Sina: Россия разрабатывала эти подлодки 13 лет – почему проект забросили, построив всего три? "Российское судостроение". 30 октября 2018

Не так давно вторая подводная лодка проекта 677 "Лада" была спущена на воду в Санкт-Петербурге. Этот проект чрезвычайно важен для России. В то же время еще в 2016 году российские власти заявили, что по завершении строительства второй и третьей подлодки данный проект будет полностью закрыт. Почему же Россия отказывается от этого супероружия?
Не так давно вторая подводная лодка проекта 677 "Лада" под названием "Кронштадт" была спущена на воду в Санкт-Петербурге. Она является важной для России неатомной подводной лодкой, на которой, тем не менее, применяется дизель-электрическая энергетическая установка вместо более передовой воздухонезависимой. В то же время еще в 2016 году российские власти заявили, что по завершении строительства второй и третьей подлодки данный проект будет полностью закрыт, и основными неатомными субмаринами российского флота станут подлодки проекта 636.6 "Варшавянка".
Главной причиной, почему от проекта "Лада" отказались, стало то, что несмотря на огромные вложения в разработку, новые технологические решения остались "сырыми", что приводило к множеству проблем. Первая субмарина проекта была заложена в 1997 году, спущена в 2004, а принята на вооружение лишь в 2010. Таким образом, этот "меч" российская армия "точила" 13 лет.
В то же время несмотря на то, что СССР был серьезным игроком в сфере строительства подводных лодок, все заводы и конструкторские бюро были распределены по союзным республикам. После распада СССР очень многие из них прекратили военное производство, кроме того, ключевое оборудование, которое осталось на Украине, оказалось недоступно из-за российско-украинского конфликта. Именно поэтому новое оборудование, примененное в проекте "Лада", потребовало реконструкции производственных линий и переподготовки рабочих. Таким образом, Россия совсем не хотела останавливать этот проект, однако была вынуждена временно приостановить его из-за технологических и финансовых проблем.
Так какие же новые технологии Россия применила в проекте 677 "Лада"?
Во-первых, Россия в совершенстве владеет технологией двухкорпусной конструкции подлодки, где прочный внутренний корпус и легкий внешний корпус соединены между собой. Однокорпусная конструкция отличается наличием только прочного корпуса. У обоих видов есть свои преимущества – так двухкорпусная конструкция хорошо защищает от внешних воздействий, увеличивает скорость всплытия и непотопляемость, однако в ней мало свободного места. В однокорпусной подлодке на 40% больше места, что позволяет вместить все сложное современное электронное оборудование. Субмарины проекта "Лада" должны стоять на вооружении более 30 лет, поэтому им необходимо постоянное улучшение – при строительстве по всей длине была применена однокорпусная конструкция, но в хвостовой части ее заменили на двухкорпусную. Подобное решение для русских – это отход от традиции, который сложно воплотить в жизнь.
Во-вторых, подлодки проекта 677 "Лада" оснащены системой боевого управления "Литий" с очень высокой степенью автоматизации. Подлодка потребовала совершенно новых технологических решений, таких как модульное проектирование и шина данных. В то же время все сенсоры субмарины передают информацию в центральный процессор, что серьезно увеличило производительность, однако повысило и требования к конструкции этого процессора. Подлодки проекта "Лада" оснащены большим количеством сенсоров, например, гидроакустических – в носовой части, по бокам и в хвосте. Многое из оборудования подлодки – это абсолютно новые разработки.
Однако "сырой" оказалась силовая установка. Подразумевалось, что на субмаринах проекта будет применяться анаэробная силовая установка, в исследованиях которой российские ученые сконцентрировались на топливных элементах. В 2011 году Россия разработала электрохимические генераторы третьего поколения, которые прошли техническую проверку на испытательной подлодке Б-90 "Саров". Изначально было решено поставить два таких генератора на субмарины проекта "Лада", а также добавить дизель-электрический двигатель. Таким образом, подлодки были бы оснащены смешанной силовой установкой.
Однако путем долгих испытаний российская сторона выявила у топливных элементов множество проблем, что повышало риск аварии. После того, как на воду была спущена первая субмарина проекта "Санкт-Петербург", один за другим стали возникать вопросы. Официальные лица многократно заявляли, что характеристики электрохимических генераторов оставляют желать лучшего и не соответствуют проектной норме, так как часто они не дают необходимый уровень мощности. Это и было основной причиной, почему "Санкт-Петербург" долго не принимали на вооружение, а также объясняет задержки в строительстве второй подлодки проекта.
Из-за стремления к передовым характеристикам в строительстве субмарин проекта "Лада" Россия отказалась от многих удачных традиционных технологических решений, применив доселе неизвестные конструкторские ходы. Для разработки оборудования с такими высокими характеристиками приходилось либо отказываться от боевой мощи, либо проектировать все заново, от чего страдала безопасность и надежность. Из-за финансовых затруднений разработка топливных элементов постепенно была остановлена, и Россия объявила о том, что строительство подлодок проекта 677 "Лада" временно прекращено.
Причина, почему российские власти выбрали проект 636.3 "Варшавянка", кроется в вышеописанной ситуации – они являются модернизированной версией проекта 636М и по технологическому уровню ничем не уступают проекту "Лада". По завершении технологической разработки нужно будет лишь перенести уже "зрелые" технические решения, предназначенные для "Лады", на "Варшавянку". Кроме того, в последней могут применяться уже существующие технологии, что является серьезным преимуществом с точки зрения уменьшения затрат.
Тем не менее полностью от проекта 677 "Лада" никто не отказывается. Россия будет действовать по двум направлениям – модернизировать субмарины проекта "Варшавянка" и продолжать работать над "Ладой". Если в третьей подлодке проекта 677 будут воплощены все задуманные технологические решения, "Варшавянка" больше не будет главной опорой российского флота.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Судостроительная промышленность» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233