"Ассорти" не боится перемен. "Retailer.RU ". 29 сентября 2015
Средняя площадь магазинов — 450 кв. м. Кол-во SKU в минимаркетах — 2 тыс., в магазинах "у дома" — 3–4 тыс., в супермаркетах — 5–15 тыс. Средний чек в минимаркетах — 220 руб., в магазинах "у дома" — 266 руб., в супермаркетах — 380 руб. Для сравнения, сумма среднего чека в магазинах "Магнит" формата "у дома" — 225,07 руб., в "Пятерочках" — 303,2 руб. (данные компаний на конец 2014 г.). Кстати, первая "Пятерочка" появилась в Сыктывкаре только что, в начале сентября. И местный игрок встретил грозного конкурента в полной боевой готовности.
Розничная сеть "Ассорти", работая в Республике Коми с 1992 г., стала хорошо известным местным мультиформатным брендом в средней ценовой нише. Ретейлер развивает магазины в формате "минимаркет", магазины "у дома", супермаркеты. Сейчас "Ассорти" имеет 37 магазинов, 16 650 кв. м совокупной торговой площади, распределительный центр площадью 15 тыс. кв. м. и автопарк из 45 автомобилей.
В 2015 г. сеть запустила ряд преобразований, открыв магазины в новой концепции, оптимизировав ассортимент и увеличив линейку товаров собственного производства и собственных торговых марок. Как призналась Retailer.RU Ольга Смолякова, руководитель департамента маркетинга компании, многие решения, которые они внедрили в компании, уже используют федеральные сети, но для региональных маленьких сетей это не характерно.
"Продолжая работать по инерции, они не справляются с конкуренцией и исчезают с рынка. Мы ведем бизнес динамично, мы пробуем каждый год новые решения, методы, экспериментируем, где-то ошибаемся, так, даже в условиях кризиса у нас выделяются деньги на обучение команды менеджеров", — говорит Ольга Смолякова.
Ретейлер в борьбе с кризисом начал запуск магазинов в новой концепции, первый обновленный магазин открылся в Ухте в начале сентября. По словам Ольги Смоляковой, были изменены световые и цветовые решения — черный потолок, разбавленный деревянными рейками, светлые стены с постерами, напоминающими картины, и одновременно служащими навигацией, лампы дневного света с трековыми светильниками с направленным светом на товар. Также в компании было решено стеллажи и холодильники с товаром утопить в нишах, переключив внимание со старых стеллажей непосредственно на товар, добавить в интерьер декоративные элементы в виде ярмарочной беседки в центре зала, дерева, детской зоны, птиц, флажков, бумажных цветов и т. д.
Товар, расположенный внутри данного пространства, освещают 100 ламп направленного света. Фасады магазина оформили яркими пятнами, с изображением фруктов и овощей для создания эффекта свежести товара. Новую концепцию дополнили открывшимся кафетерием с продукцией собственного производства, кулинарными и мясными лавками с готовой продукцией. Проект магазина, дизайн, выкладку, все элементы интерьера делали сотрудники компании, что, по мнению руководства, стало достаточно бюджетным решением в условиях кризиса. Все новые магазины ретейлер планирует открывать в новой концепции.
Наряду с внешними преобразованиями, "Ассорти" поработала с ассортиментной матрицей. Ретейлер сократил количество SKU на 20%, что позволило улучшить представленность на полке и увеличить количество фейсов (количество единиц одного SKU на полке). "Переизбыток матрицы создавал затруднения при выборе, часть товаров покупатель просто не видел, а брал то, что привык брать", — комментируют в компании. В новом ассортименте ретейлер сделал акцент на низкий и средний ценовой сегмент.
Дополнительно было решено убрать "хвост" из неликвидов и товаров с низкими продажами за счет сокращения линейки вкусов одного продукта, вывода аналогов и просто невостребованного товара, куда попала и большая часть премиального товара, потерявшего свои продажи в кризис. Сроки оборачиваемости сократились на 10%.
Компания сократила товарный остаток, что позволило высвободить денежные средства. А для распродажи остатков, закрытых в матрице, внедрили зоны распродаж в трех крупных магазинах на постоянной основе, что позволило значительно сократить товарный остаток и далее поддерживать его в оптимальном количестве.
Удалось оптимизировать маркетинговый и рекламный бюджет, за счет отказа от рекламы на билбордах, радио, ТВ. Этот шаг позволил сократить расходы, но при этом поддержать продажи на прежнем уровне. "Причины в том, что магазин "у дома" работает локально на покупателей вокруг, и самая эффективная реклама — это реклама на фасаде, в торговом зале, на чеках", — считает Ольга Смолякова.
"Ассорти" поработала с отдельными категориями товаров, например, в торговой сети сделали ставку на свежий хлеб. Так как поставка хлеба идет три раза в день "сразу из печи", сеть выстроила заказ и поставку так, чтобы каждая новая партия могла продаться до поступления следующей. Для этого изменили зону выкладки хлеба в магазине, переместив его во входную зону, чтобы встречать покупателя запахом свежеиспеченного хлеба. Помимо этого, ретейлер установил цену на два SKU хлеба в два раза дешевле, чем у конкурентов, зафиксировав ее на постоянной основе. "Наши покупатели это оценили, продажи увеличились в два раза и поддержали товарооборот в целом, т.к. человек, приходя за хлебом, покупал не только его", — объясняет Ольга Смолякова. Поближе к покупателям на входную зону переместили и категорию фреш, паралелльно расширив зону выкладки и увеличив количество развалов.
В планах компании до конца 2015 г. открыть еще три магазина в формате "супермаркет" и "у дома": два в Ухте и один в Сосногорске. В 2016 г. запланировано открытие трех–четырех точек и преобразование уже существующих магазинов. В приоритете у ретейлера развитие магазинов в формате "у дома" площадью 400–800 кв. м.
Помимо открытий, на следующий год "Ассорти" запланировала развитие собственного производства и увеличение его доли в общем товарообороте на 5% за счет развития новых категорий: супы, суши, охлажденная мясо, горячий хлеб.
По развитию СТМ сеть еще в начале пути, на сегодня в "Ассорти" представлены две собственные торговые марки (три вида молока и один вид меда). В октябре планируется запуск четырех SKU по мясной гастрономии: сосиски, колбаса вареная, карбонат, шпик. В разработке — запуск СТМ по готовой рыбе.
По расчетам аналитического отдела ИД Retailer, выручка "Ассорти" по итогам 2014 г. составила около 4,8 млрд руб. Рынок продуктового ретейла в Коми оценивается по итогам 2014 г в 79,5 млрд руб., согласно данным Росстата. В середине сентября в республику Коми пришла X5 Retail Group. Три "Пятерочки" появились в Сыктывкаре. До конца 2015 г. ретейлер планирует открыть еще три универсама. В Сыктывкаре уже работает главный конкурент "Пятерочки" — розничная сеть "Магнит", которая представлена в республике 36 магазинами. Также в регионе работают еще две федеральные сети — "Лента " и "О`Кей ", у которых в Сыктывкаре по одному магазину.
Получить информацию:

В течение последних лет ФСГС и другие госорганы последовательно ограничивают объем публикуемой статистики. В числе засекреченных показателей уже оказались детализация по инвестициям в основной капитал, структура доходов и расходов населения, а также ряд данных по промышленности, сельскому хозяйству и регионам.
Это существенно затрудняет полноценный анализ, необходимый для развития бизнеса, снижает качество планирования, усложняет процесс принятия обоснованных управленческих решений.
Для получения объективной картины происходящего специалисты INFOLine регулярно выпускают исследования ключевых секторов экономики, предоставляя клиентам актуальные данные.
В комплексную линейку отраслевых обзоров «Экономика России 2025» аналитики включили:
- «Строительство и отрасль строительных материалов России»,
- «Транспортная отрасль России»,
- «Агропромышленный комплекс России»,
- «Производство продуктов питания и напитков России»,
- «Нефтяная, газовая и угольная промышленность России»,
- «Электроэнергетика России»,
- «Розничная торговля Food и потребительский рынок России»,
- «Розничная торговля Non-Food и потребительский рынок России»,
- «Рынок общественного питания России».
ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОЛНОГО ПОРТФЕЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДУСМОТРЕНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА
Наши контакты:
+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
mail@advis.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot