Ruukki: Защита от транспортного шума - акустические экраны.
09.02.2007 в 13:20 | INFOLine, ИА (по материалам компании) | Advis.ru
Активное развитие транспортной сети в мире в целом и в России в частности, ведет не только к росту экономики. Негативной стороной этого глобального процесса становится значительный рост шума на прилегающих к дорогам территориях.
Исследования показали, что при высокой интенсивности движения на перегруженных автомагистралях уровень шума достигает 80-85 дБ, а на территории ближайшей жилой застройки - 70-75 дБ. Железная дорога еще более "активна" - поезда гремят с интенсивностью до 100 дБ. Между тем по действующим отечественным нормативам допустимые уровни шума не должны превышать 45дБ в ночное время и 55дБ - в дневное. Избыток "звукового сопровождения" приводит к серьезным последствиям – хроническому стрессу, повышенной утомляемости, снижению иммунитета…
Естественно, что создавшаяся ситуация требует проведения эффективных мероприятий. В одной лишь Западной Европе на борьбу с шумом ежегодно тратится 38 млрд евро! При этом, по результатам многолетней практики, одной из наиболее распространенных и эффективных шумозащитных мер являются экранирующие сооружения – "акустические экраны" (АЭ). Сегодня в мире уже построено более 80 тысяч подобных защитных систем. В этой статье мы постараемся более подробно осветить основные конструктивные особенности АЭ, разработанных в России с опорой на опыт одной из ближайших к нам стран – Финляндии.
Европейский опыт
Как и в большинстве североевропейских государств, в Финляндии снижение негативных экологических последствий экономического роста стало государственным приоритетом. Не является исключением и проблема шума транспортных сетей. За несколько десятков лет прошедших с разработки первого проекта АЭ исследователи, - к примеру, Finnish Institute of Occupational Health, совместно с крупнейшими производственными компаниями спроектировали, изготовили, смонтировали и испытали множество вариантов акустических экранов. При этом были проведены испытания звукопоглощающих, гигроскопичных, пожароустойчивых свойств различных материалов (волокнистый полиэстер, минеральная вата и т.д.).
В результате масштабных научных работ были изучены акустические характеристики различных панелей, отличающихся как применяемым зву-копоглощающим материалом, так и геометрическими размерами (толщина металла, процент и диаметр перфорации). Исследовано влияние степени заполнения панели поглощающим материалом на звукоизолирующие свойства панели. Результат - очевиден: Финляндия стала одной из при-знанных "законодательниц мод" в области защиты от шума.
Сегодня на основании полученного опыта и удачных конструктивных решений разработаны противошумовые системы во многих странах мира, в том числе и в России.
Принципы создания и конструктивные особенности акустических экранов
Несмотря на всю схожесть наших стран, при создании российских ва-риантов акустических экранов потребовались достаточно значительные работы по адаптации к отечественным реалиям. Здесь приходилось учиты-вать и условия эксплуатации, и климатическое разнообразие России и от-личную от финской нормативную базу. Специалисты финской компании Ruukki (именно эта компания сегодня является ведущей на финском и ев-ропейском рынке акустических экранов), которые и проделали эту слож-ную работу, изначально решили выработать несколько базовых принци-пов, которые стали основой совместных российско-финских разработок.
Во-первых, изначально закладывалось использование при проектиро-вании и расчётах АЭ финской и российской нормативных баз. Во-вторых, осуществлялся тесный контакт с ведущими отечественными специалиста-ми в данной области. И, наконец, разработка сразу была ориентирована на комплектующие, изготовленные в России.
В связи с незначительным количеством российских норм, регламен-тирующих проектирование противошумовых заграждений, было принято решение, что, в случае отсутствия подобной нормы в российских стандар-тах, применять при расчётах европейские стандарты. В конечном итоге при разработке были использованы следующие нормы:
- СНиП 2.01.07-85 "Нагрузки и воздействия"
- СНиП 23-03-2003 "Защита от шума"
- EN 1794-1:2003 "Road traffic noise reducing devices. Non-acoustic perform-ance. Part 1: Mechanical performance and stability requirements"
- EN 1794-2:2003 "Road traffic noise reducing devices. Non-acoustic perform-ance. Part 2: General safety and environmental requirements"
В результате были разработаны два основных типа звукопоглощающих панелей, которые являются основой акустических экранов (см. табл.1).
Таблица 1. Конструкции акустических экранов Ruukki
Обозначения на схемах: 1 - металлическая панель со звукопоглощением (ЗП), 2 - поверхность до-роги, 3 - козырек, 4 - светопрозрачный материал
Основными элементами АЭ является звукопоглощающая панель, фундамент и стойки, а также звукопоглощающий наполнитель панелей.
Звукопоглощающая панель
Сделаем более подробное описание панелей, представленных в таб-лице 1. Первый тип панели состоит из оцинкованных листов с полимерным покрытием ПВДФ либо "ПУРАЛ", в совокупности с торцевыми оцинкованными пластинами. Они образуют короб, внутрь которого закладывается звукопоглощающий, негигроскопичный и не поддерживающий горение волокнистый материал. Лист, обращенный к источнику шума, имеет перфорацию общей площадью 30% от пер-форируемой поверхности, с диаметром отверстий - 4 мм
Звукопоглощающая панель второго типа отличается от первого эле-ментами, которые образуют короб. В данном случае он образован из горя-чеоцинкованной стали Ruukki и профилированного листа со специальной перфорацией
Характеристики звукопоглощающих свойств панели ("коэффициенты реверберации"), полученные в соответствии с ISO 354:2003, приведены в таблице 2. В настоящее время заканчиваются испытания панелей на звуко-поглощающие свойства по российским стандартам.
Таблица 2 Акустические характеристики панелей "Producta" и "Casetti"
Фундамент и стойки
В качестве варианта фундамента в этих конструкциях предложено ис-пользовать стальные сваи RR. Они устанавливаются с помощью лёгких ударных механизмов или домкратов (рис.6).
Стойки АЭ представляют собой сварную конструкцию, к примеру, двутавра с параллельными гранями полок по ГОСТ 26020-83 с опорной пластиной. После сварки стойки подвергаются горячей оцинковке.
Звукопоглощающий материал
С точки зрения потребительских качеств чрезвычайную важность пред-ставляет звукопоглощающий материал, применяемый в составе панелей. В описанных типах он представляет собой волокнистый полиэстер плотно-стью 12 кг/м3 (рис.7). Это негигроскопичный и не поддерживающий горе-ние материал.
Таблица 3. Акустические характеристики звукопоглощающего материала
Коэффициенты реверберации, характеризующие его звукопоглощаю-щие свойства, полученные в соответствии с ISO 354:2003, приведены в таблице 3.
Сегодня строительство транспортной сети стало приоритетной на-циональной задачей нашей страны. Это естественно - ведь именно она яв-ляется "кровеносной системой" экономики, без которой дальнейший рост невозможен. Но, с другой стороны, объекты этой инфраструктуры стано-вятся источником постоянного шума. Сейчас уже более половины населе-ния крупных российских городов страдают от высокого шумового давле-ния. Эта проблема требует решения. И одним из наиболее очевидных спо-собов снижения акустической нагрузки видится повсеместное использова-ние эффективных экранов, давно и хорошо зарекомендовавших себя в Ев-ропе и мире.
Исследования показали, что при высокой интенсивности движения на перегруженных автомагистралях уровень шума достигает 80-85 дБ, а на территории ближайшей жилой застройки - 70-75 дБ. Железная дорога еще более "активна" - поезда гремят с интенсивностью до 100 дБ. Между тем по действующим отечественным нормативам допустимые уровни шума не должны превышать 45дБ в ночное время и 55дБ - в дневное. Избыток "звукового сопровождения" приводит к серьезным последствиям – хроническому стрессу, повышенной утомляемости, снижению иммунитета…
Естественно, что создавшаяся ситуация требует проведения эффективных мероприятий. В одной лишь Западной Европе на борьбу с шумом ежегодно тратится 38 млрд евро! При этом, по результатам многолетней практики, одной из наиболее распространенных и эффективных шумозащитных мер являются экранирующие сооружения – "акустические экраны" (АЭ). Сегодня в мире уже построено более 80 тысяч подобных защитных систем. В этой статье мы постараемся более подробно осветить основные конструктивные особенности АЭ, разработанных в России с опорой на опыт одной из ближайших к нам стран – Финляндии.
Европейский опыт
Как и в большинстве североевропейских государств, в Финляндии снижение негативных экологических последствий экономического роста стало государственным приоритетом. Не является исключением и проблема шума транспортных сетей. За несколько десятков лет прошедших с разработки первого проекта АЭ исследователи, - к примеру, Finnish Institute of Occupational Health, совместно с крупнейшими производственными компаниями спроектировали, изготовили, смонтировали и испытали множество вариантов акустических экранов. При этом были проведены испытания звукопоглощающих, гигроскопичных, пожароустойчивых свойств различных материалов (волокнистый полиэстер, минеральная вата и т.д.).
В результате масштабных научных работ были изучены акустические характеристики различных панелей, отличающихся как применяемым зву-копоглощающим материалом, так и геометрическими размерами (толщина металла, процент и диаметр перфорации). Исследовано влияние степени заполнения панели поглощающим материалом на звукоизолирующие свойства панели. Результат - очевиден: Финляндия стала одной из при-знанных "законодательниц мод" в области защиты от шума.
Сегодня на основании полученного опыта и удачных конструктивных решений разработаны противошумовые системы во многих странах мира, в том числе и в России.
Принципы создания и конструктивные особенности акустических экранов
Несмотря на всю схожесть наших стран, при создании российских ва-риантов акустических экранов потребовались достаточно значительные работы по адаптации к отечественным реалиям. Здесь приходилось учиты-вать и условия эксплуатации, и климатическое разнообразие России и от-личную от финской нормативную базу. Специалисты финской компании Ruukki (именно эта компания сегодня является ведущей на финском и ев-ропейском рынке акустических экранов), которые и проделали эту слож-ную работу, изначально решили выработать несколько базовых принци-пов, которые стали основой совместных российско-финских разработок.
Во-первых, изначально закладывалось использование при проектиро-вании и расчётах АЭ финской и российской нормативных баз. Во-вторых, осуществлялся тесный контакт с ведущими отечественными специалиста-ми в данной области. И, наконец, разработка сразу была ориентирована на комплектующие, изготовленные в России.
В связи с незначительным количеством российских норм, регламен-тирующих проектирование противошумовых заграждений, было принято решение, что, в случае отсутствия подобной нормы в российских стандар-тах, применять при расчётах европейские стандарты. В конечном итоге при разработке были использованы следующие нормы:
- СНиП 2.01.07-85 "Нагрузки и воздействия"
- СНиП 23-03-2003 "Защита от шума"
- EN 1794-1:2003 "Road traffic noise reducing devices. Non-acoustic perform-ance. Part 1: Mechanical performance and stability requirements"
- EN 1794-2:2003 "Road traffic noise reducing devices. Non-acoustic perform-ance. Part 2: General safety and environmental requirements"
В результате были разработаны два основных типа звукопоглощающих панелей, которые являются основой акустических экранов (см. табл.1).
Таблица 1. Конструкции акустических экранов Ruukki
Обозначения на схемах: 1 - металлическая панель со звукопоглощением (ЗП), 2 - поверхность до-роги, 3 - козырек, 4 - светопрозрачный материал
Основными элементами АЭ является звукопоглощающая панель, фундамент и стойки, а также звукопоглощающий наполнитель панелей.
Звукопоглощающая панель
Сделаем более подробное описание панелей, представленных в таб-лице 1. Первый тип панели состоит из оцинкованных листов с полимерным покрытием ПВДФ либо "ПУРАЛ", в совокупности с торцевыми оцинкованными пластинами. Они образуют короб, внутрь которого закладывается звукопоглощающий, негигроскопичный и не поддерживающий горение волокнистый материал. Лист, обращенный к источнику шума, имеет перфорацию общей площадью 30% от пер-форируемой поверхности, с диаметром отверстий - 4 мм
Звукопоглощающая панель второго типа отличается от первого эле-ментами, которые образуют короб. В данном случае он образован из горя-чеоцинкованной стали Ruukki и профилированного листа со специальной перфорацией
Характеристики звукопоглощающих свойств панели ("коэффициенты реверберации"), полученные в соответствии с ISO 354:2003, приведены в таблице 2. В настоящее время заканчиваются испытания панелей на звуко-поглощающие свойства по российским стандартам.
Таблица 2 Акустические характеристики панелей "Producta" и "Casetti"
Фундамент и стойки
Тип звукопоглощающей панели | Коэффициент реверберации в октавных полосах частот | |||||
125 | 250 | 500 | 1000 | 2000 | 4000 | |
“Producta” | 0,55 | 0,97 | 0,97 | 0,90 | 0,90 | 0,81 |
“Casetti” | 0,41 | 0,92 | 0,99 | 0,91 | 0,91 | 0,89 |
В качестве варианта фундамента в этих конструкциях предложено ис-пользовать стальные сваи RR. Они устанавливаются с помощью лёгких ударных механизмов или домкратов (рис.6).
Стойки АЭ представляют собой сварную конструкцию, к примеру, двутавра с параллельными гранями полок по ГОСТ 26020-83 с опорной пластиной. После сварки стойки подвергаются горячей оцинковке.
Звукопоглощающий материал
С точки зрения потребительских качеств чрезвычайную важность пред-ставляет звукопоглощающий материал, применяемый в составе панелей. В описанных типах он представляет собой волокнистый полиэстер плотно-стью 12 кг/м3 (рис.7). Это негигроскопичный и не поддерживающий горе-ние материал.
Таблица 3. Акустические характеристики звукопоглощающего материала
| Коэффициент реверберации в октавных полосах частот | |||||
125 | 250 | 500 | 1000 | 2000 | 4000 | |
Звукопоглощающий материал | 0,55 | 0,95 | 0,97 | 0,91 | 0,94 | 0,91 |
Коэффициенты реверберации, характеризующие его звукопоглощаю-щие свойства, полученные в соответствии с ISO 354:2003, приведены в таблице 3.
Сегодня строительство транспортной сети стало приоритетной на-циональной задачей нашей страны. Это естественно - ведь именно она яв-ляется "кровеносной системой" экономики, без которой дальнейший рост невозможен. Но, с другой стороны, объекты этой инфраструктуры стано-вятся источником постоянного шума. Сейчас уже более половины населе-ния крупных российских городов страдают от высокого шумового давле-ния. Эта проблема требует решения. И одним из наиболее очевидных спо-собов снижения акустической нагрузки видится повсеместное использова-ние эффективных экранов, давно и хорошо зарекомендовавших себя в Ев-ропе и мире.