Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Рынок вагоноремонта: старые беды и новые возможности. " ИА РЖД-Партнер.ру". 28 июля 2016

Состояние рынка ремонта подвижного состава напрямую зависит от количества и качества парка, а, значит, и от инициатив по его регулированию. В 2014 году вступление в силу технического регламента Таможенного союза вынудило ремонтнные предприятия подстраиваться к новому порядку, а в 2016-м запрет на продление сроков службы подвижного состава, вышедшего из эксплуатации, и вовсе лишил их перспектив. При этом вырос объем отцепок в текущий ремонт и обрели актуальность новые направления, такие как сервисное обслуживание инновационных вагонов.
Под давлением
Нынешние возможности вагоноремонтных компаний ограничены не только известными инициативами регуляторов, но и административными мерами, направленными на повышение показателей безотказной работы сети. Так, в 2015 году члены Комиссии Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства ж/д администраций согласовали запрет на формирование колесных пар для грузовых вагонов с применением осей типа РУ-1 с 1 января 2017 года. "Очевидно, что реализовать его будет несложно, так как рынок переполнен высвободившимися запчастями из-за массового списания подвижного состава", - считает руководитель отдела исследований транспортного машиностроения ИПЕМ Георгий Зобов.
По его мнению, работу вагоноремонтного комплекса осложняет и рост выпуска инновационных вагонов с увеличенными сроками службы и межремонтных пробегов, поскольку вместе с ним растет спрос на приобретение услуги, куда входит постпродажное обслуживание. "Это значит, что производителям необходимо планово развивать сеть сервисных центров, - комментирует эксперт. - С переходом на выпуск вагонов нового поколения эта тема станет крайне актуальной, и отрасль должна быть готова к этому качественному переходу".
Представители ОВК заявляют, что готовы к переменам. По словам заместителя генерального директора по техническому развитию ПАО "НПК ОВК" Дмитрия Лосева, сервисное обслуживание уже реализуется - в три этапа, в рамках которых осуществляется подготовка к техобслуживанию, текущим ремонтам, а также к деповскому и капитальному ремонтам.
В ожидании соответствий
Безусловно, детально проверить качество инновационного подвижного состава, например, соответствие заявленного производителями межремонтного пробега реальному, собственники смогут лишь в будущем. Пока же им приходится верить на слово производителям, положительно оценивающим итоги подконтрольной эксплуатации. Однако, находясь в вынужденном ожидании завершения сроков эксплуатации инновационных вагонов (а это 32 года), собственники сетуют на нехватку запчастей при ремонте. "Дайте нам инновационные вагоны, которые будут бегать без ремонта 300 тыс. км, и возможность заменить, например, кассетный подшипник во Владивостоке, а не только в Москве, и тогда мы будем их покупать", - ставит условие генеральный директор ООО "БалтТрансСервис" Владимир Прокофьев.
Волнует собственников и динамика отцепок в ТОР – особенно в связи с тем, что объемы этого вида ремонта на сети превышают объемы плановых. Проверить ее также можно только на
практике. Соответствующие исследования ведут, например, в СУЭК, располагающей крупным парком инновационных вагонов.
Отцепки в ТОР растут
На сегодняшний день отцепки в ТОР – это основной параметр надежности подвижного состава. По данным ИПЕМ, в течение месяца на сети отцепляется 200 вагонов из 1000, то есть каждый пятый вагон по тем или иным причинам не выдерживает условий эксплуатации и создает издержки для собственников. "Начиная с 2013 года, когда было отцеплено 1118 тыс. вагонов, число отцепок в ТОР превышает численность парка вагонов на сети, - поясняет Г.Зобов. - В 2014 году рост отцепок составил 11% (отцеплено 1256 тыс. вагонов), в 2015-м этот показатель вырос еще на 6,7% (1346 тыс. отцепок). Таким образом, каждый вагон отцепляется в ТОР минимум один раз в течении года, а в сутки - более 3600 вагонов".
Еще более показательна статистика отцепок в рамках отдельно взятой компании, особенно такой, которая внимательно относится к содержанию парка. К сожалению, она неутешительна. "Больше 90% вагонов мы ремонтируем деповским ремонтом в собственном депо в Иваново, и практически все запчасти, особенно, колеса, тоже возим на все пункты сами, - рассказывает В.Прокофьев. - И вот что у нас получается. В 2009 году -- 60% планового ремонта и 40% текущего, в 2015-м соотношение составило 28% и 72%, то есть объемы ТОР выросли почти в три раза". Заметно увеличились и расходы компании на текущий ремонт: если в 2009 году он в среднем стоил 4400 руб., то сегодня -- 8400 руб. При этом, по его словам, издержки несет не столько сам ТОР, а то, что ему сопутствует.
Впрочем, ТОР убыточен не только для операторов, но и для самого перевозчика. По словам первого вице-президента ОАО "РЖД" Анатолия Краснощека, сеть за 2015 год на отцепках в ТОР заработала чуть больше 17 млрд руб., а затраты составили более 16,5 млрд руб. "То есть, вроде выгодно, но если взять издержки не только вагонного комплекса, но в целом компании РЖД, то они составят почти 30 млрд руб., - поясняет А.Краснощек. - Вот и все доходы". А все дело в том, что отцепки, маневры, подача, перевозки и пр. - это услуги, которые сегодня не компенсируются тарифным руководством.
При этом в РЖД также отмечают, что уровень отцепок в ТОР достаточно велик. "В 2011 году, когда прошло самое массовое наполнение парка частного подвижного состава, на сети отцепляли в текущий ремонт 440-560 тыс. вагонов в год, а в 2015-м – уже 1350 тыс., и мы часто слышим аргументы о том, что перевозчик выполняет план хозяйственной деятельности и специально отцепляет неисправные вагоны, - отмечает А. Краснощек. - Я такого не допускал и не допущу никогда. Мы после этих разговоров провели специальные выборочные проверки, за год нашли один случай, когда можно было не отцеплять вагон, а закрутить гайку, все остальные неисправности подтвердились".
Кому отдать ТОР?
В настоящее время в ОАО "РЖД" рассматривается вопрос о выполнении текущего ремонта в предприятиях дочерних обществ компании, но пока вопрос до конца не решен. "Инициатива еще не выносилась на рассмотрение рабочих групп, но будет вынесена, и я ее поддержу, потому что являюсь одним из инициаторов, -- рассказывает А. Краснощек. -- Сегодня эксплуатационные депо обслуживают и пассажирское, и грузовое движение, причем в первом
случае подвижной состав серьезно поменялся. Меняется он и во втором, но отцепок, к сожалению, много даже у инновационных вагонов - нормативные сроки по техпаспортам выдерживают далеко не все".
Мнение Ассоциации компаний-перевозчиков и операторов подвижного состава по поводу передачи ТОР в ВРК также положительное. "Мы считаем, что это позитивный шаг, -- говорит глава ассоциации В. Прокофьев. -- В первую очередь, не будет проблем с запчастями, и мы надеемся, что нам больше не придется возить свои комплектующие в пункты ремонта, что очень важно". Но к решению этого вопроса надо подойти очень аккуратно. "Частные владельцы депо, которые хотят взять ТОР в свои руки, должны иметь для этого возможности, и, самое главное, чтобы текущий ремонт в руках ВРК не стал своеобразной поляной для зарабатывания денег", -- отмечает В. Прокофьев.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.