ВЦИОМ: С углублением кризиса меньшая доля россиян стала планировать расходы на ремонт в квартире, турпутевки и обучение.
Розничная торговля » FMCG сети
Розничная торговля » DIY & Household Retail
Розничная торговля » Сети сотовой связи
Розничная торговля » Сети бытовой техники
Розничная торговля » Прочие торговые сети
Розничная торговля » Общественное питание
Розничная торговля » Сети компьютерной техники
Финансовые услуги » Туристический рынок
Сравнивая потребительские планы россиян до начала экономического кризиса 2014 г. и сейчас, можно отметить снижение прогнозируемых расходов на ряд товаров и услуг. Так, если в 2013 г. ремонт в квартире планировали 20%, то в 2014 г. – 16%, а в 2015 г. – 14% опрошенных. Аналогичная тенденция наблюдается в отношении планируемых трат на турпутевки (снижение, соответственно, с 16% до 10%) и обучение (с 9% до 3%).
Относительно фактических расходов значимых различий не фиксируется. Исключение – устойчиво растущая доля покупателей мобильных телефонов: с 8% в 2012 г. до 17% в 2015 г.
По ряду товаров также наблюдаются интересные закономерности: прогнозируемые траты на них существенно выше реальных (например, ремонт жилья, турпоездка), обратная зависимость фиксируется, в частности, в отношении мобильного телефона и компьютера.
Самой популярной покупкой 2015 г. в России, согласно данным опроса, стал мобильный телефон/смартфон: о том, что приобрели данный гаджет сообщили 17% опрошенных. Каждый десятый обзавелся телевизором и компьютером/ноутбуком/планшетом (по 9%), причем заметно чаще они приобретались молодежью, чем представителями старших возрастных групп.
Еще 9% опрошенных сообщили, что сделали ремонт в квартире или приобрели сантехнику (среди жителей крупных городов – 16%). Часть респондентов потратила деньги на автомобиль/мотоцикл (6%), мебельный гарнитур (6%), холодильник (6%), стиральную машину (5%) и др.
В 2016 году россияне в первую очередь прогнозируют траты на ремонт – 14%, машину (10%) и турпоездку (10%). Несколько реже говорят о планах на покупку мебели (7%), телевизор (5%), стиральную машину (4%) и др. Приобрести недвижимость в многоквартирном доме в наступившем году планируют 7%.
Желания и потребности молодых людей заметно превышают нужды пожилых. Так, для молодежи 18-24-лет, в сравнении с людьми пенсионного возраста, наиболее приоритетным является приобретение авто (20% против 1%), турпутевки (12% против 5%), квартиры/дома (15% против 2%), компьютера/ноутбука (11% против 1%), "мобильника" (9% против 1%) и т.д. В то время как главной заботой пожилых является ремонт в квартире: соответствующие расходы планируют 17% среди людей 60 лет и старше против 11% 18-24-летних.
Традиционно наименее востребованными, как в планах, так и на практике, остаются такие категории товаров, как музыкальные центры и DVD-проигрыватели, видеокамера/фотоаппарат, спортивные тренажеры, полисы ДМС, акции и облигации, а также такие серьезные приобретения, как земельный участки, гараж или парковочное место: доли ответов по данным наименованиям в последние два года находятся на уровне 1-2%.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 16-17 января 2016 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.
Перечислите, пожалуйста, что из следующего списка товаров/услуг Вы приобрели для себя, своей семьи в 2015 году и что планируете приобрести в 2016-м? (закрытый вопрос, любое число ответов, представлены содержательные ответы респондентов, планировавших и приобретших что-либо из приведенного списка, %) |
| |||||||
| Планиро- | Приобре- | Планиро- | Приобре- | Планиро- | При- | Планиру- | |
Сделал ремонт в квартире, поменял сантехнику | 18 | 12 | 20 | 11 | 16 | 9 | 14 | |
Автомобиль, мотоцикл | 5 | 7 | 9 | 5 | 6 | 6 | 10 | |
Туристическая путевка | 14 | 7 | 16 | 6 | 12 | 5 | 10 | |
Мебельный гарнитур, кухонная мебель | 5 | 5 | 6 | 4 | 4 | 6 | 7 | |
Квартира, дом | 5 | 5 | 8 | 2 | 6 | 3 | 7 | |
Телевизор, домашний кинотеатр | 5 | 11 | 8 | 8 | 4 | 9 | 5 | |
Мобильный телефон, смартфон | 4 | 8 | 5 | 14 | 4 | 17 | 4 | |
Стиральная машина | 2 | 5 | 3 | 6 | 2 | 5 | 4 | |
Дача, загородный дом | 2 | 2 | 4 | <1 | 3 | 1 | 4 | |
Холодильник | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 6 | 4 | |
Компьютер, ноутбук, электронный планшет | 4 | 7 | 2 | 7 | 2 | 9 | 3 | |
Плата за обучение (свое или детей) | 6 | 9 | 9 | 4 | 5 | 4 | 3 | |
Абонемент в фитнес-клуб | 3 | 4 | 4 | 2 | 2 | 2 | 3 | |
Земельный участок | 2 | 2 | 5 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
Гараж, парковочное место | 3 | 2 | 6 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
Электрическая плита, газовая плита, посудомоечная машина | 2 | 2 | 5 | 3 | 2 | 4 | 2 | |
Предметы роскоши (ювелирные изделия, антиквариат) | 3 | 6 | 6 | 3 | 2 | 4 | 2 | |
Видеокамера, цифровой фотоаппарат | 4 | 5 | 4 | 5 | 2 | 1 | 1 | |
Спортивный тренажер | 2 | 4 | 5 | 1 | <1 | 1 | 1 | |
Музыкальный центр, аудио-, видеомагнитофон, DVD | 2 | 4 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | |
Полис добровольного медицинского страхования | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | <1 | |
Акции, облигации, пай в инвестиционном фонде и другие ценные бума | 1 | 4 | 5 | 1 | 1 | <1 | <1 | |
Перечислите, пожалуйста, что из следующего списка товаров/услуг | |||||||||||
| Все опро- | 18-24 года | 25-34 года | 35-44 года | 45-59 лет | 60 лет и стар- | Низ- | До- | Сред- | До- | Высо- |
Мобильный телефон, смартфон | 17 | 26 | 28 | 22 | 11 | 6 | 13 | 19 | 16 | 16 | 21 |
Телевизор, домашний кинотеатр | 9 | 12 | 9 | 11 | 8 | 7 | 5 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Компьютер, ноутбук, электронный планшет | 9 | 14 | 17 | 10 | 5 | 4 | 10 | 8 | 8 | 9 | 13 |
Сделал ремонт в квартире, поменял сантехнику | 9 | 9 | 12 | 7 | 9 | 8 | 8 | 12 | 8 | 8 | 11 |
Автомобиль, мотоцикл | 6 | 8 | 8 | 6 | 5 | 2 | 6 | 5 | 5 | 5 | 7 |
Холодильник | 6 | 7 | 7 | 8 | 4 | 5 | 7 | 5 | 6 | 8 | 6 |
Мебельный гарнитур, | 6 | 10 | 6 | 4 | 6 | 5 | 7 | 5 | 5 | 7 | 6 |
Стиральная | 5 | 5 | 6 | 9 | 4 | 4 | 5 | 6 | 3 | 5 | 8 |
Путевку в турпоездку | 5 | 1 | 8 | 4 | 5 | 3 | 3 | 3 | 2 | 4 | 11 |
Предметы | 4 | 9 | 7 | 4 | 2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 7 |
Электрическая плита, газовая плита, посудомоечная машина | 4 | 5 | 4 | 3 | 4 | 5 | 5 | 3 | 5 | 4 | 4 |
Плата за | 4 | 8 | 5 | 6 | 2 | <1 | 4 | 4 | 2 | 4 | 6 |
Квартира, дом | 3 | 3 | 5 | 5 | 2 | 2 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 |
Абонемент в фитнес-клуб | 2 | 6 | 5 | 2 | 1 | <1 | 1 | 3 | 1 | 2 | 3 |
Полис добровольного медицинского страхования | 2 | 3 | 2 | 4 | 1 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 |
Дача, | 1 | 1 | <1 | 1 | 1 | 1 | 1 | <1 | 1 | 2 | 1 |
Земельный | 1 | 2 | 3 | 2 | 1 | <1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 3 |
Гараж, | 1 | <1 | 1 | 1 | 1 | <1 | 1 | 1 | <1 | <1 | 1 |
Видеокамера, цифровой фотоаппарат | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | <1 | 1 | <1 | 2 | 2 | 3 |
Музыкальный | 1 | 4 | 1 | 1 | <1 | <1 | 1 | <1 | 2 | 1 | 1 |
Спортивный тренажер | 1 | 3 | 1 | <1 | 1 | <1 | 1 | 1 | <1 | <1 | 1 |
Акции, облигации, пай в инвести- | <1 | <1 | <1 | <1 | <1 | <1 | <1 | <1 | <1 | <1 | <1 |
Перечислите, пожалуйста, что из следующего списка товаров/услуг Вы планируете приобрести для себя, своей семьи в 2016-м? (закрытый вопрос, любое число ответов, представлены содержательные ответы респондентов, планирующих приобрести что-либо из приведенного списка, %) | ||||||
| Все опрошенные | 18-24 года | 25-34 года | 35-44 года | 45-59 лет | 60 лет и старше |
Сделаю ремонт в квартире, поменяю сантехнику | 14 | 11 | 10 | 18 | 14 | 17 |
Автомобиль, мотоцикл | 10 | 20 | 18 | 10 | 7 | 1 |
Путевку в турпоездку | 10 | 12 | 14 | 13 | 8 | 5 |
Квартира, дом | 7 | 15 | 10 | 9 | 4 | 2 |
Мебельный гарнитур, кухонная мебель | 7 | 5 | 6 | 12 | 7 | 6 |
Телевизор, домашний кинотеатр | 5 | 4 | 6 | 6 | 6 | 3 |
Дача, загородный дом | 4 | 3 | 5 | 6 | 3 | 2 |
Стиральная машина | 4 | 3 | 3 | 6 | 4 | 3 |
Холодильник | 4 | 1 | 3 | 4 | 4 | 6 |
Мобильный телефон, смартфон | 4 | 9 | 6 | 3 | 3 | 1 |
Компьютер, ноутбук, электронный планшет | 3 | 11 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Абонемент в фитнес-клуб | 3 | 6 | 5 | 3 | 2 | <1 |
Плата за обучение (свое или детей) | 3 | 7 | 4 | 4 | 2 | 1 |
Земельный участок | 2 | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Гараж, парковочное место | 2 | 6 | 3 | 3 | <1 | 1 |
Предметы роскоши (ювелирные изделия, антиквариат) | 2 | 3 | 3 | 1 | 1 | 1 |
Электрическая плита, газовая плита, посудомоечная машина | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 |
Видеокамера, цифровой фотоаппарат | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Музыкальный центр, аудио-видеомагнитофон, DVD-проигрыватель | 1 | 1 | 1 | <1 | <1 | <1 |
Спортивный тренажер | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 |
Полис добровольного медицинского страхования | <1 | 1 | <1 | 1 | <1 | <1 |
Акции, облигации, пай в инвестиционном фонде и другие ценные бума | <1 | <1 | <1 | 1 | <1 | <1 |
Получить информацию:

II квартал 2025 года окажется во многом переломным для потребительского рынка страны, считают в INFOLine. Анализ данных по итогам апреля–июня эксперты агентства представят в ежеквартальных обзорах «Розничная торговля Food и потребительский рынок России» и Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP. Отчеты дополняют друг друга, включая в себя особенности и динамику развития регионального FMCG-ритейла и развитие online-торговли продуктами питания.
Данные о динамике рынка во II квартале помогут участникам отрасли увидеть локальные риски и открывающиеся возможности, а также откорректировать свои стратегии, исходя из территориальной специфики. Показатели развития розничных компаний, данные по выручке, числу торговых объектов и объемах площадей с разбивкой на форматы и регионы позволят оценить перспективы развития в конкретных областях страны и своевременно перестроить бизнес-процессы.
Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP отражает смену лидеров и расстановку сил в отрасли, показывает трансформацию бизнес-моделей ведущих игроков, усиление конкуренции, экспансию маркетплейсов, новации в сфере государственного регулирования, изменения омниканальных стратегий, перспективы развития рынка.
При оформлении подписки на II, III, IV кварталы 2025 года и I квартал 2026-го на любой из двух отчетов вы получаете выпуск за I квартал 2025 года в подарок!
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot