Совет потребителей: заключение по тарифам РЖД на экспорт.
28.01.2015 в 11:57 | INFOLine, ИА (по материалам компании) | Advis.ru
Совет потребителей по вопросам деятельности РЖД провел оценку решения естественной монополии по применению верхней границы тарифного коридора на экспортные перевозки грузов и возможных последствий для российских экспортеров в случае вступления решения в силу (как с точки зрения юридического подхода, так и экономического содержания). Соответствующее заключение утверждено 22 января на заседании Совета потребителей.
Напомним, что решение об увеличении тарифа на перевозки экспортных грузов железнодорожным транспортом на 13,4% правление РЖД приняло 27 декабря (вступит в действие с 29 января текущего года). С учетом ранее принятого ФСТ России решения об индексации железнодорожного тарифа на 2015 год в размере 10% суммарный рост тарифа на перевозки экспортных грузов составит 24,74%.
Эксперты Совета потребителей считают, что такой аргумент, как рост обменного курса доллара (указано в материалах РЖД к заседанию межведомственной рабочей группы по вопросам развития железнодорожного транспорта, состоявшегося под руководством зампредседателя Правительства РФ Аркадия Дворковича 30 декабря 2014 года), не может служить основанием для фактического повышения железнодорожного тарифа в рамках ценового коридора, так как является чрезвычайно волатильным фактором.
"Правительство РФ предпринимает все возможные меры по нормализации ситуации на валютном рынке, и представляется некорректным принимать тарифные решения для крупнейшей естественной монополии РФ, какой является ОАО "РЖД", на основании спекулятивных курсов, — подчеркивается в заключении Совета потребителей РЖД, которое было представлено Аркадию Дворковичу, в Минтранс России, ФСТ России и ОАО "РЖД". – При этом не учитывается крайне негативное влияние снижения курса рубля на возможности российских компаний-экспортеров обслуживать и обеспечивать погашение долга, основной объем которого номинирован в долларах и евро".
Решение ОАО "РЖД" о повышении тарифа на экспортные перевозки по всем видам грузов основано на оценке роста доходности экспорта всех товаров в связи с падением курса национальной валюты. Вместе с тем, как отмечают эксперты, внешнеэкономическая конъюнктура по различным товарам существенно различается. Если по ряду позиций российского экспорта цены на мировых рынках остаются относительно стабильными или снизились в пределах обычных рыночных колебаний, то по другим (например, нефть, черные металлы, медь, энергетический и коксующийся уголь и прочие грузы) они упали до исторического минимума, что ставит под угрозу само функционирование соответствующих отраслей. Так, мировые индексы на нефть в январе 2015 года снизились на 55% по сравнению с январем 2014 года и на 40% за последние два месяца. Цена на медь упала соответственно на 24% и 16%. Цены на энергетический уголь снизились, соответственно, на 46 % по сравнению с январем 2014 года и на 26% за последние 2 месяца. Производители удобрений согласовали на 2015 год с Минсельхозом России предоставление для внутреннего рынка скидки в 15%. Цены на алюминий показали незначительный рост в третьем квартале 2014 года после падения на протяжении последних 5 лет, в январе рынок LME отыграл повышение и вернулся к параметрам 2006 года.
Также, по мнению экспертов Совета, в представленных расчетах ОАО "РЖД" не были учтены следующие факторы:
- введение ограничений на импорт в отношении российских товаров (введение пошлин на импорт энергетического угля в КНР в размере 6% на энергетический и 3% на коксующийся уголь, химические удобрения, металлы и пр.);
- повышение стоимости заимствований для товаропроизводителей в связи с ростом ключевой ставки Банка России до уровня 17%, что фактически привело к росту ставок кредитов под оборотные средства до 25-30% (затруднение и невозможность рефинансирования кредитных линий);
- увеличение затрат всех экспортеров в результате падения курса рубля, связанных с обслуживание валютных займов, закупкой и обслуживанием импортного оборудования, закупкой импортных материалов;
- объем ввозимых грузов у некоторых компаний, например алюминиевой промышленности, кратно превышает объем экспортных перевозок (соотношение составляет 2,5 к 1). При этом решений по снижению уровня тарифа на импортные перевозки, цены на товар по которым номинированы в долларах, не принято.
Таким образом, члены Совета потребителей и крупнейшие грузоотправители-экспортеры допускают возможность негативных последствий от увеличения тарифа на перевозки экспортных грузов, включая:
- рост транспортной составляющей в конечной стоимости груза;
- утрата конкурентоспособности российских производителей по отдельным видам экспортируемых грузов;
- потеря рынков сбыта в условиях общего перепроизводства;
- банкротство ряда компаний в отраслях, особенно пострадавших от кризиса, в частности железорудных и угольных компаний;
- сокращение объемов экспортных перевозок в целом;
- сокращение рабочих мест и другие социальные последствия;
- сокращение инвестиций в промышленность;
- невозможность обеспечить рост грузовой базы, указанной в обосновании Инвестиционной программы ОАО "РЖД", также как и исполнить программу в заявленном объеме;
- сокращение объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом.
До проведения полного и всестороннего анализа обоснованности увеличения тарифа на перевозки экспортных грузов и вероятных последствий для всех отраслей промышленности Совет потребителей считает целесообразным приостановить решение Правления ОАО "РЖД" № 42. В случае обоснованной необходимости для ОАО "РЖД" эксперты рекомендуют использовать право устанавливать повышающие коэффициенты на перевозку грузов железнодорожным транспортом в рамках тарифного коридора, утвержденного ФСТ России, с применением дифференцированного подхода по видам грузов и направлениям перевозки, а также при выполнении обязательных условий Правил ФСТ России, осуществления постоянного мониторинга динамики экспортных цен и влияния возможного повышения тарифной нагрузки на товаропроизводителей. Также Совет потребителей считает целесообразным введение обязательной процедуры "внешнего" согласования решений ОАО "РЖД" по установлению уровня тарифов на грузовые перевозки в рамках ценовых пределов, предусматривающей участие потребителей, экономические интересы которых затрагиваются данным решением, независимых экспертов и Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО "РЖД".
Для справки: Название компании: Совет потребителей по вопросам деятельности РЖД Руководитель: ********** [Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]
Напомним, что решение об увеличении тарифа на перевозки экспортных грузов железнодорожным транспортом на 13,4% правление РЖД приняло 27 декабря (вступит в действие с 29 января текущего года). С учетом ранее принятого ФСТ России решения об индексации железнодорожного тарифа на 2015 год в размере 10% суммарный рост тарифа на перевозки экспортных грузов составит 24,74%.
Эксперты Совета потребителей считают, что такой аргумент, как рост обменного курса доллара (указано в материалах РЖД к заседанию межведомственной рабочей группы по вопросам развития железнодорожного транспорта, состоявшегося под руководством зампредседателя Правительства РФ Аркадия Дворковича 30 декабря 2014 года), не может служить основанием для фактического повышения железнодорожного тарифа в рамках ценового коридора, так как является чрезвычайно волатильным фактором.
"Правительство РФ предпринимает все возможные меры по нормализации ситуации на валютном рынке, и представляется некорректным принимать тарифные решения для крупнейшей естественной монополии РФ, какой является ОАО "РЖД", на основании спекулятивных курсов, — подчеркивается в заключении Совета потребителей РЖД, которое было представлено Аркадию Дворковичу, в Минтранс России, ФСТ России и ОАО "РЖД". – При этом не учитывается крайне негативное влияние снижения курса рубля на возможности российских компаний-экспортеров обслуживать и обеспечивать погашение долга, основной объем которого номинирован в долларах и евро".
Решение ОАО "РЖД" о повышении тарифа на экспортные перевозки по всем видам грузов основано на оценке роста доходности экспорта всех товаров в связи с падением курса национальной валюты. Вместе с тем, как отмечают эксперты, внешнеэкономическая конъюнктура по различным товарам существенно различается. Если по ряду позиций российского экспорта цены на мировых рынках остаются относительно стабильными или снизились в пределах обычных рыночных колебаний, то по другим (например, нефть, черные металлы, медь, энергетический и коксующийся уголь и прочие грузы) они упали до исторического минимума, что ставит под угрозу само функционирование соответствующих отраслей. Так, мировые индексы на нефть в январе 2015 года снизились на 55% по сравнению с январем 2014 года и на 40% за последние два месяца. Цена на медь упала соответственно на 24% и 16%. Цены на энергетический уголь снизились, соответственно, на 46 % по сравнению с январем 2014 года и на 26% за последние 2 месяца. Производители удобрений согласовали на 2015 год с Минсельхозом России предоставление для внутреннего рынка скидки в 15%. Цены на алюминий показали незначительный рост в третьем квартале 2014 года после падения на протяжении последних 5 лет, в январе рынок LME отыграл повышение и вернулся к параметрам 2006 года.
Также, по мнению экспертов Совета, в представленных расчетах ОАО "РЖД" не были учтены следующие факторы:
- введение ограничений на импорт в отношении российских товаров (введение пошлин на импорт энергетического угля в КНР в размере 6% на энергетический и 3% на коксующийся уголь, химические удобрения, металлы и пр.);
- повышение стоимости заимствований для товаропроизводителей в связи с ростом ключевой ставки Банка России до уровня 17%, что фактически привело к росту ставок кредитов под оборотные средства до 25-30% (затруднение и невозможность рефинансирования кредитных линий);
- увеличение затрат всех экспортеров в результате падения курса рубля, связанных с обслуживание валютных займов, закупкой и обслуживанием импортного оборудования, закупкой импортных материалов;
- объем ввозимых грузов у некоторых компаний, например алюминиевой промышленности, кратно превышает объем экспортных перевозок (соотношение составляет 2,5 к 1). При этом решений по снижению уровня тарифа на импортные перевозки, цены на товар по которым номинированы в долларах, не принято.
Таким образом, члены Совета потребителей и крупнейшие грузоотправители-экспортеры допускают возможность негативных последствий от увеличения тарифа на перевозки экспортных грузов, включая:
- рост транспортной составляющей в конечной стоимости груза;
- утрата конкурентоспособности российских производителей по отдельным видам экспортируемых грузов;
- потеря рынков сбыта в условиях общего перепроизводства;
- банкротство ряда компаний в отраслях, особенно пострадавших от кризиса, в частности железорудных и угольных компаний;
- сокращение объемов экспортных перевозок в целом;
- сокращение рабочих мест и другие социальные последствия;
- сокращение инвестиций в промышленность;
- невозможность обеспечить рост грузовой базы, указанной в обосновании Инвестиционной программы ОАО "РЖД", также как и исполнить программу в заявленном объеме;
- сокращение объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом.
До проведения полного и всестороннего анализа обоснованности увеличения тарифа на перевозки экспортных грузов и вероятных последствий для всех отраслей промышленности Совет потребителей считает целесообразным приостановить решение Правления ОАО "РЖД" № 42. В случае обоснованной необходимости для ОАО "РЖД" эксперты рекомендуют использовать право устанавливать повышающие коэффициенты на перевозку грузов железнодорожным транспортом в рамках тарифного коридора, утвержденного ФСТ России, с применением дифференцированного подхода по видам грузов и направлениям перевозки, а также при выполнении обязательных условий Правил ФСТ России, осуществления постоянного мониторинга динамики экспортных цен и влияния возможного повышения тарифной нагрузки на товаропроизводителей. Также Совет потребителей считает целесообразным введение обязательной процедуры "внешнего" согласования решений ОАО "РЖД" по установлению уровня тарифов на грузовые перевозки в рамках ценовых пределов, предусматривающей участие потребителей, экономические интересы которых затрагиваются данным решением, независимых экспертов и Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО "РЖД".
Для справки: Название компании: Совет потребителей по вопросам деятельности РЖД Руководитель: ********** [Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:
Специальное предложение
Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».
В пакет входит бесплатное предложение:
- подписка на еженедельный отраслевой мониторинг «Рынок строительно-отделочных материалов, торговые сети DIY и товары для дома России и Республики Беларусь» II квартал 2024 года,
- свежий выпуск ежемесячного обзора «Инвестиционные проекты в жилищном строительстве РФ»,
- презентация INFOLine c бизнес-завтрака «Строительные материалы и рынок DIY. Итоги 2023 года, перспективы 2024-го».
Свяжитесь с нами любым удобным способом:
+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru
Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.