"Мы потеряли Россию". "Ежедневная газета РосБизнесКонсалтинг". 25 мая 2018

Президент "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев - о сотрудничестве с РФ и переносе предприятия в Китай
Глава украинской двигателестроительной компании "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев рассказал РБК, как упали объемы производства из-за санкций против России и о работе над двигателем для российско-китайского тяжелого вертолета
До присоединения Крыма к России запорожское объединение "Мотор Сич" было основным поставщиком двигателей для всех типов вертолетов российского производства, а также грузовых и пассажирских самолетов марки "Ан". Продукция компании - 55 типов и модификаций двигателей для 61 вида самолетов и вертолетов - эксплуатируется более чем в 100 странах мира, уточняется на официальном сайте компании. Выручка "Мотор Сич" за 2017 год составила 14,9 млрд грн (30,6 млрд руб.), чистая прибыль - 3 млрд грн (6,3 млрд руб.), следует из данных СПАРК.
После обострения российско-украинских отношений и начала вооруженного конфликта в Донбассе последовал разрыв военно-технического сотрудничества между Москвой и Киевом; на поставки продукции "Мотор Сич" в России были наложены ограничения.
В российской Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, входит в "Ростех") ранее обещали полностью заместить самый востребованный украинский вертолетный двигатель ТВ3-117 его российским аналогом ВК-2500 до конца 2019 года. В марте 2017 года глава "Ростеха" Сергей Чемезов заверил, что украинские двигатели используются в России только для производства гражданских вертолетов - на военные машины ставят исключительно ВК-2500. При этом, по данным "Коммерсанта", в Государственной программе вооружений (ГПВ) на 2018-2027 годы закупки вертолетов для военных будут сокращены.
Украинские СМИ регулярно обвиняют "Мотор Сич" в продолжении сотрудничества с российскими оборонными предприятиями. В сентябре 2017 года, после того как Вячеслав Богуслаев, президент и основной совладелец компании, провел серию сделок по продаже акций компании инвесторам, связанным с китайской Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co. Ltd, Служба безопасности Украины (СБУ) возбудила уголовное дело по статье "подготовка к диверсии". По версии спецслужбы, иностранный инвестор в результате сделки с "Мотор Сич" получил контрольный пакет акций стратегического предприятия. В апреле 2018 года в компании прошли обыски с участием спецназа. На международной оружейной выставке KADEX-2018 в Астане, которая проходит с 23 по 26 мая, Богуслаев рассказал РБК о сотрудничестве с Россией и Китаем.
"Нас трудно испугать"
- 23 апреля сотрудники СБУ пришли с обыском в офис "Мотор Сич". 18 мая прокуратура Белоруссии возбудила уголовное дело в отношении сотрудников вашей компании. Как все это отразилось на вашей деятельности?
- Вы слышали такое понятие, как маски-шоу? Нас трудно испугать. Мы не боимся. Это все пройдет со временем. Оно уже прошло. Мы работаем, и работаем по закону. Нам не запрещают делать то, что по закону. Тем более что мы производим гражданскую продукцию. Военную продукцию мы не отгружаем.
- История с обысками может повлиять на участие Украины в создании российско-китайского тяжелого вертолета нового поколения AHL?
- Сейчас мы готовим двигатель для китайско-российского проекта. Он проходит испытания. Успешно. С Китаем мы уже подписали рамочное соглашение. Пока такой турбовальный двигатель никто в мире не делает.
Что такое AHL
Межправительственное соглашение о создании тяжелого вертолета нового поколения было подписано два года назад в Пекине. Головной разработчик AHL (Advanced Heavy Lift) - китайская компания Aviation Industry Corporation of China (AVIC). Холдинг "Вертолеты России" отвечает за разработку технического предложения на вертолет, а также за разработку трансмиссии, рулевого винта и элементов противообледенительной системы, рассказали РБК в пресс-службе холдинга.
"Мотор Сич" произведет для вертолета двигатель на базе двигателя Д-136. Предполагается, что взлетный вес машины составит 38,5 т, максимальная нагрузка - 14 т. Планируется, что вертолет сможет развивать скорость до 300 км/ч, дальность полета составит 630 км, а практический потолок - 5,7 тыс. м.
Сейчас на украинском Д-136 летает Ми-26 - самый грузоподъемный вертолет в мире, главным эксплуатантом и производителем которого является Россия. Несколько десятков Ми-26 есть на балансе ВКС России, ФСБ, Росгвардии и МЧС. Пока альтернативы этому двигателю нет ни на Западе, ни в Китае, ни в России. 11,4 тыс. лошадиных сил Д-136 позволяют Ми-26 подниматься в воздух с максимальной взлетной массой 56 т, включая до 20 т груза в транспортной кабине и столько же на внешней подвеске. "Летающая корова", как иногда называют Ми-26, способна развивать скорость до 270 км/ч, летать на расстояние до 800 км и имеет практический потолок до 4,6 тыс. м (зависать в статическом положении машина может на высоте до 1,5 км).
Китайский вертолет будет быстрее, но с меньшими объемом грузовой кабины, дальностью и грузоподъемностью. AHL будет конкурировать с американским Sikorsky CH-53E Super Stallion с похожими характеристиками.
Ожидается, что непосредственно сам контракт о создании нового тяжелого вертолета Россия подпишет с Китаем в июне-июле этого года.
- Появилась информация, что "Мотор Сич" прекратил отгрузки двигателей в Россию. Это правда?
- Нет. У нас все идет по плану, кроме военной программы. Военную программу мы не делаем. А подобные по мощности двигатели мы производим для разных стран. В России, я знаю, ставят [на вертолеты] для Минобороны двигатели второй категории (в терминологии Минобороны Украины ко второй категории относится не новое имущество, а выданное со склада и пригодное для использования, а также прошедшее капитальный ремонт. - РБК). Они дешевле в три раза. Но не акцентируйте внимание на военной программе. Мы не заполняем эту нишу. А так новые двигатели мы делаем и по всему миру продаем.
"Объемы упали на 40%"
- Кто ваш основной заказчик?
- Мы делаем двигатели для вертолетов ООН, которые участвуют в программе пожаротушения. В ней в основном задействованы российские пожарные вертолеты [компании] Utair - очень много Ми-26. Я их встречал и в Северном Судане, и в Южном Судане, и в Сомали. В Африке тоже стоят они, раскрашенные под ООН.
"Ростех" оценил риски для проекта с Китаем после обысков в "Мотор Сич"
Есть такой пожарный самолет - Бе-200. Россия, Украина и еще несколько десятков стран входят в пожарную ассоциацию (Международная ассоциация пожарных и спасательных служб. - РБК). И эти самолеты тушат пожары по всему миру. Нам официально разрешают на завод-изготовитель Бе-200 подгружать двигатели Д-436ТП. Были какие-то "песни", наводящие вопросы, что этот самолет участвует в военных программах, что он является патрульным. На самом деле это исключительно пожарная машина. Есть она у МЧС разных стран, в том числе в Америке. И мы не имеем права не поставлять двигатели для Бе-200, поэтому к нам с пониманием относятся разрешительные структуры.
- В то же время на сотрудничество с Россией наложены ограничения. Как вы возмещаете потери?
- В сотрудничестве с Россией, конечно, есть ограничения. Мы потеряли Россию, в результате объемы [производства] упали на 40%. Тут у нас ограничено все. Напрямую [двигатели] мы не поставляем. Разрешительные схемы работают в рамках международных обязательств. Их мы не имеем права не выполнять. Приходится выходить и на новые рынки, чтобы поддерживать производство - продавать Китаю, Индии, они покупают.
Герой Украины в списке Forbes
Герою Украины и доктору технических наук Вячеславу Богуслаеву в этом году исполнится 80 лет. В 2016 году, согласно последнему опубликованному рейтингу "Forbes Украина", Богуслаев вошел в сотню самых богатых украинцев (30-е место) с состоянием $137 млн. По сравнению с рейтингом 2013 года его состояние сократилось почти в два раза.
Богуслаев родился в казахстанском городе Уральске. В 1966 году окончил Запорожский машиностроительный институт им. Чубаря по специальности "авиационные двигатели". С 1966 года работал на Запорожском моторостроительном заводе, пройдя путь от рядового инженера до гендиректора предприятия. Богуслаев награжден медалью "За доблестный труд" (1970) и орденом Трудового Красного Знамени (1982).
В 1990-е Богуслаев стал президентом и основным совладельцем компании "Мотор Сич". Избирался депутатом Верховной рады Украины нескольких созывов, включая нынешний.
В 2016 году Богуслаев подвергся критике после своего визита в Валаамский монастырь за сутки до встречи там же Владимира Путина и патриарха Кирилла. Тогда Богуслаев открыл на острове памятник образу Валаамской Божией Матери, установленный на средства "Мотор Сич" и российского Фонда Андрея Первозванного, попечительский совет которого возглавляет Владимир Якунин.
"На заводе присутствуют всего 26 китайцев"
- Говорят, что вы переносите свое производство в Китай.
- Это еще одна глупость. Ну как можно перенести? Ну вы представляете, что здесь 25 тыс. человек работают? Кроме того, станки не разрешают вывозить - ни Россия, ни Европа, ни Украина.
- А китайцы к вам приезжают?
- Сегодня на заводе у нас присутствуют всего 26 китайцев. Они пытаются изучать двигатель МС-500, он их очень интересует. Хотят его использовать на учебном тренировочном самолете. Для китайцев модификация двигателя называется МС-500В-02С.
- При этом в Китае, в городе Чунцин, строится завод, на котором будут производить двигатели конструкции "Мотор Сич"...
- Завод в Китае еще не построили, он все еще в строительстве. Я сам заинтересован, чтобы на этот рынок проникнуть, потому что там все - американцы, немцы, россияне. Там все, кроме нас.
- Можно считать, что речь идет о расширении производства "Мотор Сич"?
- Речь идет о рынке Китая. Завод строим не мы, а китайцы. Сейчас они хотят купить стенды под этот двигатель МС-500В-02C. Они строят самолеты для других компаний. Под эти самолеты хотят собирать двигатели. Они не собираются делать детали, они собираются собирать [самолеты] из модулей. Это везде так. "Боинг" собирает крылья, "Эйрбас" - фюзеляжи. Это интеграция рабочей силы, это кооперация.
- Почему вы продали китайским инвесторам более 50% акций?
- Это коммерция.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Воздушный транспорт» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233