Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Эксперт КПМГ: Часто льготу инвестору дают тогда, когда она не нужна. "РБК-Дальний Восток". 20 марта 2018

Ольга Сурикова – о несовпадении обещаний и реальности на Дальнем Востоке
КПМГ в России подготовила исследование, которое заставляет по-новому посмотреть на многие вещи, происходящие на Дальнем Востоке. Его презентовали на Госсовете перед Восточным экономическим форумом.
С тех пор прошло полгода, но у публики не было возможности заглянуть "за кулисы" исследования, понять, почему специалисты сделали тот или иной вывод. Наше интервью с ключевой фигурой исследовательской группы Ольгой Суриковой – как раз взгляд "за кулисы".
- Налоговые поступления субъектов Дальнего Востока снижаются при опережающем росте региональной экономики, вы обращаете на это особое внимание в своем исследовании. В чем может быть причина?
- Налоговые доходы ДФО за 2017 год действительно снизились по сравнению с 2016 годом на 5,5% и составили в абсолютных значениях 623,6 млрд руб. Во многих регионах отрицательная динамика зафиксирована по НДПИ и налогу на прибыль. Мы связываем такое падение, в первую очередь, с их льготированием в рамках региональных инвестиционных проектов (РИП) и территорий опережающего развития (ТОР). При этом об инвестиционной активности в регионе говорит положительная динамика по НДФЛ и налогу на имущество.
Я бы сказала, что это ожидаемый эффект первых лет применения льготных режимов, так как они позволяют развивать инвестиционные проекты в рамках существующих прибыльных предприятий. Однако уже через пару лет мы прогнозируем увидеть противоположную картину – рост НДПИ за счет того, что коэффициент, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого, будет повышаться, и первый льготный срок налога на прибыль подойдет к концу.
- Каковы первые результаты, основные возможности и риски для предприятий на Дальнем Востоке?
- Уже очень многое сделано для того, чтобы экономика Дальнего Востока была конкурентоспособной. Одних только законов, меняющих инвестиционную привлекательность Дальнего Востока, более 30. На Коллегии Минвостока 6 марта 2018 г. были подведены итоги работы за 4,5 года, и масштабы этой работы впечатляющие.
Мягкая фискальная политика, проводимая в отношении инвесторов, реализующих проекты на территории ДФО, уже обеспечила стимулы для ускоренного развития Дальневосточного макрорегиона, инвесторы обратили внимание на регион, сюда пришло много интересных проектов. Однако первая практика применения налоговых льгот и нефискальных мер поддержки резидентами ТОР и СПВ, участниками РИП говорит о необходимости дальнейшего совершенствования действующих режимов в части "неработающих" норм, а также устранения скрытых барьеров, сдерживающих интересы инвесторов в развитии инвестиционных проектов в регионе и точечной настройки спорных положений нормативно-правовых актов, которые зачастую требуют разъяснений регулятора и становятся предметом судебных споров.
Очень важно обеспечить единообразие в региональной фискальной политике в части льготирования налога на прибыль и налога на имущество для резидентов ТОР и СПВ и прозрачности подходов к реестровым и нереестровым РИП. Сейчас в правовом поле макрорегиона наблюдается отсутствие единого подхода к стимулированию инвесторов ТОР и СПВ.
Наш мониторинг региональной правовой базы показал, что с одной стороны, на основных инвестиционных площадках региональные власти заявляют: "Приходите в наши ТОР и СПВ, режим предоставляет 0% по основным корпоративным налогам на первые 5 лет". Но при этом, например, Камчатка для своих резидентов предусмотрела в первый пятилетний период 5% налога на прибыль вместо обещанной и понятной ставки 0%. В результате, полученный статус резидента еще не гарантирует льготы, важно именно выполнение требований и условий, прописанных в Налоговом кодексе и региональном законодательстве.
Если же говорить о РИП, снова выделяется Камчатка – здесь пониженная ставка по налогу на прибыль предоставляется в размере 10% и только на 5 лет в то время как другие регионы охотно предлагают 0% в первые пять лет и 10% в последующие 5 лет. А если говорить о нереестровых РИП, то некоторые регионы просто забыли прописать данный механизм в региональном законодательстве. В итоге, нереестровые участники РИП могут претендовать только на обнуление федеральной части ставки по налогу на прибыль, в то время как региональная часть будет облагаться по полной.
Дальний Восток сегодня – это в первую очередь регион, который привлекает инвестиции в первичный сектор, и сектор вторичного передела – производство и переработку, а вот инвестиций в сервисную экономику недостаточно. Есть хороший ресурсный потенциал, есть эффективные меры поддержки, но пока это работает только в отношении крупнейшего бизнеса, это первые быстрые победы. Дальше необходима точечная настройка инструментов, определяющих инвестиционный климат, для того, чтобы заинтересовать другие сектора экономики.
Если нанести на карту ДФО все актуальные инвестиционные проекты, и сопоставить со степенью развития инфраструктуры, можно увидеть, что часто интерес у бизнеса есть, но из-за слабо развитой и морально устаревшей инфраструктуры существуют барьеры, сдерживающие аппетиты и приход новых игроков с интересными проектами, имеющих высокий экспортный потенциал. Самое слабое место – экспорт, мы обоснованно говорим, что Дальний Восток – форпост России в странах Азии, но экспорту в Азию мешает прежде всего слабо развитая инфраструктура.
- Поскольку рядом находится Китай, "мастерская мира", где все производят заведомо дешевле, в чем залог нашей будущей конкурентоспособности?
- Это раньше было очень удобно и дешево все производить в Китае. Сейчас в Китае вслед за национальной экономикой растут потребительские рынки, в том числе заработная плата, стоимость электроэнергии – Китай уже не так привлекателен. Истории про фантастическую дешевизну не могут быть долгими. Вместо Китая теперь дешевы Малайзия и Вьетнам, но и это ненадолго. При сравнении стоимости основных элементов структуры затрат Дальнему Востоку есть что предположить.
Что касается инвестиционной привлекательности макрорегиона, я скажу парадоксальную вещь, существующий рейтинг Агентства стратегических инициатив не вполне отражает конкурентоспособность региона в случае с Дальним Востоком.
Многие субъекты Дальнего Востока мы сегодня видим в красной зоне, хотя прекрасно понимаем, что за 4,5 года с момента, когда Дальний Восток стал национальным приоритетом, проделана масштабная работа. Особенность рейтинга в том, что он скорее заточен на оценку работы региональной административной команды и на внутренний аудит территории.
Для оценки конкурентоспособности ДФО же правильней будет разработать рейтинг по стоимости размещения производства. Это был бы более показательный инструмент, он бы демонстрировал стоимость "входа" в регион и размещения производства по сравнению, например, с другими регионами РФ и странами- конкурентами или ближайшими соседями, которые предлагают аналогичные условия, ресурсные и инфраструктурные возможности.
- А знаменитые российские административные барьеры?
- В первую очередь инвестор интересуется тем, насколько ему на практике получится применить льготный режим, насколько режим стабилен и прозрачен. Режим режиму рознь. Скажем, в случае с ТОР режим привязан к кадастровым кварталам территории, но на практике проект может реализовываться не только в пределах ТОР, но и за его пределами, включая территорию водных поверхностных объектов. Как быть в это ситуации? Так или иначе, для выбора наиболее подходящего режима мы всегда рекомендуем начинать с диагностики инвестиционного проекта. На решение инвестора существенно может повлиять перспектива снижения налогового бремени. Например, на Дальнем Востоке налоговая нагрузка на проекты в льготном периоде (13 - 19 налоговых периодов в зависимости от суммы капитальных инвестиций) составляет в среднем от 4,5% до 11% при средней нагрузке по России в 22-23%. Это очень привлекательно даже по сравнению с большинством стран мира, с которыми мы конкурируем.
И здесь, если возвращаться к режимам для инвестора, наблюдаются интересные закономерности. Как вы знаете, регионы в определенных рамках могут устанавливать пониженные ставки и сроки применения льготного налогообложения самостоятельно. Например, в Хабаровском крае налог на имущество для резидентов ТОР и СПВ начинает применяться с момента получения инвестором статуса резидента. При этом налог на имущество начинает платиться с момента постановки на учет вновь введенного объекта капитального строительства. Но от момента получения статуса до момента ввода в эксплуатацию объекта может пройти много времени, ведь речь идет, в первую очередь, о крупных инвестициях, такие объекты строятся годами.
Вот и выходит, что в периоде, когда прибыли еще может не быть и льгота особенно нужна, она уже не применяется, срок ее применения истек. Крупные инвесторы, которые не первый год в бизнесе, обращают на это внимание региональных властей. И мы видим, что на практике часто переговоры буксуют, потому что регион вроде как предлагает работать в привлекательном преференциальном правовом поле, а инвесторы, сравнивая субъекты макрорегиона между собой, не понимают, почему в Хабаровском крае, льгота по налогу на имущество предоставляется с момента получения статуса, а в Приморском крае и Камчатском крае, например, с момента ввода в эксплуатацию. Как говорится, удовольствие в деталях и наличие дополнительных требований и условий предоставления льгот может очень серьезно повлиять на результат переговоров.
Приведу еще один пример. Очень крупная компания. Стартовые условия вроде бы отличные. Начальная ставка налога на прибыль – ноль. Но поскольку проект капиталоемкий, срок окупаемости проекта выходит за 7-10 лет. В результате, когда проект заработает в полную мощность, налогообложение уже будет приходиться на период действия повышенной ставки налога на прибыль. Когда режимом завлекают – "приходите, у нас ноль" – это не всегда работает, так как ноль инвестору нужен не сейчас, а когда проект начнет работать, чтобы реализовать целевые показатели проекта и в те сроки, которые заявлены в соглашении о резидентстве. Продление срока льготы по налогу на прибыль до 19 налоговых периодов в зависимости от объема капитальных инвестиций, важное решение, которое, уверена, позволит привлечь в регион крупные производственные и инфраструктурные проекты.
Радует, что законодатель не стоит на месте, и постепенно законодательство, регулирующее правовые условия инвестиционной деятельности на территории макрорегиона, совершенствуется. Работа ведется и над "спящими" нормами, которыми сейчас нельзя воспользоваться, которые являются практически бесполезными – речь в первую очередь идет об ускоренном порядке возмещения НДС, право на которое инвестор может реализовать при наличии договора поручительства с управляющей компанией.
Важной вехой, завершающей формирование системы правового регулирования инвесторов на Дальнем Востоке, должна стать "дедушкина" оговорка, позволяющая гарантировать инвесторам предсказуемые и стабильные фискальные условия в течение определенного жизненного цикла проекта.
- Выступаете ли вы сами инициатором улучшения законодательства?
- Да, КПМГ в составе рабочих групп по налогам и законотворчеству при Минвостоке. На этой площадке бизнес формулирует вопросы, с которыми он сталкивается при применении льготных режимов.
Также стоит отметить, что нами ведется большая системная работа по мониторингу действующего правового поля на Дальнем Востоке и помимо экспертной поддержки в рабочих группах мы активно участвуем в реализации многих законодательных инициатив Минвостока. Например, мы участвовали в оценке и обосновании продления срока пониженных тарифов страховых взносов для резидентов ТОР и СПВ, обнуление НДС для дальневосточных перевозок – также наша работа.
- Хочу спросить о приросте ваших дальневосточных клиентов, это ведь тоже своеобразный индикатор самочувствия региона.
- Кстати, я считаю, что КПМГ тоже, по сути, инвестор. Да, мы не вкладываем в капитальные объекты, но вкладываем в людей. Открыв офис во Владивостоке, мы предложили выпускникам ДВФУ конкурентоспособные рабочие места, прививаем высокие стандарты сервиса, создаем важную часть сервисной экономики в регионе. Что касается нашего клиентского портфеля, запросов с каждым кварталом все больше. Бизнес начинает проявлять активный интерес к качественным аудиторским и консультационным услугам. Локомотивы нашего портфеля - это, по сути, проекты во всех приоритетных отраслях макрорегиона, в первую очередь крупные добывающие, промышленные, инфраструктурные и логистические проекты, активен спрос в секторе АПК, в частности рыбном комплексе.
- Что происходит с рыбной отраслью?
- На эффективность отрасли всегда любопытно смотреть с позиции налоговых поступлений. Вклад рыбной отрасли в формирование федерального и регионального бюджетов РФ растет. С 2014 года собираемость налогов в рыбной отрасли увеличилась в 2 раза. При этом более половины налоговых поступлений обеспечили налогоплательщики ДФО. Но если говорить абсолютными цифрами, это всего лишь 25 млрд рублей или менее 0,14% в общем объеме всех налоговых поступлений РФ. Конечно, сегодня есть предпосылки говорить, что в 2018 году налоговые отчисления от рыбной отрасли могут вырасти в два раза и составить до 40-45 миллиардов рублей. Но это, как вы видите, капля в море.
ДФО является относительно конкурентоспособным в сфере рыболовства по сравнению с нашими основными странами-конкурентами и странами-соседями. Назову некоторые факторы - значимый объем вылова рыбы указывает на высокую степень развития отрасли, короткое расстояние до основных рынков сбыта позволяет иметь низкие транспортные расходы по сравнению с основными странами-конкурентами и предложить товар по конкурентоспособной стоимости. Но при этом ключевыми зонами неконкурентоспособности являются количество рыболовецких судов, количество рыбаков и доступность, или правильней сказать недоступность, капитала для инвестиций в суда и перерабатывающие заводы.
Лакмусовой бумажкой оказывается переработка. Она ничтожна в России при том, что в Китае – колоссальные перерабатывающие мощности. В результате в наши магазины попадает рыба, выловленная российскими судами под иностранными флагами, переработанная в Китае и пришедшая в страну как импорт. Потребитель теряет качество, ведь переработка в Китае известно какая, плюс – цена высокая, импорт же. Национальная экономика теряет добавленную стоимость и качественную налоговую базу маржинального сегмента, за которую мы так отчаянно бьемся. Решить вопрос пока не получается. Пытаются вернуть переработку на российский берег. Будут строиться заводы, суда, но судостроительные мощности загружены на годы вперед. Иными словами, налицо то, о чем мы уже говорили – ресурсы есть, интерес у инвестора есть, есть даже инвестиционный механизм, но не готова инфраструктура.
Но не хотелось бы заканчивать на критической ноте. То, что было на Дальнем Востоке всего несколько лет назад, и то, что сейчас – небо и земля. Раньше у молодежи не было даже мысли: как так, не уехать? Ехали как минимум во Владивосток, а дальше кто куда: исторически охотнее в Петербург, многие в Москву и за границу. Теперь на Дальнем Востоке можно получить образование не хуже, чем в столице. Появляется все больше достойных рабочих мест. Мы начинаем учиться ценить и развивать человеческий капитал. Начинают проявляться плюсы региона: качество жизни и экологические условия, близость к ведущим экономикам мира, популяризация уникальных культурных площадок и национальных традиций, туризм. Мы много сегодня говорили о том, что инфраструктура часто отстает, серьезно отставала и социальная инфраструктура, но сейчас наверстывает. Дальний Восток действительно становится популярным.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.