложиться в развитие аграрных и пищевых отраслей на фоне снижения спроса и неясной перспективы с запретом на ввоз иностранных продуктов.
"Сети не отказываются от переговоров с поставщиками. Подписанный меморандум о недопущении необоснованного роста розничных и отпускных цен в условиях продовольственных санкций, подтверждает их партнёрские намерения", - сообщает Тимофей Нижегородцев, начальник управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы РФ.
Считается, что есть 2 пути возмещения падающих объемов – либо импорт заменит другой импорт, либо произойдёт развитие внутреннего производства, но это ситуация не одного года.
Никита Кузнецов, заместитель директора департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка Министерства Промышленности и Торговли РФ подчеркнул, что прежде чем развивать производство, необходимо понимать, что оно должно быть готовым и к внутренней конкуренции, особенно к тому моменту, когда запреты и ограничения перестанут работать.
Новые каналы замещения импорта зачастую включают в себя более высокую логистическую стоимость – все это влияет на конечную цену для потребителя. "Сегодня все сети сдают отчеты и мониторинг цен в несколько правительственных организаций: Минсельхоз, Мэрия Москвы, ФАС и другие, которые сейчас очень тщательно следят за ситуацией с изменением цен на продукты, попавшие под запрет. Сами сети также контролируют цены от поставщиков и в случае их изменения требуют серьезного обоснования. Если мы понимаем, что цена обоснована, и мы готовы её принять, то далее мы предупреждаем организации, перед которыми отчитываемся, и только потом окончательно утверждаем цену", - рассказал Денис Васильев, директор управления закупок ГК "Дикси".
Большинство участников рынка считают, что в сегодняшней ситуации у ритейлеров и поставщиков один путь – саморегуляция и умение договариваться.
Получить информацию:

II квартал 2025 года окажется во многом переломным для потребительского рынка страны, считают в INFOLine. Анализ данных по итогам апреля–июня эксперты агентства представят в ежеквартальных обзорах «Розничная торговля Food и потребительский рынок России» и Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP. Отчеты дополняют друг друга, включая в себя особенности и динамику развития регионального FMCG-ритейла и развитие online-торговли продуктами питания.
Данные о динамике рынка во II квартале помогут участникам отрасли увидеть локальные риски и открывающиеся возможности, а также откорректировать свои стратегии, исходя из территориальной специфики. Показатели развития розничных компаний, данные по выручке, числу торговых объектов и объемах площадей с разбивкой на форматы и регионы позволят оценить перспективы развития в конкретных областях страны и своевременно перестроить бизнес-процессы.
Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP отражает смену лидеров и расстановку сил в отрасли, показывает трансформацию бизнес-моделей ведущих игроков, усиление конкуренции, экспансию маркетплейсов, новации в сфере государственного регулирования, изменения омниканальных стратегий, перспективы развития рынка.
При оформлении подписки на II, III, IV кварталы 2025 года и I квартал 2026-го на любой из двух отчетов вы получаете выпуск за I квартал 2025 года в подарок!
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot