Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Мясные разборки: была ли свинина в халяльной продукции "Царицыно"? "РБК-Татарстан". 29 октября 2018

Генеральный директор Центра по аудиту и контролю "Халяль" Динар Садыков рассказал об особенностях сертификации продукции для мусульман, а также дал разъяснение по ситуации вокруг ОАО "Царицыно"
- Динар, индустрия халяль достаточно молода. Когда она стала востребована?

- Первая продукция халяль начала появляться ещё в начале 90-х, но в промышленных масштабах - только ближе к 2007 году. Пионерами в производстве халяль стали не представители ислама, а бизнесмены, загоревшиеся идеей обеспечить мусульман разрешённой пищей. Зачастую эти проекты были убыточными для производителей, так как исполнение религиозных требований и использование определенного сырья - это дополнительная нагрузка, в том числе и финансовая. За какие-то 7 лет, начиная с 2007 года, индустрия халяль пережила несколько модернизаций. На начальном этапе формирования рынка требования к производству заключались лишь в тщательной мойке инвентаря и оборудования. Поэтому практически у всех производителей продукция халяль изготавливалась на тех же линиях, на которых за день до этого могла производиться продукция из иного - "харам" сырья, в том числе свиного происхождения.
В дальнейшем требования ужесточились: отдельный инвентарь, склады для хранения сырья и готовой продукции, в которую не должны попадать харамные продукты.Следующим этапом стало создание отдельной линии для халяль в общем цехе. Ну и кульминацией развития индустрии на сегодняшний день является наличие на производстве изолированного помещения или отдельного цеха для выпуска халяльной продукции.
- И все же нередко случаются скандалы, связанные с выявлением следов свинины в продукции халяль того или иного мясоперерабатывающего комбината, в том числе и в Татарстане.
- На самом деле делать это официально сертифицированным/контролируемым компаниям совершенно невыгодно, как с экономической, так и с имиджевой точки зрения. Свинина стоит существенно дороже мяса птицы, которое является основным сырьём халяльной продукции. Какой смысл производителю использовать более дорогое сырьё, когда он может применять более дешёвое? Также нет никакого резона известному производителю обманывать покупателей, зная, что его постоянно мониторят и проверяют все имеющиеся надзорные инстанции и центры сертификации продукции халяль. Ведь если такой факт подтвердится, это приведёт к потере доверия не только к халяльной продукции, которая занимает очень малую долю от общего объёма производства, но и к остальной продукции предприятия.
- Тем не менее, совсем недавно Совет муфтиев России на своем официальном сайте предупредил мусульман о наличии свинины в продукции ОАО "Царицыно". Сертификат компании выдавал ваш центр.
- "Царицыно" - это флагман индустрии халяль среди мясоперерабатывающих предприятий. Когда на полках магазинов практически не было таких изделий, и большинство производителей отвечали отказом на просьбы начать производство продукции халяль, ОАО "Царицыно", несмотря на наличие огромного ассортимента и объема традиционной продукции и не нуждающееся в дополнительных объемах, откликнулось и запустило этот проект.
До марта 2013 года, когда в варёной колбасе ОАО "Царыцино" было выявлено ДНК свиньи, производство халяльной продукции там осуществлялось на выделенной линии, но в том же помещении, в котором выпускались другие мясные изделия. Кстати, сертификат у них тогда был как раз от этого самого Совета муфтиев России. Узнав об инциденте, заводом была проведена колоссальная работа по привлечению ведущих специалистов в этой области и проведению анализов на выявление ДНК свиньи в иностранных лабораториях. В результате было доказано отсутствие чего-либо запретного в продукции халяль, выпускаемой ОАО "Царицыно". С 2014 года, когда производитель был сертифицирован нами, он находится под нашим постоянным контролем.
- То есть, метод выявления чужеродной ДНК весьма спорен?
- Руководитель ООО "Международный центр стандартизации и сертификации "Халяль" Айдар Газизов и зампредседателя Совета муфтиев России Абяссов Рушан хазрат тогда всеми силами пытались доказать не легитимность анализов выявления ДНК методом видовой идентификации (ПЦР- анализ), доказывающими "харамность" продукции халяль. Метод анализа по ДНК, практикующийся в России, это "качественный анализ", показывающий возможный след, молекулу. За границей же проводят анализы по "количественному" методу, который показывает, сколько в продукте его как сырья. В России данный метод не имеет ГОСТ, поэтому не используется.
До сегодняшнего дня ни одно Духовное управление мусульман не вынесло решения (фетвы) касательно признания "качественного" метода анализа доказательным в принятии решения о халяльности продукции. Так же ни один комитет или центр "халяль" не объявили об использовании данного метода как обоснованное, обязательное требование при сертификации или контроле. Более того, после этого инцидента ООО "Международный центр стандартизации и сертификации "Халяль" продолжил сотрудничество с "Царицыно". Был подписан, а затем пролонгирован договор, который закончился 30 июня 2014 года. По истечении этого срока руководство ОАО "Царицыно" приняло решение прекратить договорные отношения с ООО "МЦСиС "Халяль". Но так как оставалось много напечатанной, но не использованной оболочки и этикеток, со стороны Газизова было дано устное разрешение доиспользовать имеющийся запас в течение двух месяцев, то есть до сентября 2014 года.
- В ряде СМИ пишут, что "Международный центр стандартизации и сертификации "Халяль" после выявления ДНК свиньи в 2013 году сразу отозвал свой сертификат.
- Это наглая ложь, так как ООО "МЦСиС "Халяль", согласно документам, не то чтобы отозвал или приостановил действие сертификата халяль, а наоборот, ещё с большей выгодой для себя продолжил сотрудничество, увеличив отчисляемый предприятием ежемесячный платеж. Продолжалось это до тех пор, пока в июне 2014 года не закончился срок действия договора, и ОАО "Царыцыно" не приняло решение отказаться продлевать сертификат у ООО "МЦСиС "Халяль". Айдар Газизов неоднократно заявлял, что его компанией якобы были выявлены грубейшие нарушения и поэтому был отозван документ. Если это так, то должен быть подписанный обеими сторонами акт, в котором были указаны все имеющиеся претензии к производителю и комментарии последнего. Однако Газизов акт с выявленными нарушениями так и не предоставил до сегодняшнего дня. Если нарушения имели место, то почему он разрешил ОАО "Царицыно" дополнительно произвести и поставлять мясные изделия еще в течение двух месяцев после истечения срока действия договора?
И ещё не менее важный факт: до начала 2014 года производство продукции халяль в "Царицыно" осуществлялось в одном цехе с прочей продукцией. Это не смущало г-на Газизова. Но когда компания прекратила сертификацию в его центре, она вдруг превратилась в злостного нарушителя всех вообразимых и невообразимых требований. Между тем к этому времени завод уже построил специальный цех для производства продукции халяль, который расположен на отдельном этаже. По моему мнению, базирующемуся на моей практике, это не может произойти в тот момент, когда внедрён ещё более жёсткий уровень контроля. Поэтому подобные нападки и обвинения выглядят, как обида на потерю коммерческой выгоды. Это, возможно, и стало причиной всего "цирка", раскрученного вокруг одного из самых крупных производителей продукции халяль в России.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.