Идея – наша, продукты – ваши: кемеровский бизнес пришел в Новосибирск с оригинальной моделью. "ФедералПресс". 28 апреля 2017

Новосибирский рынок продуктового ретейла принял в свои ряды нового игрока – кемеровскую сеть магазинов фермерских продуктов "Калина-Малина". Для кемеровчан – это третий выход за пределы Кузбасса после Томской области и Красноярского края. Корреспондент "ФедералПресс" выяснял, насколько появление нового участника изменит рынок новосибирского продуктового ретейла и вспоминал предыдущие опыты кемеровских бизнесменов на новосибирской земле.
"Рынок только насыщается"
Первая точка "Калины-Малины" в Новосибирске открылась по франшизе на прошлой неделе. Правообладатель – Евгений Рубаненко, ранее занимавшийся автомобильным дилерством. Общая сумма инвестиций, по данным портала ksonline.ru, составила – 1,5 млн рублей. В головном офисе "Калина-Малина" собираются открывать еще пять магазинов в Новосибирске, по одному в каждом оживленном районе города. Как рассказали в компании, при открытии нового магазина исходят из удачного месторасположения, людского трафика и достаточному наличию парковочных мест.
Ассортимент магазина представляют фермерские продукты: сыры, мясомолочная продукция, кондитерские изделия. Причем, по словам руководителя отдела маркетинга и рекламы "Калина-Малина" Андрея Шавнева, с первого дня открытия в Новосибирске решено было делать ставку на продукцию только от новосибирских фермеров. "Новосибирск – один из крупнейших городов Сибири и мы долго готовились к выходу в этот регион. Для нас важно не просто открыть магазин, важно, чтобы он был готов с точки зрения именно фермеров. Мы искали в Новосибирской области подходящих нам фермеров, чтобы с первого дня основные группы товаров были именно от местных поставщиков. Сейчас у нас 14 фермеров, какое-то время их продукт был представлен в магазинах сети в Кемеровской и Томской области, мы могли получить отзывы клиентов о продуктах и они были позитивные", – объясняет господин Шавнев. Что до возможного представления в магазине продукции из Кемерова или Томска, то это, по словам сотрудников "Калины-Малины", исключено из-за больших затрат на логистику.
Удивительно, но появление "Калины-Малины" в Новосибирске не вызвало никакого ажиотажа со стороны потенциальных конкурентов. Часть игроков, специализирующихся на мясомолочной продукции отказались давать какие-либо комментарии, сославшись, что им нечего сказать. Схожим был ответ и от руководителя магазина сети магазинов фермерских продуктов "Фермер-Центр" Галины Хребтовой. "Знаете, я не вижу никакой конкуренции. Рынок только насыщается и места хватит всем. До момента, когда в каждом районе города будет по несколько торговых точек, пройдет очень много времени. Даже тот факт, что мы раньше приступили к работе с фермерами – ни о чем не говорит только из-за начала развития этого сегмента", – поясняет госпожа Хребтова. Правда, тут же она добавляет, что кемеровчанам придется много работать, чтобы вникнуть в новосибирские реалии. "Здесь другие расстояния до районов области, нежели чем в Кузбассе. Психология у фермеров отличается от района к району. Качество не у всех на хорошем уровне и это, кстати, основное наше требование, под которое фермерам приходится подстраиваться. Не знаю как в Кемеровской области, но здесь торговые сети диктуют условия производителям", – говорит руководитель "Фермер-центра".
"…и резко перестроились"
Выход "Калины-Малины" на новосибирский рынок в целом похож на уже имеющиеся прецеденты в истории кемеровского бизнеса, когда крупный игрок, фактически, лидер в своем сегменте, пытается зайти в другой регион, где встречает серьезную конкуренцию. Совсем недавно, пару лет назад, в Новосибирск приходила кемеровская сеть общепита ResStar с форматом традиционного кафе. "Я помню, как это было – полный провал с треском, потому что подобных заведений здесь предостаточно. Тогда, ResStar, видимо, изучил рынок и резко перестроился под него, создав аналог Dudnik – местной сети недорогих кондитерских, которые в свою очередь – аналог другой новосибирской сети Kuzina. Сменив бренд, теперь они называются "Кофебулка", ResStar предлагает более скромный ассортимент на небольшой площади заведения. И вроде работают, про закрытие и речи не идет", – отмечает новосибирский аналитик общепита, ресторанный обозреватель портала НГС Станислав Соколов.
Причины для такой неудачи, как в случае с ResStar, возможно идет от недостатка информации и отсутствия аналитических и маркетинговых исследований по тому рынку, на котором планируется экспансия. Такое мнение недавно в интервью "ФедералПресс" высказывал Виктор Севостьянов, председатель вновь образованного совета по развитию предпринимательства в Кемерове. "Знаете, в Новосибирск рынок не свободнее нашего и кажется, что должно хватить места, но это ложное ощущение. Мы опять-таки пытаемся зайти на чужие рынки с тем, что там в достатке. Если заходишь на рынок, то должен проанализировать, какова емкость этого рынка. Если эта емкость не позволяет местным нормально конкурировать, то зачем ты там нужен? И чего ты туда идешь? Ради удовлетворения собственных амбиций?" – возмущался господин Севостьянов.
Но есть и более удачные примеры кемеровского "вторжения" в Новосибирск. Один из главных операторов стрит-фуда в Сибири – компания "Марка "Подорожник" – занимает третье место в своем сегменте в Новосибирске по количество открытых торговых точек, уступая шаурме от "Дяди Денера" и блинам от "Русских блинов". "И хотя на первый взгляд, продукт от "Подорожника", по сравнению с шаурмой и блинами, выглядел так себе – все-таки упакованные сэндвичи больше подходят для отделов готовой еды в супермаркетах, кемеровские бизнесмены смогли пойти против течения и переломить ситуацию под себя. Отчасти это было связано, что рынок стрит-фуда в двухтысячные только зарождался и пример провала "Подорожника" в Санкт-Петербурге – показательный, потому что там уже был готовый рынок, и модель не пошла", – объясняет успех "Подорожника" Станислав Соколов. К словам эксперта можно добавить и комментарии от владельцев бренда на прошлогодней апрельской пресс-конференции в ТАСС, где Татьяна Фомина, основатель компании, заметила, что "Подорожник" не отвоевывает у кого-то аудиторию, предпочитая создавать свою на основе наблюдений за потребительским спросом и предпочтениями клиентов. "В скором будущем планируем не только увеличения числа наших точек на 50 %, но и постепенный отказ от привычных киосков в пользу павильонов и уютных кафе. Время киосков и нам нужно перестраиваться", – констатировал генеральный директор ООО "Марка Подорожник" Вячеслав Музафаров.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «FMCG сети» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233