"Доля федеральных сетей будет расти. Наши местные не справляются с конкуренцией". "Портал Предпринимателей". 9 октября 2018

Сделка года на рынке ритейла Набережных Челнов - продажа сети "Камилла" - будет закрыта до конца 2018 года и повлечет за собой передел рынка, на котором стремительно наращивают доли федеральные компании. Руководители местных сетей с осторожностью оценивают возможные последствия, пока покупатель официально не назван. Бизнес обеспокоен тем, что власти не озвучивают реальное распределение долей в отрасли. Оттого и вопрос: остановятся ли "Магнит" и X5 Retail Group на разрешенных законом 25% рынка, и хватит ли сил местным удерживать остальные 50%? Насколько "Камилла" ценна как актив, почему в разделе ее имущества заинтересованы "алкоголики и пивники", кто еще из челнинских присматривается к магазинам и что ждет торговлю в перспективе - руководители сетей рассуждают в беседе с Chelny-biz.ru.
"АЛКОМАРКЕТ, ПИВНАЯ, ПЕКАРНЯ – ВОТ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПОКУПАТЕЛИ БЫВШИХ МАГАЗИНОВ "КАМИЛЛЫ"
Продажу торговой сети "Камилла" называют вероятной сделкой года на рынке ритейла Набережных Челнов. Она длится уже несколько месяцев и завершится, как обещает собственник, под занавес 2018-го. ООО "Оптовик" готово реализовать около 60 арендных мест. Речь идет лишь о продаже имущества, "Камилла" как сеть и бренд перестанут существовать.
– Причина продажи – решение компании сконцентрировать ресурсы на сети гипермаркетов "Эссен" как на более прибыльной части бизнеса, - прокомментировал Chelny-biz.ru генеральный директор ООО "Оптовик" Азамат Ахмадуллин. - Предложение, которое мы получили от покупателя, в несколько раз превосходит по прибыльности наши прогнозы по "Камилле". По условиям сделки до ее завершения мы не можем разглашать покупателя. Будут проданы все объекты сети – в данный момент их около 60.
Судя по данным официального сайта, у "Камиллы" сейчас 42 магазина: 32 в Набережных Челнах, 8 в Нижнекамске и 2 в Менделеевске.
Вероятными покупателями участники рынка уже назвали федеральных игроков - X5 Retail Group (бренды "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") и "Магнит". Впрочем, как стало известно Chelny-biz.ru, помещения не выставляются единым лотом, по некоторым переговоры велись и с местными компаниями.
- Мы тоже рассматриваем одно предложение по бывшему магазину "Камилла". Хотя там сложная планировка, и не очень удобно размещаться, - рассказал редакции Дмитрий Калачев, руководитель сети "Впрок". - У "Камиллы" неплохие объекты, единственное, многие расположены в старых постройках. Я думаю, нам предлагают то, от чего отказались их потенциальные покупатели. Для федеральной компании не проблема - выкупить сразу 60 объектов, но проблема может быть в несоответствии помещений стандартам. Знаю, что "Пятерочка" арендует от 400 или 450 квадратов, плюс есть требования по подъездным путям, логистике. Не все может подходить. К тому же, вероятно, где-то уже есть рядом магазин "Пятерочка" или "Магнит", и им не интересно открывать еще один.
Торговый дом "Челны-Хлеб" не стал участвовать в этой распродаже.
- У нас нет таких возможностей, как у федеральных компаний. Это очень дорого. Даже покупка единичных магазинов, - прокомментировал гендиректор торгового дома Эдуард Юнусов.
Дмитрий Калачев считает, что помещения "Камиллы" могут быть интересны многим местным покупателям и не только продуктовым компаниям:
- "Алкоголики", пивники, думаю, заинтересуются. Потому что это все – объекты, куда люди в свое время ходили за алкоголем. Алкомаркет, пивная, пекарня – вот потенциальные покупатели бывших магазинов "Камиллы". Тем более, они могут поделить помещение. Мы видим, что они зачастую идут вместе. Я думаю, что там можно даже открывать сферу услуг (прачечные, химчистки), общественное питание, особенно фаст-фуд. Теоретически магазины могут быть проданы сетям непродовольственных товаров, тому же "Магнит Косметик". В таком количестве он не возьмет, впрочем, могут поделить между "Магнитом" и "Магнит Косметик".
"ДОЛЯ ОДНОЙ КОМПАНИИ НА РЫНКЕ НЕ ДОЛЖНА ПРЕВЫШАТЬ 25%.МЕНЯ БЕСПОКОИТ, ЧТО МУНИЦИПАЛИТЕТ НЕ ВЕДЕТ ТОРГОВЫЙ РЕЕСТР, ХОТЯ ОБЯЗАН"
И все же, по прогнозу, большую часть помещений заберет одна компания, что существенно отразится на раскладе сил на рынке.
Краснодарский "Магнит", который с огромными сложностями и долго заходил в город, уже нарастил сеть в Челнах до 86 магазинов. За два года компания открыла 16 объектов. Сейчас в городе 59 магазинов в формате "у дома", 26 дискаунтеров "Магнит Косметик" и один гипермаркет в ТЦ "Сити Молл". Компания, в которой теперь за финансы отвечает бывший топ-менеджер "КАМАЗа" Елена Милинова, недавно объявила, что отказывается от развития гипермаркетов в пользу формата "у дома". К 2023 году "Магнит" планирует увеличить сеть по стране с 13,4 тыс. до 22,8 тыс. Кроме того, с 500 до 900 будут наращивать супермаркеты "Семейный магнит".
У X5 Retail Group - 74 дискаунтера "Пятерочка", два супермаркета "Перекресток" и один гипермаркет "Карусель". В начале года руководство холдинга объявило, что планирует удвоить в Татарстане количество "Перекрестков". Основными городами для роста назывались Казань и Набережные Челны.
У старейшего игрока челнинского рынка - торгового дома "Челны-Хлеб" семьи Юнусовых - в городе 42 одноименных супермаркета, восемь пекарен "Мудрый пекарь" и один Fresh market.
ТД "Дуслык", который развивает сеть "Тэмле", владеет 25 супермаркетами. Сейчас, по данным открытых источников, в Челнах осталось 10 из них, остальные работают в Нижнекамске, Альметьевске, Чистополе, Лениногорске, Бугульме и сельских районах. С начала года не утихают разговоры о переговорах по продаже сети, потенциальными покупателями называются те же федералы, но совладелец компании Ринат Сулейманов по-прежнему отрицает такие планы.
При этом он отмечает, что федеральным сетям интересно наращивать присутствие в Челнах:
- Думаю, в планах стратегического развития каждой федеральной сети есть определенное количество точек или площадей, каждый город расписан. И сегодня этот план реализуется. Думаю, что Набережные Челны еще не до конца насытились магазинами. Можно ли считать закрытие "Камиллы" потерей для города? Я думаю, что это не большая потеря. Оцениваю не как покупатель, а с профессиональной точки зрения. Организация торговли в федеральных сетях намного эффективнее. Это естественный процесс организации торгового пространства в любом городе: приходит игрок, который сильнее и предлагает более интересные цены, ассортимент, и покупатель на это реагирует. Если бы в "Пятерки" никто не ходил, то "Камиллы" бы себя прекрасно чувствовали. А раз закрываются, то значит там что-то не так.
– Судя по всему, доля федеральных сетей будет расти, а наши местные сети не справляются с конкуренцией, - говорит Дмитрий Калачев, руководитель сети "Впрок". - Возможности федералов, очевидно, намного выше, чем у любой местной. И конкурировать с ними надо по-другому. А наши фактически пытаются делать аналог, быть прямым конкурентом. Когда человек выбирает условно между "Челны-Хлебом", "Магнитом" и "Пятерочкой", то он выбирает по критериям "расположение" и "цена". Когда все три открываются рядом (а происходит это именно так), то роль начинает играть только цена. Мы понимаем, что объемы закупок и возможности у федералов намного выше. Плюс ко всему, у них удельные издержки, скорее всего, ниже. Плюс неограниченный доступ к капиталу - всегда могут найти деньги. Мы понимаем, что "Магнит" сегодня - практически государственная компания, которая никогда не будет испытывать проблем с финансированием. X5 – компания на IPO. Продали акций – и вот вам сколько нужно получите на развитие.
Ринат Сулейманов при этом не высказывает серьезных опасений за будущее своей компаний. Бизнесмен считает, что местные ритейлеры смогут сохранить свои сети, потому что на их стороне законодательство.
- Есть закон о торговле, который разрешает одной структуре занимать не более 25% рынка. Даже если отдать 25% "Магниту", 25 – "Пятерке", кому-то же остаются 50%. Почему бы не нам, местным? - смеется бизнесмен.
Его коллега Эдуард Юнусов, напротив, обеспокоен и будущим своего бизнеса, и соблюдением закона в части распределения долей.
- Всем нужно внимательно прочитать закон о торговле. Доля одной компании не должна превышать 25%. Меня беспокоит, что муниципалитет не ведет торговый реестр, хотя обязан в соответствии с законодательством, - говорит гендиректор ТД "Челны-Хлеб". - Есть сегодня контроль долей со стороны управления торговли или нет – я даже представления не имею. Работая в данной сфере, я до сих пор не заметил, чтобы кто-то такую работу проводил. Когда эти цифры будут, тогда мы с вами сможем по существу поговорить.
Эту проблему Юнусов поднимал не раз. Еще год назад на съезде собственников торговых домов в Челнах бизнесмен отмечал, что в Казани доли крупнейших сетей приближаются к порогу 25% и не ясно, позволят им наращивать магазины дальше, или республика будет отстаивать местный рынок.
"И "ЧЕЛНЫ-ХЛЕБУ", И НАМ ПРИДЕТСЯ НАХОДИТЬ ИНСТРУМЕНТЫ, ЧТОБЫ БЫТЬ ПОКУПАТЕЛЮ ИНТЕРЕСНЫМИ"
Ринат Сулейманов согласился с тем, что с законодательным регулированием будет сложно. Скорее, будет диктовать экономика, а она сегодня не в пользу местных сетей.
- И "Челны-Хлебу", и нам придется находить определенные инструменты, чтобы быть покупателю интересными, - говорит глава компании, который недавно закрыл очередной магазин в Челнах (на Сармановском тракте). - Пришлось, стал неэффективным. Думаю, что будем дальше закрывать неэффективные магазины и открывать новые эффективные. В Челнах планируем развиваться и быть на рынке еще долго, насколько это будет возможно. Нам сегодня живется ровно так же, как и вам. Доллар растет, рубль дешевеет, уровень потребления падает. Не думаю, что все печально, но и повода для особой радости нет. Если ситуация будет оставаться примерно такой же, мы более-менее ровно будет работать. Если будет ухудшаться, то, наверное, мы уйдем из зоны комфорта. Если улучшиться, то региональные сети смогут более активно развиваться.
Эдуард Юнусов отметил, что развитие его сети идет тяжело. На днях компания открыла после реконструкции магазин в поселке ГЭС и очередную пекарню "Мудрый пекарь". В ближайшее время компания не планирует развивать новые форматы.
- Наши планы - работать, работать и еще раз работать, - кратко ответил на вопросы о будущем Эдуард Юнусов.
Розничная торговля в Набережных Челнах только в 2018 году начала показывать более-менее существенный рост: за первое полугодие он составил 7,5%, за семь месяцев - 5%. Можно считать, что она только восстановилась после падения 2014-2015 годов и долгого периода околонулевого роста. Но прогнозы экономистов не добавляют оптимизма. По расчетам Минэкономики Татарстана, в розничной торговле в 2019-2024 годах рост оборота сохранится на уровне 103-103,6% (в 2018 году – 105,7%), и то при росте кредитной активности населения.
- Торговля продуктами питания будет развиваться более быстрыми темпами. А в целом по отрасли, думаю, рост не будет отличаться от прогноза, ­- считает Ринат Сулейманов. - Зайдите в магазины бытовой техники, мебели – вы там увидите большие очереди? Люди перестали покупать мебель каждые три-пять лет. Раньше, в 2000-е бежали за новинками телевизоров, бежали за скидками. А сейчас даже если скидка 70%, люди еще подумают, идти или нет. Раньше могли себе позволить сменить гардероб раз год, то сейчас меняют раз в два-три года. В продуктах питания ситуация более интересная с точки зрения развития.
Между тем, Дмитрий Калачев отмечает, что его челнинские коллеги смогут удержаться только за счет развития магазинов иных форматов.
- То, что делают "Магнит" и "Пятерочка" – это мягкий дискаунт. Здесь местным очень тяжело конкурировать именно потому, что в дискаунтере главное конкурентное преимущество – низкая цена. Получить более низкие цены или вести бизнес так, чтобы издержки были ниже, это очень сложно для региональной сети, - говорит руководитель сети "Впрок". - Это практически нереальная, не решаемая задача. Они должны создавать какие-то уникальные форматы, нишевые магазины. Например, в Москве есть быстро развивающаяся сеть продуктов для здорового питания "ВкусВилл". Это магазины фермерских продуктов, они гарантируют, что все экологичное, натуральное и т.д. Вот в этом есть перспектива. Мне кажется, ниша местных ритейлеров – супермаркеты с большой долей готовой еды. Но у них не будет такого территориального покрытия. У "Челны-Хлеба" есть Fresh market, он способен конкурировать с остальными, включая "Карусель" и "Перекресток", потому что там большой процент так называемого фрэша, готовой еды. Такой формат, на мой взгляд более жизнеспособен, но таких магазинов на город не нужно десятки. Два, три, пять, десять - максимум. Пример - непотопляемый "Бахетле", у которого свои клиенты. Сколько бы ни было конкурентов рядом, он будет работать.
В скором времени в Челнах запустит второй гипермаркет питерская сеть "Лента", "Эссен" готовит реконструкцию объекта за проспектом Яшьлек. О своих планах заявила также компания Metro Cash and Carry, которая объявила, что до 2020 года откроет в Татарстане 150 магазинов "Фасоль" формата "у дома". Маловероятно, что этот процесс обойдет Челны стороной. Так, что передел рынка ритейла в автограде неизбежен.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «FMCG сети» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233