Получить презентацию INFOLine с сессии «Потребитель и продовольственный ритейл: эволюция или революция?»
Онлайн-консультанты: Skype INFOLine
INFOLine проводит АКЦИЮ: Вам предоставляется пробная подписка в течение месяца на информационный бюллетень "Объекты инвестиций и строительства РФ"

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 16.11 66.6159 -1.3816
EUR 16.11 75.5358 -1.2198
Все котировки валют
 Топ новости

Железнодорожная погрузка в октябре 2018 года: часть 1. "ИА РЖД-Партнер.ру". 6 ноября 2018

В целом погрузка за январь – октябрь текущего года составила 1,73 млрд т, что на 2,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. А в октябре 2018-го она оказалась на уровне 108,4 млн т, что означает замедление темпов роста до минимального уровня – до +0,3% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Осень продолжает портить результаты работы ОАО "РЖД". И по итогам года ожидается уменьшение динамики погрузки (по прогнозам, до +2,2% к уровню 12 месяцев 2017 г.).
Вагоны чаще стоят на станциях
Если учесть, что грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии в октябре текущего года увеличился до 222,2 млрд т-км – на 3,2% к аналогичному периоду 2017-го, то можно сделать вывод об увеличении средней дальности рейсов. Это позволило ОАО "РЖД" получить дополнительные доходы, несмотря на замедление динамики погрузки.
Драйверами погрузки в октябре стали традиционные номенклатуры – уголь, руда и минудобрения. Новым фактором роста по осени стали нефтегрузы.
В октябре на сети удалось улучшить оборот вагона под грузовыми операциями, что указывает на рост эффективности управления парками железнодорожных операторов за счет оптимизации организации погрузки на путях необщего пользования. Причем за 9 месяцев текущего года оборот вагона под грузовыми операциями сократился примерно на 8,8%. Таким образом, за достаточно длительный период можно говорить о сложившейся устойчивой тенденции.
Вместе с тем оборот вагона на промежуточных и технических станциях, наоборот, увеличился. Фактически это означает, что вагоны дольше стояли на путях общего пользования под ответственностью перевозчика. За 9 месяцев 2018 года эти два показателя увеличились соответственно на 18,3 и 13,1%.
Ставка за вагон колеблется
По итогам последних месяцев в среднем по сети среднесуточная ставка операторов за вагон несколько снизилась по сравнению с концом весны. Однако в сентябре – октябре из-за локального дефицита вагонов наметился небольшой прирост цен.
Некоторые эксперты подозревают, что этому способствовали, с одной стороны, увеличение отцепок вагонов в ремонт, а с другой – появление на наиболее грузонапряженных участках брошенных поездов, что ухудшило возможности для подачи порожних вагонов под погрузку. Об этом, например, свидетельствуют опросы грузовладельцев, которые проводит журнал РЖД-Партнер в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте.
Если сравнивать октябрь текущего года с тем же месяцем прошлого года, то средняя ставка за вагон выросла, по оценкам грузовладельцев, в зависимости от направлений в диапазоне от +10 до +30%. Максимальные значения зафиксированы на спотовом рынке. В частности, динамика индекса ЭТП "Грузовые перевозки" за этот период составила +34%, что является своего рода индикатором для данных видов заказов на вагоны.
При этом индекс суточной ставки предоставления полувагона в технический рейс на пространстве 1520, по результатам сделок, совершенных на "Бирже вагонов" в октябре 2018 года, по сравнению с тем же месяцем 2017-го увеличился всего на 11,1%.
Это можно объяснить включением в динамику этого индекса вагонов на казахстанском направлении с достаточной умеренной ценой. В целом разброс двух индикаторов дает представление о волатильности рынка в зависимости от направления перевозок.
По данным начальника аналитического отдела ПАО "НПК ОВК" Лейсаны Коробейниковой, ставки аренды на типовые полувагоны в октябре выросли до 1,9 тыс. руб./сутки, профицит в данном сегменте по-прежнему отсутствует.
И это несмотря на то, что в сентябре реализация вагонов заводами СНГ составила 6,8 тыс. ед., что на 15% выше результатов сентября 2017 года (5,9 тыс. ед.). При этом списано было всего 2,4 тыс. вагонов. Полувагонов было реализовано 4,5 тыс. ед., что существенно превышает объем их списания (0,6 тыс. ед.).
Уголь – всему голова
Темпы роста погрузки угля в октябре 2018 года увеличились. Если по итогам 9 месяцев 2018-го его динамика составляла +5,1% к аналогичному периоду 2017-го, то по итогам 10 месяцев она поднялась до +5,5% к январю – октябрю прошлого года, т. е. рост составил 0,4 п. п.
Погрузка угля в октябре прибавила в оборотах в основном за счет экспорта на дальневосточном направлении. Здесь спрос на российский уголь стабильно растет. По словам заместителя министра энергетики России Анатолия Яновского, в текущем году экспорт энергетического угля составит 177 млн т, а динамика его роста останется положительной до 2030-го. И рост идет в основном за счет потребления странами АТР, а в перспективе – также рынка Марокко и Египта, где делают ставку на более дешевую угольную генерацию электроэнергии.
Подобные прогнозы заставили правительство РФ потребовать принять дополнительные меры по синхронизации инвестиций в железнодорожную инфраструктуру в рамках II этапа модернизации БАМа и Транссиба с активным развитием морских портов по перевалке угля на Дальнем Востоке РФ.
Действительно, сейчас на этом направлении стивидоры бьют рекорды. В частности, за 10 месяцев 2018 года АО "Восточный Порт" отгрузило более 20,4 млн т угля, что 5,9% превышает результат за аналогичный период 2017-го.
Более скромные результаты демонстрируют портовики Северо-Запада РФ. Тем не менее осенью грузопотоки прибавили в оборотах и на некоторых европейских маршрутах, в том числе в Германию и Польшу. Заметно усилился грузопоток в Литву.
Есть успехи и на других направлениях. В частности, отмечен рост транзита угля из Казахстана.
А вот во внутреннем сообщении погрузка угля демонстрирует неравномерную динамику. По данным ИПЕМ, в сентябре она увеличилась. А вот в октябре при подготовке к зимнему отопительному сезону этому вопросу ОАО "РЖД" пришлось уделить повышенное внимание в связи с отставанием фактической погрузки от согласованных заявок на перевозку угля в адрес предприятий ЖКХ. В целом на сети план выполнялся на 97,3%. Наибольшее отставание от заявок было отмечено на Красноярской железной дороге, где угольные компании не обеспечили своевременное предъявление груза надлежащего качества, что и вызвало задержки с отправками, отметили в ОАО "РЖД".
Нефть поднялась на понижающих коэффициентах
Погрузка нефти и нефтепродуктов заметно выросла в сентябре – октябре текущего года: в сентябре – на 0,7%, в октябре – на 2,8% больше, чем за аналогичный месяц прошлого года.
Рост перевозок произошел за счет увеличения экспортных отправок. Свою роль сыграло предоставление понижающих коэффициентов к действующим тарифам ОАО "РЖД" на ряде маршрутов. Одно из последних решений на эту тему – введение коэффициента в размере 0,75 на внутренние перевозки широкой фракции легких углеводородов в цистернах для сжиженных газов и в танк-контейнерах на полигоне, расположенном в границах Южно-Уральской и Куйбышевской железных дорог, а также на их порожний пробег цистерн на обратном пути. При отправках нефти с той же конечной станции во внутреннем сообщении был установлен понижающий коэффициент 0,979.
Лес ушел в рост
Положительную динамику продемонстрировали и другие номенклатуры.
В частности, погрузка лесных грузов за 10 месяцев 2018 года увеличилась на 4,6%. Октябрь несколько ускорил динамику погрузки по сравнению с сентябрем. Для сравнения, за 9 месяцев текущего года тот же показатель вырос на 4%. Таким образом, разница по итогам января – октября составила +0,6 п. п.
По данным представителя лесоперерабатывающей компании, увеличились внутренние перевозки круглого леса и соответственно изделий из него. Погрузка в экспортном направлении выросла незначительно, в основном в направлении Китая. Нарастили ввоз российского леса Казахстан и Япония. А вот Финляндия в последнее время стала сокращать импорт из РФ.
Положительная динамика погрузки связана с ростом заготовок леса и производства пиломатериалов хвойных пород, фанеры и обработки древесины. Ожидается, что в до конца года погрузка будет медленно расти. Это связано с повышенным спросом на лесопродукцию на внутреннем рынке.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Для того чтобы проанализировать состояние транспортной отрасли и понять, по какой траектории она будет развиваться далее, специалисты INFOLine провели объемное исследование отрасли, затрагивающее все ее сегменты. С помощью Исследования
"Транспортная отрасль России. Итоги 2017 года и тенденции 2018 года. Перспективы развития до 2020 года"
вы сможете определить положение собственной компании относительно динамики отрасли и наметить возможные пути развития бизнеса.

Предлагаем воспользоваться специальным предложением на приобретение комплекса информационных продуктов по направлению Транспорт:

Скидка - 50 % на любой информационный продукт по направлению Транспорт -

при покупке Исследования "Транспортная отрасль России. Итоги 2017 года и тенденции 2018 года. Перспективы развития до 2020 года".

Для конкурентного анализа, поиска клиентов и партнеров рекомендуем приобрести базу данных "Аналитическая база 850 крупнейших собственников и операторов подвижного состава СНГ, Украины и Прибалтики". Для оперативного ежедневного или еженедельного мониторинга событий в транспортной сфере целесообразно использование услуги «тематические новости»: «Железнодорожный транспорт РФ» и «Железнодорожное машиностроение РФ и стран ближнего зарубежья».

Воспользоваться СПЕЦИАЛЬНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ Вы можете ЗДЕСЬ 

Для получения детальной информации о продуктах и услугах агентства INFOLine, предлагаем Вам связаться с нами по телефонам +7(812)322-6848 (доб. 302) или +7(495)772-7640, а также по электронной почте на mailto:transport@infoline.spb.ruт РФ"

Менеджер проекта Евгения Надточаева