Получить презентацию INFOLine с сессии «Потребитель и продовольственный ритейл: эволюция или революция?»
Онлайн-консультанты: Skype INFOLine
INFOLine проводит АКЦИЮ: Вам предоставляется пробная подписка в течение месяца на информационный бюллетень "Объекты инвестиций и строительства РФ"

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 22.02 65.5401 -0.3167
EUR 22.02 74.2963 -0.3853
Все котировки валют
 Топ новости

Эксперты: газ из РФ будет самым конкурентоспособным на рынке Европы минимум до 2035 года. "ТАСС". 8 октября 2018

При этом специалисты полагают, что угрозу российскому экспорту могут нести технологическая революция и санкции
Российский газ останется самым доступным видом топлива для Европы на ближайшие десятилетия, несмотря на конкуренцию со стороны американского СПГ, уверены эксперты, принявшие участие в круглом столе "Битва за Европу: перспективы российских компаний на международном газовом рынке", организованном в агентстве ТАСС в понедельник.
Окупаемость трубопроводного газа ниже сжиженного, а поставки газа из России в Европу гарантированы в перспективе до 2035 года, полагают специалисты. Однако, по их мнению, угрозу российскому экспорту могут нести технологическая революция и санкции.
Мнимая угроза
Дискуссии о том, что американский СПГ может вытеснить с рынка Европы российский трубопроводный газ начались с подачи президента США Дональда Трампа, который неоднократно упрекал европейских коллег в зависимости от "трубы" и призывал их увеличить закупки сниженного газа.
На прошедшей в Москве Российской энергонеделе этот вопрос прокомментировал и российский лидер Владимир Путин. Позиция коллеги Путину понятна: "Он борется за интересы своей страны, за интересы своего бизнеса, и правильно делает". Однако американский СПГ сегодня на 30% дороже российского газа, отмечал он: "Это много, даже запредельно много".
Эксперты соглашаются с этим тезисом. По словам аналитика инвестиционной группы "Атон" Александра Корнилова и заместителя директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, российский трубопроводный газ сегодня окупается при цене $110-120 за тыс. куб. м, а американский СПГ - при цене $320 за тыс. куб. м.
"Российский газ по своей экономике однозначно дешевле. У России активный контракт на 2035 год (подразумевает поставку) более 100 млрд куб. м газа. То есть даже если никто ничего делать не будет, то мы все равно на сто процентов поставляем туда больше 100 млрд по действующему контракту", - добавляет директор по исследованиям VygonConsulting Мария Белова.
Сегодня американский газ занимает самую малую долю на европейском рынке, говорит она.
"С начала года в Европу пришло 12 танкеров с газом из США. Это всего лишь 1 млрд куб. м. В прошлом году было поставлено 3-4 млрд. Это при том, что объемы американского экспорта растут, Европа имеет самую маленькую долю в поставках. И все это потому, что цена на европейском рынке не позволяет экспортерам американского газа получать прибыль, а зачастую это убытки", - отмечает Белова.
Более привлекательным для североамериканских производителей выглядит азиатский рынок, спрос на котором, по словам экспертов, сегодня растет "галопом". Как следствие, стоимость газа в Азии, которая увеличивает долю этого топлива в потреблении, отказываясь от угольной генерации и АЭС, намного выше, чем в Европе.
По мнению Гривача, премия азиатского рынка к европейскому сохранится при любой динамике.
"Если допустить, что в Азии прекращается спрос, и цена там падает, то это приведет к тому, что цена на газ в Европе тоже упадет. И это не сделает американский СПГ более конкурентоспособным на рынке ЕС. Вывод такой, что даже если цены упадут, российский газ все равно останется рентабельным, а сжиженный - убыточным", - уверен он.
Теоретически места на рынке Европы хватит и российскому и американскому газу, считает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. Однако проблема в том, что трубопроводный газ всегда будет дешевле сжиженного, уверен он. Это объясняется технологическими особенностями транспортировки газа.
"Даже если вы перегоняете трубопроводный газ из восточной части Западной Сибири, например, в Голландию, то вы сжигаете четверть объема этого газа при перекачке. При производстве сжиженного газа с учетом сегодняшних технологий, вы сжигаете до половины этого объема, - поясняет он. - Поэтому, даже если мы представим, что себестоимость американского газа стала вдруг сопоставима с российским, наш все равно будет выигрывать".
Темная лошадка
Однако, по мнению Корнилова из "Атона", недооценивать американский газ не стоит. "Совокупная мощность всех СПГ- проектов, которые будут введены до 2020 года в США, составит 7 млн тонн (в год). Это достаточно серьезная цифра. Для сравнения: мощность "Ямал СПГ" - 16,5 млн тонн", - говорит он.
США - лидер в области технологий, что помогло им совершить сланцевую революцию, напоминают эксперты. Однако, по мнению Делягина, "намеков на революцию в технологии сжижения, что позволило бы ее заметно удешевить, пока нет".
При этом спрос на газ в Европе уже не будет расти такими быстрыми темпами как раньше, предупреждает Белова из Vygon.
"Мы исходим из того, что пик потребления газа в Европе был пройден в 2010 году - 560-570 млрд куб. м. Сейчас спрос растет, но он не будет выше этого уровня", - говорит она.
"Окно возможностей" для российского газа открывает то, что собственная добыча в Европе падает, отмечает Белова. По оценкам компании, до 2025 года дополнительные потребности Европы в газе составят около 60 млрд куб. м в год.
Обеспокоенность по поводу будущего российского газа в Европе вызывает и возможность введения санкций против участников проекта "Северный поток - 2", ранее говорил министр энергетики Александр Новак.
Впрочем, участники дискуссии в ТАСС не сомневаются, что у России хватит ресурсов, чтобы закончить проект самостоятельно в случае реализации такого сценария. "Опасность заключается в том, что санкции могут угрожать подрядчикам проекта. А найти, например, неевропейского или неамериканского трубоукладчика будет сложно, - говорит Белова.
В то же время строительство газопровода уже началось, а применить санкции к действующему проекту, скорее всего, будет невозможно, полагает она.
В заключение эксперты напомнили, что у импортного сжиженного газа остается еще один недостаток, от которого пока не удается избавиться, - привязка цены к нефтяным котировкам. По словам Гривача, попытки отвязать ценообразование привели только к тому, что эта привязка стала еще более плотной.
"Если раньше эта привязка осуществлялась к ценам на нефтепродукты за последние 6-9 месяцев, и динамика более или менее сглаживались, то сейчас мы видим, что цены на хабах еще активнее ориентируются на цены на нефть. Нефть выросла - и цены на спот выросли точно также", - заключает он.
По словам Михаила Делягина, за последние 20 лет прилагались большие усилия для того, чтобы отвязать цены газа от цены нефти. "Однако они ни к чему не привели, и это, наверное, что-то да значит", - отметил эксперт.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Специальное предложение до 28 февраля 2018 г.:

INFOLine реализует для клиентов заказные исследования и выпускает инициативные исследования по рынкам судостроения и судоремонта c 2010 года. Нашими постоянными клиентами являются более 20 судостроительных, судоремонтных и проектных предприятий. Рейтинг крупнейших судостроительных предприятий России INFOLine Shipbuilding Russia TOP ежегодно публикуется в ведущих СМИ и является наиболее авторитетным и цитируемым рейтингом по рынку судостроения России.

Предлагаем воспользоваться специальным предложением на приобретение актуальных аналитических отчетов по направлению Судостроение:

Скидка – 25 % на всю линейку информационных продуктов:

-       Исследование "Судостроительная промышленность России. Итоги 2018 года. Прогноз до 2025 года" (готовится к выходу)

-       Базы данных "Заказы на строительство судов на верфях РФ: Итоги 2018-2019 годов"

-       Реестр "Судостроение: верфи, проектные компании и поставщики оборудования. Итоги 2018 года" Расширенная версия (готовится к выходу)

-       Реестр "Судостроение: верфи и проектные компании. Итоги 2018 года" Стандартная версия (готовится к выходу)

-       Тематические новости: "Судостроительная промышленность РФ и стран ближнего зарубежья".

Воспользоваться СПЕЦИАЛЬНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ Вы можете ЗДЕСЬ 

Для получения детальной информации о продуктах и услугах агентства INFOLine, предлагаем Вам связаться с нами по телефонам +7(812)322-6848 (доб. 302) или +7(495)772-7640, а также по электронной почте на mailto:transport@infoline.spb.ru

Менеджер проекта Евгения Надточаева