В связи с ростом цен на бензин петербургские АЗС меняют стратегию. "РосБизнесКонсалтинг". 11 января 2019

Цена бензина в Петербурге растет с начала года, и выросла за первые недели января на 0,9%-1,8%. В этих условиях сети АЗС ищут альтернативные источники дохода. Перспективным направлением они считают нетопливную розницу. В планах большинства сетей — увеличивать долю нетопливных продаж в своем обороте.
Предпосылки к стремительному подорожанию
Как сообщает Независимый топливный союз, опираясь на данные www.benzin-price.ru, стоимость АИ-92 выросла с 40,88 руб. на последней неделе декабря до 41,34 руб. на второй неделе января, АИ-95 — с 44,05 до 44,48 руб., а дизельного топлива — с 45,83 до 46,67 руб.
Павел Баженов, президент Независимого топливного союза, основной причиной повышения цен на топливо называет рост налоговой нагрузки: с 1 января 2019 года НДС вырос до 20%, а акцизы на моторное топливо увеличились в 1,5 раза. "Хотя текущие показатели экспортной альтернативы благоприятны для внутреннего рынка, новый налоговый режим, в совокупности с укоренившейся практикой ручного управления рынком, создают серьёзные предпосылки для стремительного роста цен на топливо в 2019 году", — говорит Павел Баженов.
"Цены на топливо, безусловно, будут расти, и рост цен ожидаемо приведет к падению клиентского трафика. Значит, владельцам АЗС придется думать о повышении качества услуг, об усилении направления нетопливных продаж", — говорит Александр Кузьмин, генеральный директор "РусХОЛТС/Retail&HoReCa". По его мнению, ожидать вала сделок между ретейлерами и АЗС не стоит, но думают об альтернативных источниках заработка все участники рынка АЗС.
Просто отличные пиццы и кофе
У компании "Фаэтон" на нетопливный бизнес приходится 12% от оборота, в том числе у заправок "Фаэтон Аэро" — 16%. В планах на 2019 год увеличение этой доли до 30% от оборота, рассказал Николай Королев, директор по маркетингу департамента маркетинга ООО "Фаэтон — топливная сеть № 1".
На заправках ПТК 10% от общей выручки сети АЗС приходится на продажи нетопливных товаров. Потенциал роста — до 20%, рассказал в рамках круглого стола, организованного MarketMedia, Леонид Чурилов, первый заместитель генерального директора ПТК. По его мнению, это возможно, если, например, на АЗС разрешат продавать слабый алкоголь. Его доля в нетопливной торговле составляла около 16%.
"Фаэтон", чтобы добиться роста доли нетопливных доходов, тестирует пилотный проект на АЗС АЭРО в Кузьмолово. Это открытая компанией при АЗС полноценная итальянская пиццерия, уже приносящая заправочной станции в Кузьмолово 34% ее оборота. "В 2019 году планируем довести эту цифру до 45%", — рассказывает Николай Королев.
Доля нетопливных продаж сети АЗС Circle-K превышает средние показатели на рынке. "Любая сеть АЗС сегодня стремится максимизировать оборот магазина, и при стабильной рыночной ситуации с ценами на топливо это дает существенный вклад в прибыль", — говорит Елена Фабер, директор по маркетингу Circle-K Russia. Как она подчеркнула, компания продолжит вкладывать ресурсы в развитие своей концепции Simply great coffee ("Просто отличный кофе") и производству выпечки прямо на станциях. В ближайших планах Circle-K — ввод новых позиций в категории горячих блюд и расширение ассортимента товаров под собственной торговой маркой.
Торговать успешнее МакДональдса
Доля нетопливных доходов Circle-K составляет около 50%, и она наиболее высока среди АЗС в России, знает Александр Кузьмин. У остальных же крупных сетей этот показатель составляет 10-20%. В то же время за рубежом известны примеры, когда нетопливная розница дает 60% прибыли сети заправок. Такого показателя достигла сеть АЗС OMV в Австрии, и до 50% получает сеть Shell в Германии, рассказывает Александр Кузьмин. Наконец, у компании WAWA в США продажи готовой еды на одну торговую точку превышают продажи в ресторанах сетей Subway и McDonalds.
"По моему мнению, доля нетопливных продаж в обороте может стать такой же, как и в США, но это во многом зависит от удобства расположения, размера и качества торговых площадей", — считает Николай Королев. Леонид Чурилов уверен, что доля альтернативных доходов в бизнесе российских заправочных сетей может вырасти до 20% даже без помощи законодательных инициатив, а только за счет повышения эффективности продаж, автоматизации торговли, специальных акций.
Объем рынка нетопливной розницы в России сейчас превышает 100 млрд руб., подсчитал Александр Кузьмин на основе данных отчетности нефтяных компаний и публикаций СМИ.
На откуп фастфуду
Развитие многих АЗС сдерживает тот факт, что для них торговля и общепит — непрофильные направления. С этой точки зрения, перспективным может быть партнерство с профессиональным ретейлером или рестораном. Первым характерным примером на петербургском рынке стала сеть АЗС "Газпром нефть", на территории которой около года назад открылись магазины Stopexpress. Сейчас в Санкт-Петербурге действует 21 магазин Stopexpress при АЗС, а в Москве — 20. В "Газпром нефть" на запрос РБК Петербург не ответили. Летом возможность открытия продовольственных магазинов на территории АЗС обсуждали розничная сеть "Магнит" и ЛУКОЙЛ. Аналогичные обсуждения ретейлеров с "Роснефтью" пока ничем не закончились.
Сеть ПТК в этом году рассматривает различные варианты партнерства, в том числе с сетями фастфуда, вплоть до того, чтобы полностью отдать им свои точки продаж в управление. Однако в этих переговорах есть сложные вопросы, отмечает Леонид Чурилов, например, кто при такой схеме партнерстве будет отвечает за продажу нефтепродуктов, и кто несет конечную ответственность перед клиентом.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Топливный рынок (АЗС)», «Общественное питание» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233