Сибирские ученые предложили новые дорожные материалы.

Однако, они опасаются, что в удешевлении строительства не заинтересованы подрядчики дорожных работ.
В Новосибирске начал работу второй международный форум "Городские технологии". Работу секции "Транспортные системы и дорожное строительство" модерировал директор Института химии твердого тела и механохимии СО РАН академик Николай Ляхов, сообщает издание "Наука в Сибири".
По словам академика, преобладание в России асфальта как внешнего покрытия не соответствует мировому тренду: в США 80 % всех дорог имеют полотно из цементобетона, в Германии 40 %, а в нашей стране только 3%, причем это трассы, проложенные 20—30 лет назад. Профессор Владимир Викторович Ларичкин, заведующий кафедрой инженерный проблем экологии НГТУ, привел другую статистику в Китае строительство одного километра четырехполосного шоссе обходится в 3 миллиона долларов, в США стоит 4 миллиона, а в РФ все 12.
— Дешевые дороги невыгодны тем, кто берет на них подряды, констатировал Николай Ляхов.
Между тем, современная наука предлагает разработки, способные как удешевить дороги, так и сделать их намного более стойкими.
Кандидат технических наук Николай Русаков из тюменского Института криосферы Земли СО РАН рассказал о разработанном там теплоизоляционном материале "ДиатомИК", избавляющем от деформации шоссейные и железные дороги, построенные на вечной мерзлоте. Он представляет собой, по существу, вспененное стекло и производится из распространенных в Сибири диатомитов и родственных пород, которые можно добывать карьерным способом. Применение нового термоизолятора, по словам Н. Русакова, удешевляет строительство примерно на 20 %. В 2016 году "Тюменское инновационное предприятие Института криосферы 1" при ИКЗ СО РАН в партнерстве запустило опытное производство "ДиатомИКа" мощностью 25 кубометров в сутки. Этот материал не только запатентован, но и включен в государственные технико-экономические нормативы, что открывает возможности его крупнотоннажного производства и широкого применения.
— Лучше использовать отходы, чем вскрывать новые карьеры, считает Владимир Ларичкин, предложивший альтернативу: такое же вспененное стекло, но из отходов.
По словам Владимира Ларичкина, с добавлением специальной эмульсии (менее 1 % от общего объема) этот материал становится пригодным для так называемого холодного ресайклинга грунтовых дорог. Профессор НГТУ показал фильм про опытный участок в Тверской области: обычный пыльный просёлок на экране преобразился в чистую твердую трассу. Именно отходы, по мнению ученых, являются наиболее перспективной основой для создания новых дорожных материалов. Заместитель директора ИХТТМ СО РАН доктор химических наук Александр Немудрый рассказал о возможностях использования зол уноса ТЭЦ. Они оседают на электрофильтрах при сжигании угля и обладают, по словам ученого, "отрицательной стоимостью", поскольку требуют затрат на складирования и платежей за экологический вред.
По химическому составу и консистенции зола с фильтра самого высокого, 4-го уровня приближается к чистому цементу. У этого сырья есть и свои минусы: необходимость контроля однородности частиц и содержания окиси кальция, которую Александр Немудрый назвал "бомбой замедленного действия". Эти особенности сказались на результатах эксперимента, проведенного в новосибирском Академгородке.
— Покрытие частично разрушилось, констатировал Николай Ляхов и назвал основную причину: несоответствие условий натурных и лабораторных испытаний, ранее давших впечатляющие результаты.
— Мы сделали выводы, сказал учёный. Зола должна применяться только с фильтров 4-го уровня (либо в смеси, но предварительно измельченная), перемешивание допустимо исключительно механическое (а не ручное), укладка катком, а на вибротрамбовкой, и при ночных температурах не ниже + 5 градусов.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Северо-Кавказский ФО», «Московский регион», «Северо-Западный ФО», «Промышленное строительство РФ», «Торгово-административное строительство РФ», «Жилищное строительство РФ», «Сибирский ФО» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233