Россия не может отказаться от импорта большинства продуктов питания. "RBC daily". 25 июля 2014
Рынок продуктов питания » Рынок мяса
Рынок продуктов питания » Рынок молока
Рынок продуктов питания » Рынок зерновых
Рынок продуктов питания » Рынок сахара
Рынок продуктов питания » Рынок птицы
Розничная торговля » FMCG сети
Рынок продуктов питания » Рынок молока
Рынок продуктов питания » Рынок зерновых
Рынок продуктов питания » Рынок сахара
Рынок продуктов питания » Рынок птицы
Розничная торговля » FMCG сети
25.07.2014 в 08:36 | RBC daily | Advis.ru

Едим больше, чем производим
Как следует из данных Росстата за 2013 год, Россия полностью обеспечивает собственные потребности в зерновых культурах. Производство только пшеницы в прошлом году превысило 52 млн т при объеме потребления 35,5 млн т — это дало возможность экспортировать значительный объем зерна.
Но по целому ряду продуктов отказ от импорта на данный момент невозможен (см. таблицу). Так, отечественные производители свинины лишь на 74% покрывают потребительский спрос, говядины — на 70%.
За прошлый год россияне съели на 250 тыс. т моркови меньше, чем смогли произвести отечественные компании. Потребность в луке по итогам года была закрыта лишь на 87%. Производство свекловичного сахара оказалось на 18% ниже уровня годового потребления.
Ретейлеры говорят, что доля импортных товаров на их полках еще выше. "В сетях X5 Retail Group ("Пятерочка", "Перекресток", "Карусель", "Копейка" и др. — РБК) на импорт приходится 40—45%, еще выше эта доля в непродовольственных товарах", — говорит руководитель управления по связям с общественностью компании Владимир Русанов. В категории "фреш" доля отечественной продукции может колебаться в пределах 50—70% в зависимости от сезона.
По словам директора по внешним связям группы "Дикси" (сети "Дикси", "Виктория") Екатерины Куманиной, доля отечественных товаров в ассортименте магазинов достигает 90%. При этом, как пояснила Куманина, к продукции российского производства ретейлер относит все товары, произведенные в России, в том числе под иностранными брендами и с использованием импортного сырья.
Так же подсчитывают долю импорта в структуре товарооборота и в сети "О’кей", рассказал РБК пресс-секретарь компании Артем Глущенко. По его словам, доля прямого импорта в ассортименте — не более 1% (это, например, сыры из Франции и часть овощей-фруктов). "Трудно заменить фреш и ультра-фреш — норвежский лосось, некоторые виды рыб, свежие креветки, экзотику. Австралийское мясо, с одной стороны, можно заменить отечественным, но сопоставимое качество очень сложно найти", — пояснил Глущенко.
Представители отраслевых ассоциаций отмечают, что цифры Росстата не передают реальную картину в отрасли. "Статистика по молоку далека от реальной ситуации, — говорит руководитель аналитического центра "Союзмолоко" Татьяна Рыбалова. — Реально россияне потребляют заметно меньше молочной продукции, чем отражает статистическое ведомство". По данным Росстата, в 2013 году россияне потребили 34,8 млн т молока, при том что совокупный объем производства и импорта составил менее 31 млн т.
Исчезнут соки, мясо и даже огурцы
В мае в ходе Петербургского экономического форума президент Владимир Путин потребовал вернуть российский рынок национальным производителям. Месяц спустя Минсельхоз подготовил проект постановления правительства "Об установлении запрета на допуск пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Чиновники разработали список импортных товаров, закупки которых будут запрещены при проведении тендеров госучреждениями. В него попали охлажденная говядина и свинина, охлажденное и замороженное мясо курицы, филе рыбы, рис, сухое молоко, сливки, сливочное масло, сгущенка, сыр, творог. Первоначально в списке фигурировали и колбасы, но затем их убрали из перечня.
При этом в Минсельхозе дают понять, что не исключают возможности введения запретов на поставки ряда продовольственных товаров в Россию в рамках экономических санкций. Однако руководство министерства обещает, что это не приведет к возникновению дефицита. "Практически всегда есть альтернативные страны, альтернативные регионы, которые быстро могут начинать поставки тех видов продукции, по которым мы прогнозируем появление возможного дефицита", — объяснял министр сельского хозяйства Николай Федоров.
Чиновники все чаще ссылаются на принятую четыре года назад Доктрину продовольственной безопасности, по которой Россия должна перестать зависеть от импортных продуктов к 2020 году. В июле депутат-единоросс Николай Панков заявил, что в закон "О торговле" могут быть внесены поправки, которые обяжут торговые сети закупать продукцию у российских сельхозпроизводителей — от 30 до 50%. В пример он привел "товары повседневного спроса", такие как картофель, молоко, мясо.
Но и производители, и ретейлеры уверены, что отказаться от импорта прямо сейчас невозможно. "По некоторым категориям отказ от импорта сейчас невозможен, — констатирует исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов. — Есть продукты, фрукты и овощи, доля импорта в которых зависит от сезона. И если в летний период мы можем обеспечить себя теми же огурцами, то зимой большую долю на рынке таких товаров занимает импорт".
Отказаться от импорта вряд ли удастся, признает руководитель управления по коммуникациям и связям с инвесторами группы "Черкизово" Александр Костиков. — Если по производству курицы, например, мы обеспечиваем себя на 90%, то доля импортной свинины составляет 25—30%, говядины — больше 30%. Чтобы изменить ситуацию, нужно, чтобы у государства была более-менее ясная программа в долгосрочной перспективе".
По словам директора по развитию ассоциации "Руспродсоюз" Дмитрия Вострикова, целый ряд востребованных товаров в России просто не производится. "Например, пищевые ингредиенты. Если импорт прекратится сейчас, то с прилавков российских магазинов в первую очередь исчезнут соки, потому что в наших соках из российского — только вода", — отмечает он.
Генеральный директор "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров уверен, что тотальное импортозамещение России не нужно. "В России невозможно производство бананов или кокосов. Однако у нас есть категории продуктов, которые просто необходимо заменять российскими, например мясо, молоко, овощи, фрукты. У нас огромное количество пахотных земель, мы являемся одним из крупнейших поставщиков зерна, но при этом ввозим мясо. Это ненормально", — заявляет Бурмистров. По его мнению, государство должно снять административные барьеры, снизить стоимость кредитов и цены на топливо, обеспечить фермерам прямые выходы на рынки сбыта и устранить давление оптового звена перекупщиков.
Ретейлеры утверждают, что и без указания сверху увеличивают закупки российских товаров. "В этом году "Дикси" подписала контракт по поставке российских яблок "Голден", ранее эта позиция импортировалась", — отметила Куманина. Впрочем, в категории "овощи и фрукты" доля российской продукции в сети составляет не больше 30%.
Русанов из X5 говорит, что ретейлер стремится к увеличению числа российский поставщиков, но зачастую отечественная продукция оказывается неконкурентоспособной.

Для справки: Название компании: X5 Retail Group Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: ********** [Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:

Рады сообщить, что в июле мы актуализировали один из самых востребованных бизнесом продуктов INFOLine – базу «ТОП-200 крупнейших торговых сетей FMCG России. 2025 год».
Для клиентов, приобретающих годовой обзор «Розничная торговля Food и потребительский рынок России ‘2025», действует скидка 50% на реестр.
Данные базы предоставляются в формате excel.
Параметры реестра:- Контактная информация (компания, бренд, основное операционное юридическое лицо, тип сети, специализация, фактический адрес, телефон, е-mail, сайт, соцсети).
- Менеджмент компании (генеральный и финансовый директора, руководитель по электронной коммерции и IT, директора по закупкам, логистике, маркетингу, развитию, франчайзингу).
- Операционные показатели:
- количество собственных торговых объектов по форматам (гипермаркет, супермаркет, дискаунтер и магазин у дома),
- число франчайзинговых торговых объектов,
- региональная представленность собственных и франчайзинговых магазинов,
- общая торговая площадь.
- Логистика (количество, площадь, тип и регионы логистической инфраструктуры),
- Развитие online-продаж (e-grocery):
- интернет-магазин и услуга click&collect,
- мобильное приложение и возможность покупки товара через него,
- наличие экспресс-доставки,
- количество dark store,
- сотрудничество с сервисами доставки,
- представленность на маркетплейсах,
- финансовые показатели online (выручка за год, доля online-продаж в выручке).
- Финансовые показатели:
- выручка без НДС,
- плотность продаж (выручка с кв. м),
Наши контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot.