ВСМ: риски необходимо поделить, - Леонид Вардомский, руководитель Центра постсоветских исследований Института экономики Российской академии наук. "ИА РЖД-Партнер.ру". 12 февраля 2018

Проект ВСМ "Евразия", которая должен связать Россию и Китай, обсуждают с 2015 года. Скоростная магистраль, инвестировать в строительство которой будут китайцы, позволит добраться от одной столицы до другой всего за 32 ч вместо 5 дней. О рисках и перспективах проекта РЖД-Партнер поговорил с Леонидом Вардомским, доктором экономических наук, профессором, руководителем Центра постсоветских исследований Института экономики Российской академии наук.
– Леонид Борисович, каковы перспективы ВСМ в России?
– Перспективы, конечно, есть. И потребность в таких дорогах есть, учитывая размеры российской территории. Но имеются и существенные ограничения для таких проектов. Если говорить о пассажирских перевозках, то ограничения связаны с численностью нашей страны (у нас проживает в 10 раз меньше людей, чем в КНР) и, соответственно, ограниченным количеством потенциальных пассажиров. Билеты ведь будут по цене авиационных, а то и дороже! Эффективность проекта определяется платежеспособным пассажиропотоком. Потенциальные пассажиры ВСМ это туристы, наши и зарубежные, а также командировочные по делам бизнеса и госслужбы. Но не думаю, что среди россиян будет много желающих ехать с ветерком в Китай дорого! Здесь все надежды на китайских туристов. Но сможем ли мы принять такой эффективный поток? Дорога должна обслуживать несколько пар поездов в день. А потом, что делать с авиасообщением, которое пока вполне справляется с потоком пассажиров? На мой взгляд, правильней было бы систему скоростных сообщений создавать по существующим интенсивным пассажирским потокам. Помимо направления Москва – Санкт-Петербург, это Москва – Казань, Москва – Минск, Москва – Белгород, Москва – Воронеж. На востоке линию Екатеринбург – Челябинск следовало бы дополнить маршрутами Новосибирск – Омск, Новосибирск – Красноярск, Новосибирск – Алматы.
– А что касается грузовых перевозок? Проект реализуется не быстро, не получится ли так, что китайцы потеряют интерес к ВСМ в России?
– Я думаю, что здесь нужно исходить из российских интересов и возможностей. Китай больше заинтересован в создании грузовых коридоров. Быстро развивается транзит контейнеров на направлении Китай – ЕС, реализуются проекты транзитных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2". Для развития российского Дальнего Востока были бы интересны проекты ВСМ на направлениях Харбин – Владивосток – Хабаровск и Владивосток –Харбин – Чита (ремейк КВЖД). В этих проектах интересы стран совпадают. На Дальнем Востоке Китай был бы готов на определенных условиях вложиться в эти проекты. Мне кажется, в эти большие проекты нужно вовлекать европейских партнеров, которые, учитывая европейский спрос на железнодорожный туризм и контейнерные перевозки, могли бы неплохо заработать. Главное, чтобы российские, европейские и китайские технологии скоростного пассажирского и товарного сообщения были совместимы.
– Будет ли востребована ВСМ в России и у россиян?
– Дороги в РФ всегда востребованы. Денег на инфраструктуру всегда не хватает, а когда она построена, встает вопрос, как же мы без нее жили. ВСМ в реальности может ускорить сообщение между крупными городами России, способствовать формированию линейных агломераций, повысить конкурентоспособность внутриматериковых регионов страны, повысить качество жизни населения, привлечь мигрантов в сибирские и дальневосточные районы страны. Главное, чтобы стоимость проезда была конкурентоспособной по отношению к авиационным тарифам.
– Кто получит больше выгоды от ВСМ – Китай или Россия? Есть ли риски для нашей страны в проекте?
– Риски в части международных сообщений, безусловно, должны быть поделены пропорционально возможному пассажиропотоку. Прибыль от проекта, который окупится не быстро, должна делиться с учетом произведенных сторонами инвестиций. Подводные камни в таких крупных проектах всегда есть. Все зависит от того, кто больше заинтересован в этом проекте. Он России нужен, но все же это не критически важная инвестиция. Для Китая, видимо, тоже. Строить линию Москва – Пекин следует постепенно, участками, с возможным продлением ее до Берлина.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Железнодорожный транспорт», «Строительство железных дорог» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233