Как "Русагро" купит производителя майонеза "Московский провансаль". "РосБизнесКонсалтинг". 5 октября 2018
08.10.2018 в 10:37 | РосБизнесКонсалтинг | Advis.ru
Группа "Русагро" Вадима Мошковича получит контроль над холдингом "Солнечные продукты". Объединенная компания станет безоговорочным лидером в производстве маргарина и крупным игроком в сегменте майонеза
Группа "Русагро" намерена приобрести контрольный пакет головной компании холдинга "Солнечные продукты", сообщила компания в пятницу, 5 октября. Ни размер приобретаемого пакета, ни другие детали сделки группа не раскрывает. Известно лишь, что "Русагро" намерена в 2019 году объединить приобретаемые активы со своим масложировым бизнесом. Гендиректор "Русагро" Максим Басов от комментариев отказался.
Чем известны "Солнечные продукты"
Холдинг "Солнечные продукты" создан в 2004 году и известен как крупный производитель растительных масел и майонезов. Холдинг управляет маслоэкстракционными заводами в Саратовской области и Краснодарском крае, а также масложировыми комбинатами в Саратове, Москве и Новосибирске. Выпускает, в частности, майонез "Московский провансаль", горчицу "Столичная" и подсолнечное масло "Россиянка".
Одним из создателей и акционером "Солнечных продуктов" был спикер Госдумы Вячеслав Володин. В 2007 году он продал свою долю и долю своей матери своему партнеру Владиславу Бурову. Он в базе СПАРК сейчас указан как единственный владелец управляющей компании АО "Холдинг "Солнечные продукты".
В четверг владелец "Солнечных продуктов" Владислав Буров написал сотрудникам письмо, в котором признался, что последние три года, после аварии на заводе "Волжский терминал" в августе 2015 года, холдинг "переживал сложные времена". Авария произошла на производстве по переработке масличных культур в Саратовской области: в тот момент завод не работал, основная версия произошедшего — взрыв в цехе экстракции масла, один сотрудник погиб. Буров останется совладельцем холдинга, следовало из письма.
В пресс-службе "Солнечных продуктов" не ответили на запрос РБК.
Главный по маргарину
Свои финансовые показатели "Солнечные продукты" не раскрывают. В рейтинге РБК 500 холдинг занимает 248-е место с прошлогодней выручкой 42 млрд руб. Для сравнения: выручка всей группы "Русагро" в 2017 году превысила 79 млрд руб., выручка только масложирового дивизиона — 19 млрд руб.
Оценить рыночную стоимость "Солнечных продуктов" не представляется возможным, сетует управляющий партнер Agro and Food Communications Илья Березнюк. Финансовые показатели неизвестны, у холдинга должен быть большой CAPEX, при этом у "Солнечных продуктов" очень сильные бренды, перечисляет эксперт. Сделка, скорее всего, будет структурирована через обслуживание долга "Солнечных продуктов", предполагает аналитик "ВТБ Капитала" Николай Ковалев.
Объединение с "Солнечными продуктами" усилит позиции масложирового дивизиона "Русагро". Если ориентироваться на приведенную в отчетности "Русагро" оценку Масложирового союза России, то в переработке подсолнечника объединенная компания сможет приблизиться к лидеру сегмента — "Югу Руси" (его доля в натуральном выражении по итогам 2017 года составила 23%, "Солнечных продуктов" — 14%, "Русагро" — только 4%). В производстве майонеза объединенная компания сможет претендовать на первое место (по итогам 2017 года у "Солнечных продуктов" было 18%, у "Русагро" — 10%, а у "Эссен Продакшн", владельца бренда "Махеевъ", — 25%). Наконец, в производстве фасованного маргарина появится безоговорочный лидер. В прошлом году у "Русагро" с его маркой "Щедрое лето" уже были 44% этого сегмента, у "Солнечных продуктов" с "Саратовским маргарином", "Чудесницей" и "Жар-печкой" — 25%.
После закрытия сделки "Русагро" может стать второй компанией в российском АПК по выручке после "Содружества", по земельному банку достигнет уровня "Продимекса", а в масложировом направлении станет второй после "Эфко", прогнозирует директор аналитического центра "Совэкон" Андрей Сизов. В Федеральной антимонопольной службе не прокомментировали заявленное объединение компаний.
Низкомаржинальный бизнес
По маржинальности масложировой бизнес "Русагро" значительно уступает основным дивизионам — сахарному и мясному. В 2017 году рентабельность по скорректированному показателю EBITDA у этих трех направлений равнялась соответственно 4, 18 и 31%.
Одной из причин низкой маржинальности может быть продолжающееся уже второй год падение цен на растительное масло. Из отчетности "Русагро" следует, что в 2017 году ее оптовые цены на бутилированное масло упали на 18%, до 58,8 руб. за 1 кг, в первом полугодии 2018-го — на 10%, до 53,9 руб. за 1 кг.
На фоне низкой маржинальности бизнеса консолидация — один из способов снижения издержек, отмечает исполнительный директор Масложирового союза России Станислав Мальцев. Как раз сейчас для "Русагро" хороший момент купить дешево чужой бизнес и заработать затем на восстановлении рентабельности и синергии с уже существующими активами, указывает старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов.
В последние годы участники рынка постоянно ведутся переговоры об альянсах, указывает Мальцев. Переговоры об объединении с "Солнечными продуктами" летом 2017 года вел, в частности, крупнейший производитель бутилированного подсолнечного масла "Юг Руси". Но компании вскоре остановили переговоры, объяснив это "изменившейся рыночной конъюнктурой". Параллельно "Солнечные продукты" договорились объединить продажи с другим крупным производителем — "Эфко". Для этого компании планировали создать совместное предприятие на паритетных началах и совместно продвигать майонез, подсолнечное масло, горчицу, маргарины и другую продукцию под брендами "Эфко" и "Солнечные продукты". В октябре компании попросили ФАС одобрить объединение продаж.
В компании "Эфко" на вопрос РБК о судьбе этого СП и влиянии на него сделки с "Русагро" не ответили.
Если в 2000-х годах Россия импортировала масло, то сейчас больше трети производимого растительного масла экспортируется за рубеж, отмечает аналитик Газпромбанка Дарья Снитко. Внутреннее потребление растительного масла и майонеза в России стагнирует, и сейчас основная точка роста — развитие экспорта, причем в сегменте не только сырого масла, но и продуктов его переработки. Текущие мощности позволяют увеличивать производство масла, но развитие экспорта сдерживают логистические ограничения, констатирует Снитко.
Группа "Русагро" намерена приобрести контрольный пакет головной компании холдинга "Солнечные продукты", сообщила компания в пятницу, 5 октября. Ни размер приобретаемого пакета, ни другие детали сделки группа не раскрывает. Известно лишь, что "Русагро" намерена в 2019 году объединить приобретаемые активы со своим масложировым бизнесом. Гендиректор "Русагро" Максим Басов от комментариев отказался.
Чем известны "Солнечные продукты"
Холдинг "Солнечные продукты" создан в 2004 году и известен как крупный производитель растительных масел и майонезов. Холдинг управляет маслоэкстракционными заводами в Саратовской области и Краснодарском крае, а также масложировыми комбинатами в Саратове, Москве и Новосибирске. Выпускает, в частности, майонез "Московский провансаль", горчицу "Столичная" и подсолнечное масло "Россиянка".
Одним из создателей и акционером "Солнечных продуктов" был спикер Госдумы Вячеслав Володин. В 2007 году он продал свою долю и долю своей матери своему партнеру Владиславу Бурову. Он в базе СПАРК сейчас указан как единственный владелец управляющей компании АО "Холдинг "Солнечные продукты".
В четверг владелец "Солнечных продуктов" Владислав Буров написал сотрудникам письмо, в котором признался, что последние три года, после аварии на заводе "Волжский терминал" в августе 2015 года, холдинг "переживал сложные времена". Авария произошла на производстве по переработке масличных культур в Саратовской области: в тот момент завод не работал, основная версия произошедшего — взрыв в цехе экстракции масла, один сотрудник погиб. Буров останется совладельцем холдинга, следовало из письма.
В пресс-службе "Солнечных продуктов" не ответили на запрос РБК.
Главный по маргарину
Свои финансовые показатели "Солнечные продукты" не раскрывают. В рейтинге РБК 500 холдинг занимает 248-е место с прошлогодней выручкой 42 млрд руб. Для сравнения: выручка всей группы "Русагро" в 2017 году превысила 79 млрд руб., выручка только масложирового дивизиона — 19 млрд руб.
Оценить рыночную стоимость "Солнечных продуктов" не представляется возможным, сетует управляющий партнер Agro and Food Communications Илья Березнюк. Финансовые показатели неизвестны, у холдинга должен быть большой CAPEX, при этом у "Солнечных продуктов" очень сильные бренды, перечисляет эксперт. Сделка, скорее всего, будет структурирована через обслуживание долга "Солнечных продуктов", предполагает аналитик "ВТБ Капитала" Николай Ковалев.
Объединение с "Солнечными продуктами" усилит позиции масложирового дивизиона "Русагро". Если ориентироваться на приведенную в отчетности "Русагро" оценку Масложирового союза России, то в переработке подсолнечника объединенная компания сможет приблизиться к лидеру сегмента — "Югу Руси" (его доля в натуральном выражении по итогам 2017 года составила 23%, "Солнечных продуктов" — 14%, "Русагро" — только 4%). В производстве майонеза объединенная компания сможет претендовать на первое место (по итогам 2017 года у "Солнечных продуктов" было 18%, у "Русагро" — 10%, а у "Эссен Продакшн", владельца бренда "Махеевъ", — 25%). Наконец, в производстве фасованного маргарина появится безоговорочный лидер. В прошлом году у "Русагро" с его маркой "Щедрое лето" уже были 44% этого сегмента, у "Солнечных продуктов" с "Саратовским маргарином", "Чудесницей" и "Жар-печкой" — 25%.
После закрытия сделки "Русагро" может стать второй компанией в российском АПК по выручке после "Содружества", по земельному банку достигнет уровня "Продимекса", а в масложировом направлении станет второй после "Эфко", прогнозирует директор аналитического центра "Совэкон" Андрей Сизов. В Федеральной антимонопольной службе не прокомментировали заявленное объединение компаний.
Низкомаржинальный бизнес
По маржинальности масложировой бизнес "Русагро" значительно уступает основным дивизионам — сахарному и мясному. В 2017 году рентабельность по скорректированному показателю EBITDA у этих трех направлений равнялась соответственно 4, 18 и 31%.
Одной из причин низкой маржинальности может быть продолжающееся уже второй год падение цен на растительное масло. Из отчетности "Русагро" следует, что в 2017 году ее оптовые цены на бутилированное масло упали на 18%, до 58,8 руб. за 1 кг, в первом полугодии 2018-го — на 10%, до 53,9 руб. за 1 кг.
На фоне низкой маржинальности бизнеса консолидация — один из способов снижения издержек, отмечает исполнительный директор Масложирового союза России Станислав Мальцев. Как раз сейчас для "Русагро" хороший момент купить дешево чужой бизнес и заработать затем на восстановлении рентабельности и синергии с уже существующими активами, указывает старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов.
В последние годы участники рынка постоянно ведутся переговоры об альянсах, указывает Мальцев. Переговоры об объединении с "Солнечными продуктами" летом 2017 года вел, в частности, крупнейший производитель бутилированного подсолнечного масла "Юг Руси". Но компании вскоре остановили переговоры, объяснив это "изменившейся рыночной конъюнктурой". Параллельно "Солнечные продукты" договорились объединить продажи с другим крупным производителем — "Эфко". Для этого компании планировали создать совместное предприятие на паритетных началах и совместно продвигать майонез, подсолнечное масло, горчицу, маргарины и другую продукцию под брендами "Эфко" и "Солнечные продукты". В октябре компании попросили ФАС одобрить объединение продаж.
В компании "Эфко" на вопрос РБК о судьбе этого СП и влиянии на него сделки с "Русагро" не ответили.
Если в 2000-х годах Россия импортировала масло, то сейчас больше трети производимого растительного масла экспортируется за рубеж, отмечает аналитик Газпромбанка Дарья Снитко. Внутреннее потребление растительного масла и майонеза в России стагнирует, и сейчас основная точка роста — развитие экспорта, причем в сегменте не только сырого масла, но и продуктов его переработки. Текущие мощности позволяют увеличивать производство масла, но развитие экспорта сдерживают логистические ограничения, констатирует Снитко.