Хранение на высоте: "за" и "против". "Retailer.RU ". 14 октября 2014
Retailer.RU решил выяснить у участников рынка, в чем они видят плюсы и минусы высотного хранения, и чем грозит гипермаркету отказ от многоярусных стеллажей.
"Против"
Денис Кузнецов, старший менеджер по связям с общественностью X5 Retail Group:
— Отказываясь от высотного хранения в зале, мы, прежде всего, руководствовались желанием повысить уровень сервиса в магазинах сети. Высотное хранение предполагает наличие работающей грузоподъемной техники. Отдел, где происходит снятие паллет с товаром, приходится перекрывать, что доставляет неудобство клиентам. Покупатели не могут подойти к товару, часто забывают вернуться за ним позже или просто не хотят этого делать.
Фолькер Шаар, директор управления закупок сети гипермаркетов "Глобус":
— В гипермаркетах "Глобус" мы не используем высотное хранение в зале: при низких стеллажах зал лучше просматривается, это дает покупателю возможность лучше ориентироваться. Кроме того, такой подход позволяет нам сделать более заметными "центры притяжения": отдел кулинарии, деликатесный остров, зону овощи/фрукты и т. д. Для хранения запасов в наших гипермаркетах есть складская зона: "сухой" склад площадью около 1 000 кв. м и небольшие склады для свежих продуктов (четыре камеры примерно по 100 кв. м). В целом мы стремимся к такой схеме логистики, чтобы запас товара в гипермаркете был минимальным, но достаточным для полного ассортимента.
Артем Глущенко, руководитель по внешним коммуникациям ГК "О’Кей":
— Высотное хранение в основном используется в гипермаркетах, расположенных в отдельно стоящем помещении, часто формата cash&carry: большая площадь торгового зала позволяет создать достаточно широкие проходы для подъезда транспортеров, доставляющих паллеты с продукцией. В сети "ОКей", которая развивает формат гипермаркета в том числе в торговых центрах, для хранения запасов мы используем отдельные складские помещения при магазинах. Отсутствие высоких стеллажей визуально увеличивает торговое пространство и делает зону покупки более комфортной.
Олег Рыбаков, управляющий ТД "Интерторг" (развивает гипермаркеты под брендом Spar):
— Франшиза Spar не предполагает жестких требований к типу торгового оборудования в гипермаркете. Запуская первый объект, мы взвесили все "за" и "против", и пришли к выводу, что не будем использовать высотное хранение, так как это неудобно и для покупателя, и для ритейлера — с точки зрения модели поставок и организации работы в торговом зале и др. Особых плюсов этой модели мы тоже не увидели — разве что используется все пространство, от пола до потолка. В других наших гипермаркетах тоже будем использовать обычные стеллажи.
"За"
Александр Анфиногенов, независимый эксперт по розничной торговле:
— Не согласен с тем, что высотное хранение может представлять какую-то угрозу для безопасности покупателя. В конце концов, "Метро Кэш энд Керри", которая использует эту модель много лет, недавно начала пускать в свои центры детей. В ряде случаев отказ от высотного хранения может являться вынужденным шагом, обусловленным состоянием здания и высотой помещения, требованиями пожарной инспекции и т. д. Среди зарубежных сетей, использующих систему высотного хранения, тенденции к переходу на обычные стеллажи, насколько мне известно, нет.
Анна Мелешина, директор по связям с государственными органами сети "Лента":
— Низкие полки, возможно, и выглядят более эстетично и привлекательно для клиента, но оборачиваются для ритейлера более высокими затратами, создавая необходимость в дополнительных складских помещениях для хранения товара в самом магазине или более интенсивной логистике. В отдельных случаях, преимущественно в арендованных магазинах, мы используем низкие стеллажи ввиду ограничений самого помещения (низкие потолки, небольшая площадь, коммуникации и т. д.). Но в целом не планируем отказываться от многоярусных стеллажей в гипермаркетах.
Мария Курносова, директор по внешним коммуникациям "Ашан":
— Паллеты на верхних полках в сети "Ашан" можно увидеть только в классическом формате, в формате "сити" допускаются небольшие коробки, в "Радуге" верхнее хранение не предусмотрено совсем. Планов по смене торгового оборудования у нас нет, но мы наблюдаем тенденцию к сокращению объемов верхнего хранения за счет оптимизации планирования и внутренней логистики.
Получить информацию:

II квартал 2025 года окажется во многом переломным для потребительского рынка страны, считают в INFOLine. Анализ данных по итогам апреля–июня эксперты агентства представят в ежеквартальных обзорах «Розничная торговля Food и потребительский рынок России» и Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP. Отчеты дополняют друг друга, включая в себя особенности и динамику развития регионального FMCG-ритейла и развитие online-торговли продуктами питания.
Данные о динамике рынка во II квартале помогут участникам отрасли увидеть локальные риски и открывающиеся возможности, а также откорректировать свои стратегии, исходя из территориальной специфики. Показатели развития розничных компаний, данные по выручке, числу торговых объектов и объемах площадей с разбивкой на форматы и регионы позволят оценить перспективы развития в конкретных областях страны и своевременно перестроить бизнес-процессы.
Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP отражает смену лидеров и расстановку сил в отрасли, показывает трансформацию бизнес-моделей ведущих игроков, усиление конкуренции, экспансию маркетплейсов, новации в сфере государственного регулирования, изменения омниканальных стратегий, перспективы развития рынка.
При оформлении подписки на II, III, IV кварталы 2025 года и I квартал 2026-го на любой из двух отчетов вы получаете выпуск за I квартал 2025 года в подарок!
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot