Итоговый документ IV Национального горнопромышленного форума.

Итоговый документ IV Национального горнопромышленного форума.
Проведение IV Национального горнопромышленного форума совместно с международной выставкой горной промышленности "ГОРПРОМЭКСПО-2018", а также поддержка со стороны Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, АО "Российский экспортный центр", Академии горных наук, ПАО "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ", ПАО "ФОСАГРО" и других организаций позволили расширить его тематическое содержание и собрать большую профессионально-ориентированную аудиторию.
В адрес участников выставки-форума поступили приветствия: от Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володина, Министра энергетики Российской Федерации А.В. Новака, заместителя Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации – руководителя Федерального агентства по недропользованию Е.А. Киселева.
Выставку-форум открыли: Министр промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантуров и Председатель Высшего горного совета Ю.К. Шафраник.
В церемонии открытия выставки-форума приняли участие: вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Д.Н. Курочкин, Председатель научно-технического совета Военно-промышленной комиссии Российской Федерации – Заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Ю.М. Михайлов, заместитель Министра энергетики Российской Федерации А.Б. Яновский и депутат Государственной Думы – первый заместитель руководителя фракции партии "Справедливая Россия" М.В. Емельянов.
В мероприятиях выставки-форума приняли участие представители из 26 стран: руководители и представители федеральных законодательных и исполнительных органов власти Российской Федерации, представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководители ведущих отечественных предприятий и некоммерческих организаций горной промышленности, руководители и специалисты крупных иностранных компаний, представители посольств иностранных государств, члены Российской академии наук, руководители и специалисты профильных учреждений высшего профессионального образования и научно-исследовательских организаций.
В качестве ключевых докладчиков и модераторов пленарных сессий форума участвовали: Министр промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантуров; Председатель Высшего горного совета Ю.К. Шафраник; Президент НП "Горнопромышленники России" В.А Язев; Генеральный директор НП "Горнопромышленники России" А.П. Вержанский; Президент Академии горных наук, академик РАН Ю.Н. Малышев; Управляющий директор по структурированию сделок АО "Российский экспортный центр" А.Ю. Мещеряков; Председатель научно-технического совета Военно-промышленной комиссии Российской Федерации — Заместитель Председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации академик РАН Ю.М. Михайлов; Директор департамента станкостроения и инновационного машиностроения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации М.И. Иванов; Первый заместитель губернатора Мурманской области А.М. Тюкавин; Заместитель губернатора Курганской области Э.В. Гусев; Заместитель председателя правительства Иркутской области Е.Б. Балашов; Президент Российского геологического общества В.П. Орлов; Научный руководитель Горного института Кольского научного центра РАН, академик РАН Н.Н. Мельников; Директор Института проблем комплексного изучения недр РАН, член-корреспондент РАН В.Н. Захаров; Первый заместитель генерального директора АО "Наука и инновации" (ГК "Росатом") А.В. Дуб; директор по поддержке экспорта металлургии АО "Российский экспортный центр" А.А. Куранчев, Директор Горного института ФГАОУ ВО "НИТУ "МИСиС" А.В. Мясков; Директор Французской геологической службы BRGM, действительный член Международной группы по ресурсам Патрис Кристман (Франция); Почетный президент Международного союза геологических наук Рональд Оберхэндсли (Германия); Директор курса по международному бизнесу Университета Ньюкастла Н.П. Яковлева (Великобритания).
Программа форума содержала пленарные и форсайт-сессии, дискуссии и круглые столы по следующим тематическим направлениям:
Прогнозы и стратегии минерально-сырьевого комплекса и горного машиностроения;
Новые рубежи инноваций в разведке, добыче и переработке минерально-сырьевых ресурсов;
Импортонезависимость в горнодобывающем комплексе: межотраслевая кооперация и производственная диверсификация ОПК.
Впервые в рамках форума при поддержке АО "Российский экспортный центр" прошел блок мероприятий, посвященный вопросам поддержки развития несырьевого экспорта в горнодобывающей отрасли и горном машиностроении, по следующим темам:
Экспортно-ориентированные стратегии предприятий горной промышленности: разработка, поддержка и реализация;
Цифровое горное предприятие. Технологии информационного моделирования и комплексное управление предприятием в горной промышленности (полный жизненный цикл).
В ходе работы IV Национального горнопромышленного форума и после его завершения участниками были высказаны следующие рекомендации:
1. В области стратегического планирования и обеспечения устойчивого развития горнопромышленного комплекса
Правительству Российской Федерации:
1.1. Рассмотреть вопрос о необходимости существенной доработки "Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" (утвержденной Указом Президента РФ от 01.12.2016 г. № 642) и "Прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (утвержденного Правительством РФ 09.04.2018 г.) в связи с несоответствием указанных документов задачам, поставленным в Указе Президента РФ от 07.05.2018 г. "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
1.2. В прогноз и стратегию научно-технологического развития включить разделы о научно-технологическом развитии горной промышленности, предусматривающие сохранение конкурентоспособности российского горнопромышленного комплекса, совершенствование технологий разведки, добычи, переработки полезных ископаемых в условиях ухудшения качества минерально-сырьевой базы, финансовых ограничений и политических препятствий международному сотрудничеству.
1.3. В целях реализации принимаемых стратегий более основательно прорабатывать организационное обеспечение их реализации, структуру отчетности, осуществление мониторинга и оценки достижения поставленных задач.
1.4. Предусмотреть приоритетную поддержку проектов освоения крупных месторождений стратегически важных металлов (вольфрама, молибдена, лития, рения и других), расположенных вблизи промышленных центров, в местах с развитой транспортной инфраструктурой и наличием квалифицированной рабочей силы.
1.5. Рассмотреть вопрос о разработке национальной сырьевой стратегии с учетом намеченных структурных изменений в промышленности, а также мировых тенденций перехода к экономике замкнутого сырьевого цикла (циркулярной экономике) и экономике совместного потребления. Определить федеральный орган исполнительной государственной власти, отвечающий за разработку и реализацию указанной стратегии.
1.6. Рекомендовать Экологическую стратегию развития горнодобывающей отрасли, созданную Горным институтом Кольского научного центра под руководством академика Н.Н. Мельникова, для использования в федеральных и отраслевых документах стратегического планирования.
1.7. Разработать и принять программу освоения месторождений твердых полезных ископаемых на дне Мирового Океана.
1.8. Разработать и принять специальный закон "О геологическом изучении недр", в котором:
закрепить защиту прав первооткрывателей месторождений;
предусмотреть предоставление определенных налоговых льгот тем компаниям, которые занимаются изучением недр на начальной стадии;
предусмотреть заявительный порядок получения лицензии для изучения недр.
1.9. Для повышения инвестиционной привлекательности новых месторождений полезных ископаемых:
размер стартового платежа при подготовке к проведению аукционов на право пользования недрами, особенно в труднодоступных районах с неразвитой инфраструктурой, определять по согласованию с местными органами власти. Аналогичный порядок применять к действующим предприятиям при вовлечении ими в добычу подкарьерных запасов и небольших месторождений со сравнительно бедными рудами;
распространить на дефицитные полезные ископаемые особый порядок исчисления НДПИ с использованием в течение десяти лет с момента получения лицензии льготного коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого, предусматривающий нулевую ставку НДПИ в первые два года с последовательным повышением в течение десятилетнего периода.
1.10. Дополнить "Стратегию научно-технологического развития Российской Федерации", раздел "Приоритеты и перспективы научно-технологического развития Российской Федерации", статья 21 пункт б) словами: "переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки твердых полезных ископаемых и углеводородного сырья, формирование новых источников, способов транспортировки и хранения энергии".
2. В области межотраслевой кооперации, импортозамещения и диверсификации
Правительству Российской Федерации:
2.1. Рассмотреть вопрос о внесении в "Правила оптового рынка электрической энергии и мощности", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 г. № 1172, изменения, предусматривающие в горнодобывающих регионах при наличии свободных объемов электрической мощности исключение дополнительной ценовой нагрузки, связанной с расширением перечня территорий ценовых зон оптового рынка, для которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничного рынков, а также исключить повторную оплату за мощность по объемам электрической энергии, реализованной сверх объемов, утвержденных в сводном прогнозном балансе.
2.2. Обратить внимание на необходимость создания устойчивого российского конкурентоспособного производства инструмента на основе отечественного алмазного сырья. Разработать программу по восстановлению производства синтетических алмазов для обеспечения потребностей горной и обрабатывающей промышленности в инструментах.
Некоммерческому партнёрству "Горнопромышленники России":
2.3. Совместно с Министерством промышленности торговли РФ и Коллегией Военно-промышленной комиссии РФ в рамках диверсификации производства предприятий ОПК проработать предложения по организации производства машин и оборудования для горной промышленности, в том числе гидравлических экскаваторов.
2.4. Продолжить совместную деятельность с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации по развитию кадрового потенциала ТЭК, по разработке и реализации программ высшего и дополнительного профессионального образования с учетом требований работодателей, профессиональных стандартов и рынка труда.
2.5. Активизировать участие представительств НП "Горнопромышленники России" в Федеральных округах в разработке и реализации программ импортозамещения продукции, используемой предприятиями горнопромышленного комплекса.
3. В области поддержки предприятий отрасли для выхода на внешний рынок и увеличения объема несырьевого экспорта
Правительству Российской Федерации:
3.1. Разработать систему снижения транспортной составляющей в себестоимости экспортируемых товаров.
3.2. Совместно с АО "Российский экспортный центр" иНП "Горнопромышленники России" создать рабочую группу по поддержке предприятий горнодобывающей отрасли, выпускающих продукцию и научно-технические разработки, конкурентоспособные на внешнем рынке.
3.3. Обеспечить присутствие России, ее научно-технического потенциала в международных программах разработки полезных ископаемых в арктической зоне,освоении дна Мирового Океана,изучения ресурсной базы астероидов и других внеземных космических объектов, а также формирования международного законодательства в области использования и добычи полезных ископаемых.
3.4. С целью привлечения инвестиций, занятия лидирующих позиций в освоении в том числе территорий опережающего социально-экономического развития:
увеличить объемы государственного участия в разведке месторождений твердых полезных ископаемых;
разработать и ввести в практику федеральных и местных органов власти комплексную оценку пилотных проектов, когда они рассматриваются как своего рода "ледоколы" для будущих проектов, которые могли бы быть с ними связаны на данной территории, имея в виду вложение средств федерального и местного бюджетов во внешнюю инфраструктуру.
Некоммерческому партнёрству "Горнопромышленники России":
3.5. Использовать возможности и опыт совместного инжиниринга для ускорения разработок нового конкурентоспособного оборудования.
3.6. Обеспечить координацию планов содействия экспорту продукции горной промышленности с планами Российского экспортного центра и Торгово-промышленной палаты РФ. Провести совместные мероприятия по обучению специалистов предприятий горной промышленности и машиностроительных компаний.
3.7. Организовать поддержку предприятиям горного машиностроения на всех уровнях федеральной, региональной исполнительной и законодательной власти в выходе их продукции на внешний рынок.
4. В области цифровизации управления и обеспечения безопасности предприятий горной промышленности
Некоммерческому партнёрству "Горнопромышленники России":
4.1. Содействовать распространению технологий информационного моделирования в строительстве, эксплуатации, модернизации и капитальном ремонте объектов горнопромышленного комплекса (BIM-технологий).
4.2. Принимать участие в обсуждении проекта "Концепции по созданию условий для цифровой трансформации промышленности государств– членов и формирования единого цифрового промышленного пространства ЕАЭС в части обеспечения функционирования минерально-сырьевых рынков, эффективного использования минеральных ресурсов, технической и экологической безопасности добычи и переработки полезных ископаемых.
4.3. В рамках мероприятий, организуемых НП "Горнопромышленники России", провести в 4-м квартале 2018 г. провести конференцию по вопросам внедрения и использования информационных технологий геологического, геотехнического, горного и строительного моделирования на предприятиях отрасли.
4.4. С целью выработки позиции и подготовки рекомендаций изучить потребности горнодобывающей отрасли в специалистах по информационному моделированию, а также состояние соответствующих профессиональных и образовательных стандартов.
4.5. Содействовать внедрению воздушного лазерного сканирования, сферического фотографирования, AR/VR-технологий для получения геологической, ландшафтной и экологической информации, управления проектами, а также созданию отечественных технических средств для их осуществления.
4.6. Содействовать продвижению интеллектуальной системы финансово-экономической оценки бизнес-процессов – от геологоразведки до переработки полезных ископаемых и получения продукции с высокой добавленной стоимостью, разрабатываемой Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации.
5. В области содействия инновационному развитию предприятий горной промышленности
Правительству Российской Федерации:
5.1. Ввести в положения об отраслевых органах исполнительной государственной власти вопросы координации прикладных исследований и ответственности за внедрение и результаты использования передовых опытно-конструкторских разработок для ускорения инновационного развития промышленного комплекса.
5.2. Разработать законодательные и экономические механизмы ориентации металлургической и машиностроительной отрасли на внутреннего потребителя, включая модернизацию производства, для повышения конкурентоспособности на внутреннем рынке, а также программы кредитования малого и среднего бизнеса для налаживания выпуска горного оборудования и запасных частей (узлов) к нему, тем самым расширяя внутренний рынок потребления металла.
5.3. Ускорить подготовку Министерством промышленности и торговли Российской Федерации проектного предложения по развитию производства оборудования, предназначенного для перехода на принципы наилучших доступных технологий.
5.4. Разработать и осуществить на государственном уровне меры поддержки по развитию сервиса в отраслях минерально-сырьевого комплекса страны в сферах: IT-технологий, электроэнергетики, добычи полезных ископаемых, бурения, строительства горных предприятий, имея в виду, что, как только сегмент сервиса уходит из российской собственности, вместе с ним уходят наука, проектирование и производство оборудования.
5.5. Создавать условия, обеспечивающие вовлечение в оборот новых видов ресурсов, которые раньше не подлежали переработке (техногенные месторождения, повышение извлекаемости углеводородов, газовые гидраты и др.) в целях проведения технологической революции в минерально-сырьевом секторе экономики.
5.6. Уделить особое внимание получению стратегически важных отечественных инновационных продуктов для углубленной сортировки природного алмазного сырья, используемого для технических целей в условиях отсутствия в стране промышленного производства высокопрочных синтетических алмазов.
Некоммерческому партнёрству "Горнопромышленники России":
5.7. Заключить "Соглашение об инновациях" с предприятиями ГК "Росатом" на разработку и внедрение в горную промышленность технических решений на основе аддитивных технологий. Провести опрос предприятий горной отрасли и тяжелого машиностроения для оптимального использования передовых технологий при производстве и ремонте горного оборудования.
6. В области обеспечения минерально-сырьевого комплекса высококвалифицированными кадрами
Правительству Российской Федерации:
6.1. В целях обеспечения подготовки кадров для отраслей минерально-сырьевого комплекса, цифровизации горного производства и экономики, конкурентоспособности отечественных горных и смежных отраслей на внешнем и внутреннем рынках:
учитывать особую актуальность пропаганды исторических преимуществ России в обладании природными ресурсами и их освоении для привлечения талантливой молодежи к освоению профессий, связанных с горным делом, создавать условия для профориентации молодых людей уже со школьной скамьи, стимулировать талантливых выпускников школ персональным обучением в ведущих горных ВУЗах по перспективным специальностям;
рекомендовать для издания и обеспечить многоуровневую поддержку проекту "Школьная библиотека. Горное дело" из 12 книг издательства "Горная книга", направленному на информированность учащейся молодежи по горным специальностям и на поднятие престижа горного инженера.
6.2. Обратить внимание на необходимость существенного обновления образовательных программ в связи с ухудшением качества вновь открываемых месторождений и усложнением условий добычи.
6.3. Усилить профессиональную подготовку инженеров-конструкторов и инженеров-технологов для заводов тяжелого машиностроения с целью выпуска надежных машин и механизмов для горной промышленности, по качеству не уступающих западным аналогам, но более доступных по цене.
6.4. Ускорить перевод подготовки кадров в учреждениях высшего профессионального образования с устаревших образовательных программ на программы, отвечающие самым современным и перспективным технологиям.
6.5. Организовать подготовку кадров по важной для государства и горных отраслей специальности "Горное право", призванной обеспечить правовое регулирование горных отношений в минерально-промышленном комплексе.
6.6. В целях обеспечения соответствующего уровня эксплуатации на горных предприятиях современных высокотехнологичных и высокоинтеллектуальных комплексов и оборудования обеспечить методическую и техническую помощь учебным заведениям в регионах, осуществляющим подготовку рабочих кадров и техников для горной промышленности.
6.7. Содействовать внедрению в организациях горной промышленности системы публичной нефинансовой отчетности; способствовать их обучению и сертификации на соответствие требованиям государственного стандарта "Руководство по социальной ответственности". Принять участие в обсуждении проекта федерального закона о публичной нефинансовой отчетности.
По итогам международной выставки "ГОРПРОМЭКСПО-2018" и IV Национального горнопромышленного форума участники отмечены медалями лауреата выставки-форума и дипломами. Высказаны пожелания проводить выставку ежегодно одновременно с форумом.

Для справки: Название компании: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********
[Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Горнодобывающая отрасль» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233