Магазины смогут сэкономить на электричестве по примеру заводов Дерипаски. "РосБизнесКонсалтинг". 25 марта 2019

Правительство решило платить мелким потребителям электричества — магазинам и кафе — за снижение нагрузки на сеть в пиковые часы. Для крупных компаний эта схема работает с 2017 года, но воспользовались ей только заводы Rusal
Альтернатива дорогим электростанциям
Правительство разрешило мелким потребителям — магазинам, кафе, сотовым вышкам и небольшим предприятиям — снижать потребление электроэнергии в пиковые часы и получать за это плату. Соответствующее постановление премьер-министр Дмитрий Медведев подписал 20 марта (его копия есть у РБК).
Такое управление потреблением электроэнергии называется demand response (управление спросом на электроэнергию).
Снижение потребления используется как альтернатива строительству новых электростанций или как способ отказаться от так называемой дорогой пиковой генерации — энергоблоков, которые нужны энергосистеме несколько часов в год, и за обслуживание которых потребителям приходится платить все 12 месяцев, сказал РБК директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Таким образом, сокращая потребление электроэнергии в пиковые часы, участники demand response снижают и общую цену электроэнергии в стране, уточняет эксперт.
В России механизм управляемого потребления работает с 2017 года, но пока участвовать в нем могли только игроки оптового рынка мощности, в основном крупные промышленные предприятия. Теперь правительство предоставит такую возможность и мелким потребителям, которые не являются игроками оптового рынка, а платят за электроэнергию сбытовым компаниям. Они смогут снижать потребление с середины 2019 года, за этот год объем максимальной разгрузки составит 50 МВт, говорится в постановлении Медведева.
Это можно будет сделать через так называемых агрегаторов управления спросом на электроэнергию: сбытовые компании или другие структуры, которые смогут стать участниками оптового рынка. Компании-агрегаторы смогут договориться с мелкими потребителями о том, что те в течение года обязуются по команде снижать свою нагрузку на несколько часов в определенном объеме, говорит эксперт НП "Сообщество потребителей энергии" Игорь Ряпин. Затем агрегаторы заявят этот объем на специальном конкурсе, который проведет для них диспетчер энергосистемы — "Системный оператор". Агрегаторы будут конкурировать по цене, потолок — средневзвешенная нерегулируемая цена мощности, добавляет эксперт. Для первой ценовой зоны (Европа и Урал) это 778 тыс. руб. за МВт, для второй (Сибирь) — 635,2 тыс. руб. за МВт, следует из прогноза Администратора торговой системы оптового рынка электроэнергии (АТС). Эффект для потребителей оценить пока трудно — он будет зависеть от объема разгруженной мощности и цены, которая сформируется в ходе конкурса, говорит Ряпин.
В постановлении правительства оговаривается возможность для предприятий снижать потребление из энергосистемы и переключаться на накопители энергии. В России накопители пока массово не используются, но, например, аккумуляторы установлены на сотовых вышках на случай отключения электроэнергии, напоминает Ряпин. По его словам, летом 2018 года "Системный оператор" в рамках тестирования механизма demand response провел успешный эксперимент, переключив на эти аккумуляторы несколько вышек.
Единственный игрок
С 2017 года возможность снижать потребление за вознаграждение на два, четыре или восемь часов подряд появилась у участников оптового рынка. Но спросом механизм не пользуется, сделали вывод аналитики Vygon Consulting. Единственные участники — заводы UC Rusal, крупнейшим акционером которого является Олег Дерипаска. Предполагалось, что участники demand response будут разгружать мощности три-пять раз в месяц, но на практике заводы снижали потребление всего шесть раз в 2017 году, а в 2018 году — ни разу. Максимальное снижение составило 42 МВт, а это меньше 0,1% пикового потребления в Сибири. В итоге UC Rusal получила около 50 млн руб. в год, подсчитали в Vygon Consulting.
Главная проблема — небольшая плата за разгрузку и в итоге слишком маленький объем снижения потребления, считает Ряпин.
В 2019 году крупные потребители-игроки оптового рынка могут получить за один непотребленный МВт цену "старой" мощности — 133 тыс. руб за МВт в Европейской части и на Урале и 362,9 тыс. руб. за МВт в Сибири (при снижении потребления на восемь часов, если меньше — плата уменьшается).
Но механизм demand response может быть интересен широкому кругу розничных потребителей, в первую очередь тем, кто может снизить нагрузку незаметно для своей деятельности, полагает Пикин. Например, если в офисном здании на пару часов выключить кондиционеры в офисе и на улице при этом не будет плюс 40 градусов, сотрудники ничего не заметят, а владелец этого здания получит плату, объясняет эксперт. Постановление правительства позволит развивать и рынок накопителей, которые могут потребоваться потребителям для участия в demand response, добавляет он.
Потенциальные участники управляемого потребления пока изучают новый механизм. "В "АШАН Ритейл Россия" уже реализуется большая программа по энергосбережению, так как энергоэффективность и сокращение затрат на энергоснабжение являются приоритетными задачами для компании", — сказал РБК руководитель проекта по энергоэффективности компании Олег Игнашин, добавив, что компания планирует подробно изучить постановление правительства.
"Мы изучаем возможность и целесообразность участия в механизме demand-response", — сказал РБК представитель МТС. По его словам, в США в таком механизме активно участвует и население: например, у домохозяйств есть специальные датчики на кондиционеры, которые регулятор отключает в определенные часы, а потребителям "капает несколько центов". 1 млн отключенных кондиционеров могут заместить два энергоблока общей мощностью 2 ГВт, добавил он. Строительство мощностей такого объема может стоить в России от $2 млрд до $7 млрд в зависимости от того, газовые они или атомные, подсчитал Пикин. Но в России участие населения в demand response пока невозможно. "Мы платим по регулируемым тарифам, в которых отдельно ставка за мощность не указывается", — заключает эксперт.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Электроэнергетика», «Цветная металлургия», «FMCG сети», «DIY & Household Retail», «Сети сотовой связи», «Сети бытовой техники», «Прочие торговые сети», «Общественное питание», «Сети компьютерной техники» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233