Мэр Сочи Анатолий Пахомов: некоторые застройщики в городе потеряли и страх, и совесть. "ТАСС". 8 ноября 2018

Город-курорт Сочи после Олимпиады-2014 переживает строительный бум. Сюда ежегодно переезжают жить десятки тысяч россиян, цена за квадратный метр в квартире на черноморском побережье давно достигла московской — 170 тыс. рублей и выше. Одновременно на сочинском рынке можно увидеть предложения с ценой в несколько раз ниже рыночной — это так называемые самострои, возведенные без необходимой разрешительной документации. Здания появляются на месте гаражей, в виде пристроек к балконам частных домов или на участках для индивидуального жилищного строительства — с видом на море, но непригодные для безопасной и комфортной жизни.
Как власти города-курорта борются с самостроем, почему сложно снести эти здания и остановить их возведение, как Сочи выживал в дни разгула стихии в конце октября, когда оказался заблокирован наводнением, и зачем главе города резиновые сапоги в багажнике — об этом в интервью ТАСС рассказал мэр Сочи Анатолий Пахомов.
— Анатолий Николаевич, сначала о последних событиях. Сочи пережил разгул стихии в конце октября, оказался в транспортной изоляции после разрушения дорог. Насколько город был готов к непогоде?
— Сейчас город живет своей жизнью, хотя локально последствия непогоды у нас были, и серьезные. У меня самого сапоги в машине — они мне уже надоели, если честно, но такие "залповые" дожди в Сочи не редкость.
Мы действительно были готовы к удару этой стихии в полном объеме: режим повышенной готовности объявили практически за сутки, во всех СМИ и по громкоговорителям сообщили людям, что ждем циклона. Когда ночью мы поняли, что сильной непогоды не избежать, расставили на дежурство специалистов спасательных служб. Круглосуточно мониторили подъем уровня воды в реках.
В Адлере за ночь (когда в Сочи прошел ливень — прим. ТАСС) сошло в общей сложности семь селей, многие — прямо на трассы, что парализовало движение автомобилей. К полудню следующего дня все дороги были очищены.
В первый же день, как только мы поняли, что автомобильный мост разрушен и железнодорожного сообщения нет (из-за этого с раннего утра 25 октября город оказался отрезан от остальной России — прим. ТАСС), мы объявили режим ЧС. Опросили нефтепродавцов, все ответили, что на семь дней есть запас нефтепродуктов. Также было доложено, что продуктов нам хватит на десять дней. Стали мониторить заправки, на одной или двух сразу выявили повышение цен — передали в антимонопольную службу, там моментально среагировали.
— Есть понимание, каков ущерб от удара стихии?
— Общий ущерб подсчитать сложно. Знаю, что сочинцы уже подали документы на компенсации, и у нас первые выплаты пошли.
Пострадавшими от стихии в Сочи признано 1033 человека, эта цифра еще уточняется.
При частичной утрате имущества первой необходимости сумма компенсации составит 50 тыс. на каждого члена семьи, при полной утрате — 100 тыс. на члена семьи.
— Ливневые коллекторы для Сочи — это отдельная, больная тема. Жители жалуются, что они не справляются во время дождей, а летом в ливневке утонул ребенок. В каком сейчас состоянии сеть ливневой канализации, проверяете их, будете улучшать?
— Сочи — это горы и субтропики.
Для сравнения: ливневка Москвы рассчитана, чтобы принять 30 см осадков в течение часа. Сочинская ливневка принимает 60, а у нас за четыре часа в последний раз выпало 117 см.
Это природное явление, от которого застраховаться невозможно.
Ливневки в большинстве своем строились еще при Советском Союзе, потом много лет были ничейными — не были ни у кого на балансе, никто их не чистил. А это почти 900 км сетей. Это была просто беда, город весь плавал.
В 2013 году мы создали МУП "Водосток", это предприятие следит за ливневками, делает все заблаговременно. Оно привело в порядок 180 км сетей, сейчас больше 90% водостоков на балансе, остальные возьмут на баланс буквально в течение полугода. Впервые в этом году принят экономически обоснованный тариф за обслуживание сетей, что позволило уже направить 10 млн рублей на реконструкцию. С 2019 года будет ежегодно направляться 20 млн рублей. Наряду с этим строятся и новые, например, в селе Молдовка.
Теперь, когда мы получаем информацию (о предстоящем ливне — прим. ТАСС), первое, что делают главы районов, — едут проверять все коллекторы и ливневки, смотрят, чтобы решетки не были забиты. Они потом все равно забьются той же листвой — у нас город весь в зелени, субтропики. Но за их состоянием постоянно следят наши специалисты и при необходимости сразу расчищают.
Случай, когда мальчик утонул в Лазаревском районе (в августе 2018 года — прим. ТАСС), — это вопрос про частников. Ливневый коллектор в месте, где случилось ЧП, — бетонный желоб. Хозяин дома для удобства установил бетонную плиту над ливневой канализацией, чтобы можно было заехать в дом, а ограждение с решеткой не сделал.
Ребенок во время дождя бежал в дом, бабушка осталась позади. Мальчик на этот мостик забежал, видимо, поскользнулся…
У нас с гор идет такой поток воды, что даже когда просто руку в него опускаешь, то может унести.
Что нужно было сделать, чтобы такого не было? Хотя бы ограждение поставить, вероятно.
Следователи предъявили обвинение владельцу гостевого дома, где останавливалась семья, хозяин дома уже признал свою вину. Мы в свою очередь тоже сделали выводы из этой ситуации, постараемся не допустить подобных трагедий впредь.
— В последнее время в Сочи много скандалов, связанных с самостроями. Как сейчас обстоит дело с незаконными постройками? Удалось ли решить проблемы, связанные с получением документов о законности постройки уже фактически после того, как здание возведено или даже заселено?
— Самострой — это когда человек получил разрешение на строительство частного дома, а выстроил более трех этажей. Разрешение на подключение воды, света и газа получил как на одну семью, а по факту подключил целый дом. Нет подъезда для скорых и пожарных, нет гидрантов. Весной был пожар в узаконенном самострое, не могли к дому подступиться и начать тушить.
Некоторые наши застройщики потеряли не только совесть — они потеряли страх.
Дошло до того, что многоэтажный дом выстроили вплотную к взлетно-посадочной полосе аэропорта.
Здание было опасно не только для соседей, так как возвели его прямо по периметру участка, но и угрожало безопасности полетов. Мы долго судились, но нам удалось добиться сноса этого дома, он идет в настоящее время.
Или, например, застройщики прекрасно понимают, что такое Имеретинская низменность (место, где проходили Олимпийские игры, а теперь престижный район Сочи — прим. ТАСС). Там особо ценная зона, высота здания может быть максимум 12 метров — то есть не более трех этажей. Все это знают, но "включают дурака" и строят. А у мэрии потом одно полномочие — в суд идти. И только суд может приостановить строительство, вынести решение о сносе.
Но суд нередко принимает решение узаконить. У нас сегодня 29 объектов, которые через суды введены или признаны собственностью, из них 18 уже получили технические условия. Еще по 11 домам собственникам надо создать ТСЖ и заключить договоры на подключение, а люди не хотят. Убеждаем.
Я уверяю вас, что, если бы застройщик знал, что в суде никогда не будет легализовано его беззаконие, он бы никогда не брал с людей бешеные деньги, не вкладывал бы деньги в строительство. У нас в Адлере один судья вынес более 30 решений, узаконивающих самострои, — удивительных, на наш взгляд. Сейчас эта история приостановилась, было много уголовных дел, арестовали многих застройщиков и других причастных.
Отдельная проблема — частные самострои: например, гаражи.
У нас есть около 500 решений о сносе по всему Большому Сочи: где-то — гараж, где-то — пристройка к балкону.
Надо сносить, этим должна заниматься служба приставов, а у них нет таких денег. Мы сейчас подали 321 иск в суд на владельцев каждого из них, за просрочку будем брать по 5 тыс. за каждый день — стимулируем сносить.
— Бум самостроев, судя по всему, пришелся на последние восемь-десять лет из-за большого внимания к Сочи в связи с большими преобразованиями?
— Самострои были и до этого, боролись с ними. В начале 2000-х были заключены многочисленные инвестиционные договоры, по которым построили высотные здания. Тогда же стали появляться теневые схемы узаконивания.
После Олимпиады у нас действительно процесс пошел активнее: интерес к Сочи резко вырос, выросли цены на недвижимость — стало выгодно строить жилье в Сочи, это стало приносить сверхприбыли. У нас цена на квартиры, которые поближе к морю, 250 тыс. рублей за квадратный метр — это московская цена!
В Сочи сейчас ажиотаж — все хотят приехать сюда жить, 200 тыс. человек переехали за последние годы.
— Видите какой-то способ обезопасить людей, чтобы они не покупали квартиры в самостроях?
— Решение суда о сносе самостроев публикуется. Также нужно обратить внимание, что в самострое квартира дешевле значительно. Если в "официальном" доме стоимость начинается от 170 тыс. рублей за квадратный метр, то в самострое есть и за 50, и за 60 тыс.
Тут вопрос к людям: когда человек покупает машину за 300 тыс. рублей на рынке, он ее осматривает, проверяет, не гнилая ли она. А когда 2 млн минимум тратит на покупку жилья, почему не проверяет документы?!
— Последние аресты чиновников из мэрии Сочи тоже из-за земли и самостроев?
Я попробую сейчас дать вам ответ по поводу последних эпизодов, касаемо моего заместителя Ивана Бомбергера и главного архитектора Сочи Владимира Малова.
К Бомбергеру есть вопросы по поводу планов по застройке северного склона Бытхи. Кстати, этот участок застройщик приобрел не у нас, а у Росимущества — это федеральные земли. К Бомбергеру есть вопросы из-за того, что он подписал разрешение на строительство в зоне, где проходит ЛЭП, а строить в таком месте нельзя. Но перенос ЛЭП был предусмотрен проектом комплексной застройки, одобренным экспертизой, работы должны провести за счет застройщика. При этом перенести ЛЭП можно, только получив разрешение на строительство и на его основании заключив договор с сетевиками. В данном случае никаких процессуальных отклонений допущено не было, на участке никаких строительных работ не велось.
По Малову: ему вменяют, что он подписал ввод в эксплуатацию объекта, на котором имелись нарушения по технике безопасности. Но при этом почему-то умалчивается, что сделал он это на основании судебных актов, вступивших в законную силу и обязательных для исполнения.
— Уже возбуждено несколько уголовных дел по самостроям. Вы сотрудничаете с краевыми властями, с правоохранительными органами?
— Мы сказали, что сами эту ситуацию не вытянем, у нас просто не хватает полномочий. Прокуратура создала рабочие группы, которые работают в городе, по районам. Сейчас мы работаем вместе, выявляем самострои, информируем и прокуратуру, и Госстройнадзор, после чего подаем в суд.
С краем работаем. Мы солидарны с тем, что сказал губернатор Вениамин Иванович Кондратьев: мы показываем сегодняшними действиями, что при борьбе с коррупцией нет неприкасаемых, в том числе и среди чиновников. Тех, кто действительно виновен, на мой взгляд, наказать необходимо. Но нужно понимать, что власти тоже не всесильны. Нет чиновника, который не допускает ошибок, — все живые люди, все работаем.
Надеюсь, следствие разберется. Ни по одному задержанному, пока его вина не доказана судом, мы не можем быть уверены, что он виновен.
— А вы не боитесь этой борьбы с самостроями, ведь вы в открытую выступаете против тех, кто зарабатывает на этом деньги?
— Я не боюсь этих самостройщиков.
Я знаю, догадываюсь, кто сегодня создает проблемы, почему на нас нападки такие, — мы ведем огромную борьбу.
По состоянию на начало этого года в краевом реестре проблемных домов по Сочи было 185 объектов, из которых строительство 150 осуществлялось в отсутствие разрешительной документации. Сейчас 53 дома официально из этого списка исключены. Еще 49 на сегодняшний день — в очереди на исключение.
За год достроено и введено два многоквартирных жилых дома, восстановлены права 1 тыс. участников строительства. До конца 2018 года планируется исключить из числа проблемных объектов семь многоквартирных домов с количеством квартир около 2,5 тыс.
— Анатолий Николаевич, сейчас обсуждается проект новой автотрассы от Джубги до Сочи — по сути, дублера нынешней. Насколько она необходима, учитывая удар стихии в октябре, когда оказалась перекрыта единственная трасса в город?
— Я думаю, она в любом случае необходима, потому что пока одна "линия жизни" — и если ее снесет, то вы же видите, как получается. Но этим вопросом занимается губернатор Краснодарского края, сейчас ведутся разговоры про государственно-частное партнерство и другие варианты строительства. Построить собственными силами мы ее, конечно, не сможем.
Росавтодор разработал концепцию развития дороги Джубга — Сочи, называя ее реконструкцией. По сути же это предложение построить на месте серпантина новую четырехполосную скоростную трассу — по две полосы в каждую сторону.
Если проект будет реализован, добраться от Джубги до Сочи можно будет всего за час, а не за три: длина трассы составит примерно 119,5 км, а расчетная скорость на ней — 120 км/ч.
— Сочи активно развивается за счет курортов и международных мероприятий — принимал Олимпиаду, чемпионат мира по футболу, "Формулу-1". Что дальше? На какие масштабные мероприятия вы рассчитываете, как будете привлекать туристов?
— За годы, прошедшие после Олимпийских игр, число мероприятий растет, и это не только чемпионаты мира и политические встречи, но и масса региональных и городских событий. В среднем мероприятия в Сочи открываются примерно раз в три дня. Большинство проходят на объектах, построенных к Олимпиаде.
В 2017 году мы приняли уже около 300 мероприятий, их посетили более 1,2 млн человек. В календарном плане 2018 года у нас также около 200 мероприятий. Число туристов, думаю, будет не меньше.
Скоро откроем горнолыжный сезон. У нас шикарные склоны, и они развиваются и после Олимпиады.
В Красной Поляне к началу сезона в этом году готовятся открыть еще три совершенно новых маршрута.
Собираемся вводить единый ски-пасс, сейчас этот вопрос обсуждается: руководство горнолыжных курортов, а их у нас три, ведет по этому поводу переговоры.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Дорожное строительство РФ и инфраструктурные проекты», «Дорожное строительство РФ и инфраструктурные проекты», «Дорожное строительство РФ и инфраструктурные проекты» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233