Регулирование рынка: зарубежный опыт. "Спиртные напитки и пиво". №1 2011

Мы продолжаем цикл публикаций о зарубежном опыте алкогольного регулирования.
В последние годы большинство изменений, произошедших на российском алкогольном рынке, было обусловлено законотворческим процессом. Многие из этих изменений, как мы помним, привели к последствиям, противоположным тем, которых пыталось добиться правительство, нащупывающее путь к контролю рынка. И в этом процессе ценным является зарубежный опыт контроля алкогольной отрасли. Мы попросили председателя Экспертного совета по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы РФ Михаила Блинова рассказать нам о том опыте регулирования алкогольного рынка, который существует за рубежом
Михаил Блинов
Председатель Экспертного совета по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы РФ
Австрия
Законодательство Австрии в области алкогольной продукции полностью основывается на директивах ЕС путем инкорпорирования соответствующих норм в национальное законодательство.
Монополия на производство и оборот алкогольной продукции как таковая была отменена в связи со вступлением Австрии в Евросоюз. Однако регулирование государством данной области правоотношений продолжает играть существенную роль в алкогольной отрасли.
В настоящее время в Австрии рынок алкогольной продукции урегулирован следующими национальными законодательными актами:
Законом о налогах на алкогольную продукцию от 1994 года (Alkoholsteuergeselz 1994, с последними изменениями от 2000 года, вступившими в силу с 1 января 2001 года);
Законом о виноделии от 2009 года (Weingeseiz 2009, вступил в силу 18 ноября 2009 г.);
Законом о налогах на пиво от 1995 года (Biersteuergesetz 1995).
Законодательство регулирует общие условия доступа товаров на рынок алкогольной продукции и порядок ценообразования, в том числе порядок выдачи лицензии на право производства, складирования, ректификации алкоголя, импорта и экспорта.
Согласно действующему законодательству, к алкогольной продукции относятся напитки, соответствующие указанным позициям Единой товарной номенклатуры ЕС (ЕТН ЕС), с содержанием этилового спирта более 1,2% — 2203 (пиво), 2204 (виноградные вина), 2205 (вермуты), 2206 (яблочные и грушевые вина), 2207 и 2208 (крепкие спиртные напитки).
Подпадающие под указанные позиции товары, произведенные в Австрии или ввезенные в страну, подлежат налогообложению (потребительский налог). Данный налог рассчитывается для крепких спиртных напитков и большинства сортов вин по количеству этилового спирта в одном литре продукта при температуре 20 градусов по Цельсию.
В соответствии с Законом о ценах от 1992 года (Preisgesetz 1992) Федеральное министерство финансов Австрии является федеральным органом исполнительной власти, ответственным за выработку государственной политики в области регулирования цен на спиртные напитки.
Федеральное министерство финансов Австрии устанавливает порядок ценообразования на алкоголь в период с 1 сентября 2009 г. по 31 августа 2010 г., а также определяет ставки за ректификацию.
На право производства, складирования, ректификации алкоголя требуется лицензия, которую уполномочена выдавать таможенная служба по месту нахождения заявителя по его письменному обращению. Для получения такой лицензии должны быть соблюдены соответствующие условия.
В частности, производство алкоголя должно быть строго изолировано от других производств и доступа посторонних лиц, то есть необходима своего рода таможенная территория. Оборудование, на котором предполагается производство, должно отвечать юридическим и санитарным нормам; также требуется специальное помещение для хранения готовой продукции.
Лицо, получившее лицензию, должно на регулярной основе вести записи в финансовой книге и своевременно предоставлять в таможенную службу годовой отчет. Таможенная служба вправе осуществлять проверку объекта и порядок ведения финансовой книги.
Контроль за производством, хранением и дистрибуцией алкогольной продукции осуществляется специально уполномоченной службой — Федеральной инспекцией по контролю за местами хранения алкогольной продукции.
Бельгия
На рынке производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции в Бельгии государственная монополия отсутствует. В отношении оборота алкогольной продукции государство выступает в качестве регулятора посредством соответствующей законодательной базы в следующих областях:
1. Доступность и уровень цен: регулируются таможенными тарифами и акцизами (Федеральная служба финансов: закон от 7 января 1998 года "О структуре и акцизных ставках на спирт и алкогольные напитки", постановление министерства от 30 октября 2009 года "В отношении акцизного режима для спирта и алкогольной продукции").
2. Реклама: законодательно запрещена реклама алкогольных напитков, адресованная несовершеннолетним, поощряющая потребление алкогольных напитков, увязывающая потребление алкоголя и управление автотранспортом и т.?д.
3. Обращение: регулируется полицией (в соответствии с законом от 14 ноября 1939 г. "О борьбе с пьянством" законодательно ограничена продажа алкогольных напитков несовершеннолетним и лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения). Также действуют программы Федеральной службы здравоохранения, направленные на снижение потребления алкогольных напитков.
Болгария
В Республике Болгарии монополия на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции отсутствует, и ее введение в перспективе маловероятно. Болгарское законодательство адаптировано к европейской модели хозяйствования и подразумевает дальнейшее развитие рыночных отношений.
Одновременно следует отметить, что монополия на производство и оборот алкогольной продукции в Болгарии существовала, по разным оценкам, с 1947 по 1992 гг. Государственным монополистом в те годы выступал Винпром Болгарии, который прекратил свое существование в начале 90?х годов прошлого века в связи с переходом страны на путь развития рыночных отношений. По мнению экспертов, работающих в то время госчиновниками различного уровня, государственная монополия на производство и оборот алкогольной продукции обеспечивала бюджетные доходы, надлежащий контроль качества выпускаемой продукции при достаточно низком развитии ее ассортимента.
С возникновением рыночных отношений Болгария в течение ряда лет испытывала трудности в области контроля качества выпускаемой продукции различными независимыми производителями и, по субъективному мнению ряда экспертов, проблема контроля качества выпускаемой алкогольной продукции в стране является актуальной до настоящего времени.
В результате проведенных консультаций с различными представителями госорганов Болгарии, а также компаний, производящих алкогольную продукцию, можно сделать вывод, что однозначной позиции в отношении целесообразности введения в свое время в Болгарии госмонополии на оборот спиртными напитками нет.
Великобритания
В Великобритании отсутствует государственная монополия на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции.
Нормативное правовое регулирование производства и реализации алкогольной продукции в Великобритании осуществляется на основании ряда законов и подзаконных актов, основными из которых являются следующие:
Закон о лицензировании 2003 г. (The Licensing Act 2003) — лицензирование отдельных видов деятельности в сфере потребительского рынка (далее — Закон);
Положения 2007 г. о местных властях (The Local Authorities [Alcohol Consumption in Designated Public Places] Regulations 2007) — регулирование потребления алкогольной продукции в общественных местах.
Основными инструментами регулирования реализации спиртных напитков являются лицензирование отдельных видов деятельности, связанных с оптовой и розничной продажей алкогольной продукции, а также обложение всей спиртосодержащей продукции акцизом в размерах, установленных в соответствии с законодательством, в зависимости от крепости спиртных напитков.
Виды деятельности, регулируемые Законом
Имеются четыре лицензируемых вида деятельности, которые включают в себя: розничную продажу алкоголя; поставку алкогольной продукции в розничную сеть; обеспечение развлекательных мероприятий; снабжение закусочных, работающих в ночное время.
В частности, положения Закона распространяются на следующие типы заведений:
пабы и ночные клубы;
закрытые спортивные сооружения, в которых проводятся спортивные мероприятия;
заведения, продающие напитки навынос;
рестораны, предлагающие алкогольные напитки при обслуживании посетителей с 23.00 до 5.00 часов;
гостиницы и другие заведения, продающие алкогольные напитки;
частные и общественные клубы, театры и стационарные площадки;
кинотеатры.
Законом внесены следующие изменения в действующее законодательство:
получение лицензии для использования помещений под торговлю алкогольными напитками (premises licence), необходимой при осуществлении любого из указанных выше видов деятельности в названных типах заведений;
получение персональной торговой лицензии (personal licence), необходимой для одного или нескольких юридических или физических лиц, осуществляющих торговлю алкогольными напитками.
Лицензии для использования помещений под торговлю алкогольными напитками
(premises licence)
В Великобритании действует единая система лицензий для помещений, распространяющаяся на продажу и поставку алкоголя, проведение разрешенных публичных представлений, кино, театры, ночные закусочные и кафе.
При получении лицензии для помещений необходимо учитывать следующее: предприниматели имеют возможность обратиться с заявлением на получение единой лицензии для помещений, охватывающую все виды лицензируемой деятельности, которую они намереваются осуществлять. Слушания, связанные с рассмотрением заявлений, могут иметь место лишь при наличии позиций заинтересованных сторон или уполномоченных органов.
Справка: по замыслу законодателя, указанная мера направлена на снижение бюрократических барьеров при выдаче лицензий и усиление надзора за выполнением лицензионных условий.
Вместе с заявлением на оформление лицензии для помещений следует представить следующие документы:
план строения и помещения;
программу деятельности заведения;
квитанцию об уплате сбора за оформление лицензии.
Лицензии для помещений не имеют срока действия за исключением случаев, когда делается соответствующее заявление об ограниченном времени мероприятия (например, о проведении разового боксерского поединка, выступлении музыкальной группы и т.?п.). Плата за оформление лицензии для помещений остается на прежнем уровне вне зависимости от вида или количества лицензируемых видов деятельности, осуществляемых в заведениях.
Персональные торговые лицензии
(personal licence)
Получение персональной лицензии необходимо для самостоятельной торговли или возможности предоставления разрешения на продажу третьими лицами алкогольных напитков в любых заведениях, включая пабы, магазины (в т.?ч. торговлю навынос), рестораны, гостиницы, клубы. Персональные лицензии предоставляются отдельно от лицензий для помещений, в которых продаются алкогольные напитки. Персональные лицензии выдаются по месту жительства заявителя. Для получения личной лицензии заявитель должен достичь возраста 18 лет, не находиться под следствием в связи с совершением правонарушений, соответствовать требованиям, предъявляемым Законом для получения личной лицензии, и уплатить сбор.
Персональные лицензии выдаются сроком на 10 лет с правом продления на такой же срок. Судебные органы вправе аннулировать личную лицензию в случае совершения правонарушения. Персональные лицензии относятся исключительно к поставке и продаже алкогольных напитков при наличии лицензии для помещений. Получения персональной лицензии для других лицензируемых видов деятельности не требуется. Существует возможность владеть только одной персональной лицензией.
Лицензионные органы
Закон передал функцию лицензирования алкогольной продукции от судебных органов к органам исполнительной власти, которые контролируются общественностью.
К основным лицензионным органам, определенным Законом, относятся местные органы власти Англии, Уэльса и Шотландии, например:
районный или окружной совет в Англии (council of a district);
совет графства в Англии (council of a county), где нет районных советов;
совет графства или муниципальный совет графства в Уэльсе (council of a county or county borough in Wales);
муниципальный совет Лондона (council of a London borough).
Для выполнения своих функций лицензионные органы создают специальные лицензионные комитеты (за исключением Inner and Middle Temples1). Таким образом, все лицензионные режимы подпадают под компетенцию единого органа.
Лицензионные органы каждые три года публикуют программу лицензионной политики, в которой должно быть указано, каким образом они намереваются осуществлять свои функции.
Процедуры, установленные Законом, должны гарантировать полное профессиональное и всестороннее исследование каждого заявления на получение лицензии. Экспертные органы, такие как полиция, служба пожарной охраны и др., должны быть уведомлены о каждом заявлении на получение лицензии для помещений. В формировании стратегии лицензионного органа принимают участие представители местного населения и предпринимательских кругов, держатели лицензий для помещений, персональных лицензий.
Решения лицензионных органов по заявлениям о выдаче лицензий являются действительными лишь в том случае, когда были представлены и рассмотрены мнения всех заинтересованных сторон.
Лицензионные органы выдают лицензии для помещений и утверждают проведение единовременных мероприятий на своих территориях. Местные органы также могут выдавать новые персональные лицензии и возобновлять действие персональных лицензий для резидентов, постоянно расположенных на территориях действия полномочий лицензионных органов.
Акцизы
Акцизы на спиртные напитки (пиво, вино, сидр и другие) зависят от содержания в них спирта и установлены в следующих размерах:
Спиртосодержащие продукты, предназначенные для научно-исследовательских, медицинских целей, промышленной переработки, освобождены от уплаты акцизного сбора.
Структура рынка алкогольных напитков Великобритании включает производство и продажу пива, вина, крепких спиртных напитков, а также прочих напитков на основе брожения.
В свою очередь, общепринятое наименование "пиво" на британском рынке объединяет в себе (в зависимости от технологии приготовления) эли, стауты, портеры и лагеры (традиционное пиво). Производство пива в Великобритании удовлетворяет потребности внутреннего рынка на 90%. Объем его ежедневного потребления в стране составляет 28 млн пинт (1 пинта = 0,57 л). Из числа крепких спиртных напитков в Великобритании производят преимущественно виски. Из напитков на основе брожения также известен сидр.
Товарная номенклатура "Алкогольные напитки" является одной из немногих статей британской внешней торговли, где по итогам 2008 г. имело место активное сальдо торгового баланса, составившее 572 млн ф. ст. По основным четырем категориям потребляемых в Великобритании алкогольных напитков (пиво, сидр, вино и виски) положительный баланс во внешней торговле Великобритании достиг в 2008 г. 301 млн ф. ст.
Главной статьей экспорта британской экономики по номенклатуре "Алкогольные напитки" являются популярные во всем мире виски британского (большей частью шотландского) производства (3,1 млрд ф. ст.), доля которых занимает в поставках за рубеж среди этой категории товаров 72,6%.
В импорте же доминируют вина (2,8 млрд ф. ст.), потребление которых на местном рынке возрастает с каждым годом, с удельным весом 75% в объеме закупаемых британскими организациями алкогольных напитков.
Венгрия
В Венгрии государственная монополия на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции не вводилась. В то же время, поскольку алкогольная продукция в Венгрии отнесена к подакцизным товарам, ее производство и оборот регулируются Законом CXXVII от 2003 г. "Об акцизном налоге и особых правилах оборота подакцизных товаров", а также Распоряжением министра финансов Венгерской Республики № 8 от 10 марта 2004 г., регламентирующим ре­ализацию отдельных положений данного Закона.
К подакцизным товарам, помимо нефтепродуктов и табачных изделий, отнесены все виды алкогольной продукции (этиловый спирт, крепкие спиртные напитки, пиво, вино, шампанское и вермут), в которых содержание алкоголя превышает 1,2%.
В соответствии с Законом величина налоговой ставки на алкоголь составляет 251 тыс. форинтов (около 1400 долларов США) на каждый гектолитр чистого алкоголя, содержащегося в алкогольной продукции.
Обязанность уплаты акцизного налога распространяется как на производителя подакцизного товара, так и на его импортера. В интересах обеспечения неукоснительного исполнения этой обязанности и контроля Закон выдвигает следующие требования:
подакцизный товар может быть произведен исключительно на территории налогового склада;
импорт подакцизного товара без уплаты подакцизного налога (за исключением зарегистрированных в таможенной инспекции регулярных импортеров подакцизного товара) разрешается лишь при его помещении на территорию налогового склада;
хранение и складирование подакцизных товаров без уплаты акцизного налога разрешено только в налоговых складах.
Под налоговым складом Закон подразумевает физически обособленный (посредством стены, ограды и т.?п.) цех, склад или другое производственное помещение, где при наличии соответствующего разрешения (лицензии) осуществляется производство подакцизного товара либо его хранение и складирование без уплаты акцизного налога. Таким образом, институт налогового склада в Венгрии является ключевым в регулировании и учете производства и оборота подакцизных товаров.
В свободном обороте могут находиться лишь такие подакцизные товары, за которые уже уплачен акцизный налог.
Надзорным органом относительно данного Закона является Комендатура таможенной и финансовой охраны Венгрии.
В Венгрии лицензируется не только производство подакцизных товаров, но и торговля ими, а также экспорт и импорт подакцизных товаров.
Открытие и функционирование налоговых складов обусловлено целым рядом требований и условий, среди которых можно отметить требование установки заверенной Венгерским торговым лицензионным управлением измерительной аппаратуры предписанного Законом образца, ведение строгого учета производимой продукции и отчетности.
Недоплата или неуплата акцизного налога, производство подакцизных товаров вне налоговых складов или без соответствующей лицензии карается в Венгрии штрафами, в два или три раза превышающими сумму неуплаченного акцизного налога в зависимости от тяжести допущенного проступка. Подделка акцизных марок наказывается штрафом, в размере, пятикратно превышающем их стоимость, но не менее 200 тыс. форинтов (по текущему курсу — $1,1 тыс.).
В случае неуплаты наложенного акцизного штрафа незаконно произведенная или импортированная алкогольная продукция подлежит конфискации.
Германия
В Германии отсутствует госмонополия на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции. Исключение из правила составляет Закон "О монополии на спирт", в соответствии с которым Федеральное монопольное управление за оборотом спирта Германии (ФМУ, находится в сфере компетенции Федерального министерства финансов ФРГ) уполномочено закупать по фиксированной цене спирт у германских производителей, перечисленных в Законе.
К таким производителям относятся 700 малых и средних спиртзаводов, восемь сельхозкооперативов, около 28 тыс. мелких винокурен, работающих на давальческом сельхозсырье, выращенном в Германии (существует более 200 тыс. поставщиков сельхозсырья). Перечисленные производители обязаны продавать произведенный спирт ФМУ по фиксированной государством цене, которая в 4–6 раз выше среднерыночной. Ежегодно устанавливаются квоты на производство спирта для каждого вида предприятия.
В среднем ФМУ закупает около 60 млн л спирта в год. Управление занимается переработкой закупленного спирта (ректификацией) на своих заводах, хранением, а также реализацией продукции на рынке. Субсидии из бюджета на данные цели составляют около 80 млн евро ежегодно.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что действующая в Германии система государственного регулирования оборота спирта, центральным звеном которой является Федеральное монопольное управление за оборотом спирта, по существу не представляет собой монополии в прямом смысле, а является инструментом государственной поддержки сельхозпроизводителей. В рамках либерализации аграрного рынка ЕС существующую в Германии систему гарантированной закупки спирта от мелких винокурен планируется упразднить в текущем году.
Дания
В соответствии с действующим датским законодательством государственная монополия на производство и оборот этилового спирта в Дании отсутствует.
При этом датским законодательством (Закон о продовольственной продукции № 526 от 24.06.2005 г. с изменениями от 26.02.2008 за № ПО, Постановление о законе по контролю за оборотом спиртосодержащей продукции и вина от № 615 14.10.1988 г. и др.) установлено, что "ввоз в страну спирта/спиртосодержащей продукции и вина, а также производство в коммерческих целях указанной продукции может осуществляться только теми юридическими лицами, которые имеют разрешения на данную деятельность".
Такие юридические лица должны пройти регистрацию в Агентстве по предпринимательству и компаниям Дании (входит в состав Министерства экономики к предпринимательства Дании) и получить разрешения и согласования от специализированных агентств Министерства продовольствия, сельского хозяйства и рыболовства Дании:
агентства по продтоварам Дании (контролирует качество товаров, включая этиловый спирт и спиртосодержащую продукцию);
агентства по вопросам предпринимательской деятельности (контролирует соблюдение нормативов Евросоюза в отношении продтоваров, а также этилового спирта и спиртосодержащей продукции).
Аналогичное согласование требуется от Министерства налогообложения Дании. Это ведомство также выдает разрешения на импорт и контролирует ввоз в страну этилового спирта и спиртосодержащей продукции.
Для торговли этиловым спиртом и реализации спиртосодержащей продукции, помимо выше­указанных разрешений, требуется разрешение и регистрация в полиции Дании.
Согласно полученной в Организации производителей вина и спирта Дании (Vin og Spiritus Organisationen i Danmark) информации, проблемных ситуаций, касающихся производства, оборота или качества этилового спирта и спиртосодержащей продукции, за всю историю в Дании не отмечалось, так как эта сфера всегда была и находится под строгим контролем со стороны государства.
Испания
Исторически основными отраслями экономики Испании были земледелие и животноводство, которые не требовали активного вмешательства со стороны государственных структур. Виноделие развивалось самостоятельно как кустарными производителями в домашних условиях, так и известными компаниями, создавшими высококачественные сортовые вина.
Широкий спектр представленных на рынке напитков (сидр, кава, вино, бренди, водка и др.) как по вкусовым, так и по ценовым параметрам способствовал формированию у населения страны высокой культуры их потребления, поэтому роль государства всегда ограничивалась только функцией регулятора и контролера производства и оборота алкогольной продукции.
В настоящее время в стране действует Закон 24/2003 от 10 июля "О виноградарстве и виноделии" (La Ley 24/2003, de 10 de julio, de la Vina у del Vino), который был принят уже после адаптации Испанией основных регламентов Европейского союза и учитывал как национальное законодательство, так и положения общеевропейских правил в данной отрасли. Нормативный акт состоит из четырех разделов, в которых последовательно определяются общие аспекты регулирования виноградарства и виноделия, формы правовой защиты происхождения и качества винодельческой продукции, виды санкций за их нарушение, а также полномочия Национального Совета по виноградарству и виноделию.
Первым общеевропейским регламентом, начавшим применяться в Испании в сфере производства алкогольной продукции, был Reglamento CEE 822/1987 от 16 марта, который впоследствии сменил Reglamento 1493/1999 от 17 мая.
Более крепкие алкогольные напитки традиционно импортируются в Испанию из других стран. В связи с этим функции государства всегда ограничивались созданием и применением эффективных таможенных режимов и процедур. В настоящее время в указанной сфере таможенными органами Испании применяются общеевропейские правила.
Испания не является крупным производителем этилового спирта и в основном использует продукцию стран Евросоюза.
Италия
Государство в Италии участвует, причем на разных уровнях (национальном, муниципальном, коммунальном), в регулировании производства и реализации алкогольной продукции, а также в сборе налогов. Соответственно, речь идет о различных формах имеющей место в данной сфере государственной монополии управления и фискальной монополии. Указанные функции выполняются либо самим государством, либо от его имени, причем, поскольку основная практическая деятельность ведется на местах, законодательные полномочия отданы местным властям. В последние несколько лет в связи с ростом количества правонарушений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения, и растущими масштабами распространения пьянства среди подростков существенно усилена регулирующая функция государства.
Основными методами регулирования являются лицензирование, а также сертификация и выдача разрешений на осуществление отдельных видов деятельности и на производство и реализацию отдельных видов продукции, а также налогообложение. Как следствие, основными государственными органами, занятыми в реализации регулирующих методов, являются Министерство экономического развития и Министерство финансов, в частности, находящееся у него в подчинении Таможенное агентство. Последнее, находящееся в настоящее время в процессе реорганизации, задействовано в связи с тем, что к его компетенции отнесено ведение реестра налогов, в том числе акцизов.
Основной практический акцент в распределении полномочий по регулированию указанных видов деятельности сделан на уровне муниципалитетов и коммун; в частности, ими осуществляется выдача разрешений на осуществление деятельности на конкретных территориях, различные виды сертификации продукции, деятельности, помещений и пр.
Базовым документом, в соответствии с положениями которого определяются акцизы, является Законодательный декрет от 26 октября 1995 г. № 504 (в редакции декрета от 29 октября 2009 г. № 169) касательно производства и товарооборота отдельных видов продовольственной продукции, включая алкогольные напитки. В сфере налогообложения алкогольная продукция разбивается на подгруппы: пиво, крепкие напитки, ликеры, вина.
Исторически Италия является страной, где потребление алкоголя — это элемент культуры. Соответственно, государство видит свою основную роль в контроле надлежащего качества алкогольной продукции, а также в доходах в бюджет от ее производства и реализации за счет высокого уровня собираемости обязательных платежей и в первую очередь налогов.
Литва
Согласно законодательству Евросоюза, в Литве отсутствует государственная монополия на производство и оборот этилового спирта, а также иной алкогольной продукции. Рынок алкоголя в Литве регулируется путем установления государством акцизов и лицензирования данного вида продукции. Лицензия на производство алкоголя выдается государственными органами Литвы сроком на три года. Вместе с тем в соответствии с Законом Литвы "О контроле за алкоголем" от 18.04.1995 г. правительство страны в особых случаях "может вводить государственную монополию на оптовую и розничную торговлю алкоголем".
Снижение темпов экономического развития страны вынудило литовское правительство с 1 января 2009 г. повысить акцизные ставки на всю алкогольную продукцию, доведя их тем самым до минимального уровня в ЕС. В частности, с 1 января 2009 г. ставка акциза на этиловый алкоголь повысилась с 3840 литов до 4416 литов за чистый гектолитр. Акциз на пиво составляет 8,5 литов за 1% концентрации алкоголя в гектолитре, на вино и другие ферментированные напитки — 58 литов за гектолитр, алкоголь крепче 15% — 198 литов, на водку, бренди и другие крепкие спиртные напитки — 304 лита (фиксированный курс лита к евро составляет 3 лита 45 центов за 1 евро). Данным повышением акцизов литовское правительство планировало собрать в бюджет дополнительные 160 млн литов, однако, по данным на конец октября 2009 г., поступления от акцизов в госбюджет составили только 35 млн литов.
Нидерланды
В Нидерландах отсутствует государственная монополия на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции.
Контроль за доступностью алкогольной продукции в стране никогда не относился к задачам правительства. Он находится в компетенции местных органов власти. Введению ограничений в области производства, распространения и продажи спиртосодержащей продукции препятствует законодательство по охране частной собственности, которое является приоритетным для государства.
С конца XVIII в. правительство Нидерландов начинает активно регулировать рынок алкоголя, а в конце XIX в. налоговые сборы от его производства и продажи становятся одним из главных источников пополнения бюджета.
В стране функционирует целый ряд коммерческих предприятий, производящих алкоголь, на который распространяются акцизы.
При импорте в Нидерланды из стран, не являющихся членами Евросоюза, спиртные напитки подлежат ряду таможенных процедур, направленных на выполнение фискальных, экономических и правоохранительных функций как на национальном уровне, так и на уровне ЕС.
По данным ВОЗ, среднедушевое потребление алкоголя в Нидерландах взрослым населением составляет 9,7 л (эквивалент чистого спирта) в год, что ниже, чем в ряде других стран Западной Европы.
Норвегия
Впервые монополия на производство и продажу алкогольной продукции в Норвегии была введена в 1871 году с введением разрешительной системы со стороны муниципальных органов.
В 1919 году в стране был проведен всеобщий референдум по вопросу полного запрета оборота крепкого алкоголя и крепленого вина, в результате которого 62% населения проголосовало за введение такого запрета.
30 ноября 1922 года была создана акционерная компания "Винмонополет", деятельность которой контролировалась государством. Компания обладала исключительными правами как на импорт, так и на продажу алкоголя. После отмены запрета на продажу крепкого вина (1923 г.) и крепкого алкоголя (1926 г.) компания "Винмонополет" также стала отвечать за торговлю этими видами продукции.
Законодательно деятельность компании была закреплена 19 июня 1931 г. (закон №18 "О Винмонополет").
С 1939 года 100% акций АО "Виннмонополет" принадлежит государству.
Нормативно-правовая база регулирования производства и сбыта спиртных напитков претерпела в течение последних лет изменения, которые были обусловлены в том числе участием страны в Договоре об общем европейском экономическом пространстве (ЕЭП): монополия АО "Винмонополет" на импорт и оптовую продажу противоречила соглашению ЕЭП. В 1995 году Норвегия вынуждена была пойти на частичную либерализацию своего рынка алкогольной продукции, отменив государственную монополию на импорт спиртных напитков и оптовую торговлю. 1 января 1996 года была создана компания "Аркус АС" (ARCUS AS), которая стала заниматься импортом и оптовой продажей алкоголя за исключением единоличного права на производство крепкого алкоголя. В результате приватизации 2000–2003 гг. компания стала частной.
Несмотря на либерализацию рынка алкоголя, Норвегии удалось сохранить важнейшие принципы, на основе которых строится политика государства в этой сфере. Главенствующим из них остается забота о сохранении здоровья нации, в том числе путем создания таких условий, которые бы объективно затрудняли потребление населением страны спиртных напитков. Для этого используются такие законодательно закрепленные механизмы регулирования потребления алкоголя, как, например, поддержание на минимальном уровне численности магазинов, торгующих алкоголем в розницу (количество магазинов в стране определяется Министерством здравоохранения, с населением 4,8 млн человек их всего 239 в 19 губерниях), ограничение времени их работы, предельно высокие цены на спиртное, запрет на продажу спиртного молодежи (крепких напитков — лицам моложе 20 лет, а алкогольных напитков с содержанием чистого спирта менее 22% — лицам моложе 18 лет).
Основополагающим правовым актом, регулирующим сферу производства и оборота спиртных напитков, в Норвегии является Закон "Об обороте алкогольной продукции" от 2 июня 1989 г. В Закон неоднократно вносились дополнения и изменения, последние — в июле 2009 года. Контроль над неукоснительным соблюдением положений Законов о производстве и обороте алкогольной продукции и их практической реализацией входит в компетенцию Министерства здравоохранения и социальных дел Норвегии (далее — Министерство).
Данным Законом установлено, что производство и оборот алкогольной продукции производится на основании лицензии. Министерство устанавливает количественный предел для лицензий, действующих по всей стране, и их распределение между коммунами.
Лицензия на розничную продажу алкогольных напитков с содержанием чистого алкоголя свыше 4,75% выдается коммунальными властями на четыре года со сроком действия не позднее 30 июня года начала работы нового состава муниципального совета.
До принятия администрацией коммуны решения по заявлению о выдаче лицензии запрашиваются заключения местной социальной службы и полиции в отношении заявителя. Кроме того, орган, уполномоченный на выдачу лицензий, может затребовать информацию налоговых служб о заявителе.
При рассмотрении заявления администрация коммуны учитывает в том числе такие факторы, как количество уже имеющихся на ее территории торговых точек по продаже спиртного, географическое расположение коммуны, ее социально-экономические особенности и др. (например, мнение коменданта военного гарнизона, дислоцирующегося вблизи предполагаемого размещения торговой точки).
Лица, которым может быть предоставлено право на продажу спиртного, не должны быть моложе 20 лет.
Одним из условий получения лицензии является хорошее знание положений соответствующих законов, а также имеющихся предписаний и инструкций по их практическому применению.
Лицензиодержатель или любое лицо, имеющее материальное влияние на заведение, должен иметь чистую репутацию с точки зрения алкогольного законодательства, а также других законодательств, имеющих отношение к Акту об алкоголе, а также к налоговому и акцизному законодательству.
Администрация коммуны имеет право отзывать выданную лицензию до истечения срока ее действия, если владелец лицензии нарушит налагаемые на него данным Законом обязанности, а также если она не использовалась последние 12 месяцев.
Лицензия на реализацию алкогольных напитков в поездах, самолетах и кораблях выдается Министерством:
1. Лицензия на реализацию алкогольных напитков, содержащих менее 22% алкоголя по объему, в поездах, являющихся общественным транспортом.
2. Лицензия на реализацию алкогольных напитков, содержащих менее 22% алкоголя по объему, на борту самолетов на местных линиях.
3. Лицензия на реализацию алкогольных напитков, содержащих менее 22% алкоголя по объему, на судах, в том числе круизных.
До получения решения Министерства по заявлению необходимо получить заключения от таможни и акцизных органов.
Министерство может установить также дополнительные условия и ограничения по выполнению лицензий, если посчитает это необходимым, в любое время.
Производство алкогольных напитков может осуществляться только на основании лицензии Министерства и при соблюдении следующих условий:
1. Лицензиат или тот, кто владеет значительной долей производства или бизнеса, или которое управляет предприятием или получает значительную долю доходов, или из-за своего положения в управлении оказывает значительное влияние на него, должен иметь незапятнанную репутацию в отношении законов, относящихся к ведению бизнеса, включая алкогольное законодательство, таможенное, налоговое, акцизное, бухгалтерское законодательство и законодательство, касающееся деятельности компаний и продовольственного законодательства.
2. Платежеспособность.
3. Надежность складских помещений и их безопасность.
4. Лицензиат не вовлечен в другую деятельность, которая не совместима с производством алкогольных напитков.
Министерство может определять правила, дополняющие эти требования к заявителю.
До принятия решения о выдаче лицензии должны быть получены заключения от полиции, акцизных, налоговых, таможенных органов и Норвежской службы по контролю за качеством продуктов питания.
Министерство определяет правила по распределению, бутилированию и наполнению.
Министерство также определяет правила, обязывающие лицензиата предоставлять информацию для статистики.
Министерство должно быть извещено о том, что лицензия начинает использоваться. Извещение должно происходить также в случае, если предприятие закрывается или операции прекращаются. Извещение должно быть представлено в случае закрытия складских помещений, изменений в руководстве предприятия, в случае передачи значительных долей акций и интересов владельцев. Извещения должны предоставляться в случае значительных изменений объемов бизнеса и других факторов, важных для бизнеса.
Новые складские помещения или изменения в складском оборудовании должны быть одобрены лицензионным руководством до того, как эти изменения будут осуществлены.
То же касается заявок, если запускается новая разливочная линия или изменено оборудование по розливу. Ответственность за пересмотр производственной лицензии остается за Министерством.
Министерство может потребовать допуска в помещения предприятия в любое время и за его счет.
Лицензиат обязан обеспечить инспекторов информацией по бухгалтерии и операциям для выполнения инспекторами своих задач.
Ежегодные платежи за производство алкогольной продукции выплачиваются на основе расчетов на базе объемов проданных алкогольных напитков. Министерство устанавливает размер минимального платежа, который будет перечислен до того, как лицензия выполнена, и не позднее 1 февраля каждого следующего года. Правила расчетов платежей и их перечисление определяет Министерство.
Розничная продажа крепких спиртных напитков, вин и пива с содержанием чистого спирта более 4,75% может осуществляться только акционерным обществом "Винмонополет" через сеть специализированных магазинов с аналогичным названием.
Министерство также определяет время работы розничной торговли сети магазинов АО "Винмонополет", уровень сборов, налогов и использование прибыли АО "Винмонополет". Акционерное общество "Винмонополет" обязано вносить в государственный бюджет годовой сбор, используемый на проведение профилактических мероприятий в области здравоохранения и социальной сферы. Кроме того, парламент Норвегии при рассмотрении проекта государственного бюджета на очередной год законодательно закрепляет в нем объем прямых отчислений от чистой прибыли компании АО "Винмонополет". Эти средства поступают непосредственно в государственную казну и расходуются главным образом на социальные цели.
По состоянию на 31 декабря 2008 года из 239 магазинов сети "Винмонополет" 236 являются магазинами самообслуживания. В 2008 году компания реализовала в общей сложности 73,8 млн литров, что на 3,9% больше по сравнению с 2007 годом. В 2008 году оборот компании составил 10,3 млрд крон (без учета НДС). Из этой суммы государство в виде сборов получило 5,7 млрд крон.
Оптовая торговля спиртными напитками может осуществляться также только на основании лицензии Министерства. Лицензия не дает права оптовику на розлив спиртного, если иное с ней не оговорено.
Основными условиями для выдачи лицензии на оптовую торговлю являются безупречная репутация заявителя, удовлетворение всех предварительных требований в отношении уплаты налогов и сборов, наличие склада, оборудованного соответствующим образом для обеспечения сохранности алкогольной продукции, и некоторые другие.
Контроль за использованием лицензий на оптовую торговлю спиртным обеспечивается Министерством.
Законом определяются специальные приказы и запреты, основные из которых:
производство и редистилляция спирта, кроме разрешенного, запрещается;
хранение спирта, который был незаконно произведен или ре-дистиллирован, а также владение или хранение алкогольных напитков, которые, как полагают, были незаконно проданы или предполагалась их незаконная продажа, запрещается;
покупка незаконно произведенного или редистиллированного спирта запрещается;
производство, поставка или владение ферментирующими или ферментированными жидкостями запрещается, если только не предполагается, что:
1) жидкость предназначена для производства продукта, который не является спиртом;
2) жидкость предназначена для производства спирта на законных основаниях;
3) жидкость предназначена для производства или является продуктом, содержащим менее 2,5% алкоголя по объему.
Министерство определяет условия контроля или запрета импорта и продажи соков грейпфрута, экстракта солода, полуфабрикатов и других продуктов, используемых главным образом в производстве или как добавки к алкогольным напиткам.
Без одобрения Министерства владение, импорт, продажа аппаратов, включая отдельные части и оборудование, предназначенное или определенное как оборудование для производства или редистиляции спирта для промышленного использования или потребления, запрещается.
Аукционы алкогольных напитков или использование алкогольных напитков в качестве выигрышей или призов запрещается.
Раздача алкогольных напитков покупателям в рекламных целях запрещается.
Продажа алкогольных напитков лицам, которые находятся под воздействием алкоголя или наркотиков, или обслуживание алкогольными напитками таким образом, что лицо в итоге окажется под таким воздействием, запрещается.
Лицам, уполномоченным на розничную торговлю, запрещается предложение специальных скидок на продажу алкогольных напитков покупателям.
Обслуживание, розничная торговля или оптовая торговля спиртами, содержащими более 60% алкоголя по объему, запрещается.
Без одобрения Министерства реклама в газетах, журналах и др. средствах массовой информации, в витринах магазинов и т.?д. аппаратов, включая части и оборудование, предназначенных для производства или редистилляции спирта для промышленных целей, спиртов для потребления или изопропана, запрещается.
Поощрение через книги или другие печатные издания, реклама в прессе или другим способом незаконного производства или редистилляции спирта для промышленных целей, спирта для потребления или изопропана, представление рекомендаций в форме, способствующей продвижению такого производства или редистилляции среди населения или среди большого количества лиц, запрещается.
Более того, реклама компонентов, предназначенных или описанных как подходящих для использования в качестве добавок к алкогольным напиткам, запрещается. То же самое касается сырьевых материалов, инструкций по производству алкогольных напитков.
Реклама алкогольных напитков запрещается. Запрет распространяется на рекламу других продуктов, имеющих такой же бренд или отличительную марку, как напиток, содержащий более чем 2,5% алкоголя по объему. Более того, такие продукты не должны включаться в рекламу других товаров или сервиса.
Законом предусмотрена ответственность за его нарушение: от штрафов и шестимесячного тюремного заключения до лишения свободы на срок до шести лет (за незаконный ввоз в страну спиртного или его производство без соответствующего разрешения, продажу алкогольных напитков крепостью свыше 4,75%, помимо магазинов системы АО "Винмонополет", и др.).
В государственном бюджете на 2009–2010 гг. установлены следующие так называемые специальные сборы на алкогольную продукцию:
Польша
В Республике Польше с 1990 г. не существует государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции.
Государственное регулирование данного рынка осуществляется через государственное агентство по борьбе с алкоголизмом и местные органы самоуправления путем ограничения количества пунктов продажи. Ежегодно Распоряжением Министерства финансов утверждается размер акцизных пошлин на алкогольную продукцию, который напрямую влияет на оптовую и розничную стоимость продукции.
Сербия
Государственная монополия на производство и оборот этилового спирта, крепкого алкоголя и винной продукции в Республике Сербии не установлена. Данные виды деятельности регулируется следующими внутренними законами:
Законом о вине от 02.06.2009 г. №81;
Законом о ракии и других алкогольных напитках от 02.06.2009 г. №82;
Законом об этиловом спирте от 02.06.2009 г. №83.
Данные нормативные правовые акты регулируют производство и оборот вина и крепких алкогольных напитков, произведенных на территории Республики Сербии. В процессе технологического производства производители обязаны обеспечивать исполнение необходимых технических условий. В зависимости от объема и технологического процесса производства объекты и помещения должны соответствовать установленным условиям гигиены, а также располагать оборудованием для переработки, ферментации, дистилляции и хранения произведенной продукции, а также оборудованием для автоматического измерения и регистрации произведенного объема. Процессом производства должен руководить дипломированный инженер, специализирующийся в области виноделия, или дипломированный инженер, специализирующийся в области пищевых технологий или агрономии, с опытом работы по специальности не менее двух лет.
Действие данных законов не распространяется на граждан, производящих вино или ракию для собственного потребления. Индивидуальное производство вина и крепких алкогольных напитков в Сербии законом не запрещается.
Словакия
В Словацкой Республике нет госмонополии на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции.
Производством и дистрибуцией спирта и алкоголя в Словакии занимается свыше 40 компаний. Наиболее известные из них: ООО "Карлофф", Кежмарок, ООО "Олд Герольд", Тренчин, ООО "Рудольф Елинек Словакия", Скалица, ООО "Ванапо", Свидник, ООО "Модрый Стром", Братислава, АО "Прелика", Прешов и др. На рынке представлены также дочерние компании зарубежных производителей — чешских, венгерских, польских. Ряд компаний специализируется на продаже алкоголя, в первую очередь импортного.
Вместе с тем малые частные производители спирта и алкоголя, обслуживающие местный рынок (и чаще всего использующие для производства под заказ сырье заказчика), должны быть, по словацкому законодательству, проверены и сертифицированы компетентными государственными органами на предмет соответствия условий производства и качества продукции.
Финляндия
Деятельность организаций и ведомств в сфере оборота алкоголя осуществляется в рамках принятой Парламентом страны 9 октября 2003 г. алкогольной политики, основной целью которой является снижение алкогольной зависимости населения. Кроме этого, Финляндия как член ЕС и Всемирной торговой организации (ВТО) при обеспечении правового регулирования внешней и внутренней торговли страны строго руководствуется действующими директивами ЕС в отношении принципов и условий свободного предпринимательства и торговли, перемещения капитала, товаров, услуг и рабочей силы, применяя при этом на практике в полном объеме предложенные ей торгово?экономические и валютно-финансовые инструменты.
Вступление в силу с 1 января 1994 года Соглашения о единой экономической зоне в Европе сделало принципы действовавшей в Финляндии монополии несовместимыми с правилами ЕС, и в 1994 году в стране был разработан новый Закон об алкоголе №1994/1143, стержнем которого является отмена четырех монополий: на импорт, экспорт, производство и оптовую торговлю. Монопольное право государственного монопольного объединения "Алко" сохраняется только на розничную торговлю.
С 1 января 1995 г., после вступления в ЕС, Финляндией в полном объеме используются торгово?политические инструменты Евросоюза и, в частности, таможенный тариф ЕС, применяемый в отношении импортируемых товаров из третьих стран, в том числе и России. Импорт из стран ЕС освобождается от таможенной проверки и формальностей, а пошлины, применяемые в Финляндии по отношению к странам, не входящим в данное Сообщество, заменяются общими тарифами ЕС (TARIC).
Таким образом, особенностью рынка алкогольной продукции Финляндии является тот факт, что основными производителями, экспортерами и импортерами спиртосодержащей продукции в Финляндии являются государственные компании "Несте Ойл", "Алтиа" и "Алко", которые монопольно устанавливает оптовые, розничные и экспортные цены в стране на все виды алкогольных напитков с содержанием спирта более 4,7%.
Основным производителем этилового спирта в Финляндии является АО "Несте Ойл", 50,1% акций которого принадлежит государству. В Финляндии производится около 250 тыс. дал этилового спирта в год. Изготовленный спирт используется для производства алкогольной продукции и для технических нужд. Кроме этого, Финляндия импортирует порядка 150 тыс. дал спирта в год из-за рубежа.
Принадлежащая государству компания "Алтиа" занимается производством, дистрибуцией, маркетингом и реализацией собственной, а также импортируемой алкогольной продукции известных брендов. Компания занимается также очисткой ячменного спирта. Компания "Алтиа" также занимается экспортом своей продукции в страны Северной Европы, Польшу, Чехию, Германию, Великобританию, Испанию, Исландию, США и Таиланд.
Исключительное право на торговлю алкогольной продукцией в стране имеет, как указывалось выше, находящаяся в государственной собственности компания "Алко". Коммерческое отделение "Алко" не имеет собственного производства, оно закупает продукцию, производимую в стране и за рубежом, как у производителей и дистрибьюторов, так и у импортеров, обеспечивает ее хранение и продает через сеть своих магазинов частным лицам, лицензированным заведениям и другим представителям розницы. В настоящее время в стране функционирует примерно 340 специализированных магазинов "Алко" по продаже алкогольных напитков и около 5 тыс. ресторанов, имеющих право на использование всех видов алкогольных напитков, а также приблизительно 7 тыс. магазинов и 5 тыс. кафе и других предприятий по реализации пива средней крепости.
Около 15% потребляемого алкоголя продается через рестораны и 43% — через магазины "Алко", 40% данной продукции ввозится из-за рубежа индивидуальными потребителями.
Поставки алкогольной продукции на внутренний рынок осуществляются через фирмы-импортеры, агентов, предприятия оптовой торговли и рестораны. Контроль за качеством поставляемой продукции осуществляет действующее в системе Министерства социального обеспечения и здравоохранения Финляндии с 2009 года Национальное ведомство по контролю в сфере здравоохранения и социальной защиты, в компетенции которого находятся вопросы, касающиеся выдачи лицензий, сбора статистических данных в области оборота алкоголя и др.
Алкогольные напитки с содержанием этилового спирта свыше 60% в системе оптовой и розничной торговли Финляндии отсутствуют, т.?к. указанная продукция по финскому законодательству отнесена к разряду наркотических средств.
Основным законодательным актом, регулирующим оборот алкоголя в Финляндии, как отмечалось ранее, является Закон об алкоголе № 1994/1143.
Действие данного закона распространяется на все спиртосодержащие вещества, их производство, импорт, экспорт, продажу, передачу, использование, владение и транспортировку, а также на рекламу алкогольных напитков. Согласно ему, государственная алкогольная компания владеет монопольным правом розничной продажи спиртных напитков. При этом разрешена продажа в розницу напитков, произведенных методом брожения, с содержанием этилового спирта до 4,7% предприятиям и частным лицам, обладающим соответствующей лицензией. А алкоголем крепостью до 13% могут торговать его производители. Импорт спиртного для коммерческих целей также лицензируется. Производством алкогольных напитков и спирта имеют право заниматься предприятия и частные лица, получившие лицензию в Национальном ведомстве по контролю в сфере здравоохранения и социальной защиты.
Импорт алкогольных напитков и спиртосодержащих веществ может осуществляться без получения специальной лицензии для собственного использования. При использовании импортных алкогольных напитков в коммерческих и иных экономических целях, например в кафе и ресторанах, они приравниваются к категории товаров оптовой торговли, для которой, в свою очередь, необходимо получение лицензии в Национальном ведомстве по контролю в сфере здравоохранения и социальной защиты.
В случае импорта напитков из третьих стран их качество должно быть подтверждено надлежащим образом оформленным сертификатом.
Финляндия смогла договориться с ЕС о продлении действия национального закона об акцизах на импортные алкогольные напитки до 2004 г., однако с 2004 г. ставки акциза на ликеро-водочную продукцию были снижены в среднем на 20–40%. В последующие годы ставки акцизов на спиртосодержащую продукцию вновь повышались — с начала 2008 года в среднем на 5%, с начала 2009 года — в январе на 10% и в октябре на 10%.
В целом, несмотря на отмену значительной части государственных монополий в Финляндии, управление в сфере оборота алкоголя остается централизованным, и роль государства на алкогольном рынке не ослабевает, а даже усиливается, что выражается, в частности, в следующих формах:
выделение экономических субсидий;
правительственная поддержка производства и экспорта;
протекционистские меры.
Данные мероприятия имеют положительный результат. Кроме обеспечения больших поступлений в бюджет, достигнуты определенные успехи в работе по борьбе с алкоголизмом, наметилось снижение употребления крепкого алкоголя и пива (см. таблицу).
Франция
Во Франции монополия государства на производство и торговлю этиловым спиртом отменена с 1 сентября 1985 года (закон от 11 июля 1985 года). Тем не менее до 1991 года государство продолжало гарантировать закупочные цены на данный продукт. До принятия вышеуказанного Закона объемы производства квотировались, а весь производимый спирт закупался государством.
Начиная с 2007 года, объемы производства спирта в стране резко возросли в связи с началом его использования в качестве топлива.
Производство и оборот регулируются правилами свободного рынка на основании спроса и предложения. Внутренние цены устанавливаются в условиях конкуренции между производителями натурального и синтетического спирта, между французскими и иностранными производителями. Продажи как внутри страны, так и при экспортно-импортных операциях осуществляются без каких-либо количественных ограничений. Для распространения алкогольной продукции юридическое лицо должно обладать специальным разрешением для этого вида деятельности.
Уровень ставок и система акцизов, применяемых к ввозимой алкогольной продукции в странах ЕЭС, определены двумя директивными документами:
директивой №92/83 Совета Европы от 19 октября 1992 года о "гармонизации структуры акцизных сборов на спирт и алкогольные напитки";
директивой №92/84 Совета Европы от 19 октября 1992 года о "сближении структуры акцизных сборов на спирт и алкогольные напитки".
Этими актами спирт и алкогольные напитки подразделяются на несколько категорий — пиво; вино; напитки брожения, кроме пива и вина (например, сидр, грушовка, медовый напиток и т.?п.); промежуточные напитки (например, порто, херес и т.?п.), спирт этиловый (напитки из спирта). Каждая из стран еврозоны имеет право вводить специальные дополнительные меры, направленные на адаптацию фискальных платежей к реалиям своего социально-экономического развития.
Во Франции, помимо НДС (TVA) в размере 19,6% на ввозимый товар, взимаются и другие акцизы в зависимости от вида алкогольной продукции (см. таблицу вверху страницы).
Кроме вышеуказанных акцизов, применяются другие виды фискальных сборов:
специальный сбор на профилактику алкоголизма, установленный статьей L 245.7 Кодекса социального обеспечения Франции на алкогольные напитки с содержанием спирта свыше 25% — 1,6 евро за литр;
налог на смесь алкогольных и безалкогольных напитков (PREMIX) — 11 евро за декалитр чистого спирта.
Контроль на всех стадиях производства и оборота алкоголя осуществляет Генеральная дирекция таможен и косвенных налогов Франции. В целях борьбы с контрафактной продукцией и нелегальным оборотом алкоголя Франция постоянно совершенствует национальное законодательство и приводит его в соответствие с общеевропейскими нормами. В настоящее время ежегодное потребление алкогольной продукции французами старше 15 лет составляет 13 литров в пересчете на чистый спирт.
Чехия
В Чешской Республике отсутствует монополия на производство и реализацию этилового спирта и алкогольной продукции.
В соответствии с действующим чешским законодательством (в частности, Законом №61/1997 "О спирте") любое лицо, в том числе физическое, вправе заниматься производством, перевозкой, хранением и продажей этилового спирта при наличии у этого лица специального разрешения (свидетельства о концессионном предпринимательстве). Для его получения, помимо обычно требующихся документов, необходимо получить официальный документ (заключение) Министерства сельского хозяйства Чешской Республики или Министерства промышленности и торговли Чешской Республики (в зависимости от вида спирта; если речь идет о т.?н. потребительском (питьевом) спирте или алкогольных напитках,?— Минсельхоз Чехии). Министерство не вправе не предоставить положительное заключение, если все условия (описание и чертежи размещения оборудования; техническая проектная документация на него, а также документы о праве собственности, праве владения или иных подобных правах на указанное оборудование) отражены в заявке на эту предпринимательскую деятельность.
В заключении министерства отражается адрес спиртопроизводящего предприятия, объем разрешенных видов деятельности, в частности, будет ли производиться денатурализация спирта или его перегонка либо оба вида деятельности.
Для каждого следующего спиртопроизводящего предприятия, заявку о котором подает то же лицо, требуется отдельное заключение министерства.
Основной целью этого закона является наполнение бюджета Чешской Республики и ограничение недопустимых изменений отдельных видов спирта.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Слабо и безалкогольные напитки», «Крепкие алкогольные напитки» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233