Железнодорожное машиностроение: вызовы времени и перспективы развития.

28 июня 2017 года в пресс-центре Издательского дома "Гудок" состоялся "круглый стол" на тему: "Железнодорожное машиностроение": вызовы времени и перспективы развития". В ходе круглого стола эксперты обсудили последние тенденции на рынке строительства вагонов и локомотивов, в том числе импортозамещение в сфере производства техники и комплектующих, перспективы повышения конкурентоспособности отечественной продукции и расширения сотрудничества с зарубежными компаниями. С докладом на тему применения алюминиевых сплавов в вагоностроении выступил главный научный сотрудник отделения "Транспортное материаловедение" АО "ВНИИЖТ", д.т.н. Конюхов Александр Дмитриевич.
Александр Дмитриевич отметил, что подобные исследования - применение алюминиевых сплавов в качестве конструкционного материала для изготовления кузовов пассажирских и грузовых вагонов - в АО "ВНИИЖТ" проводятся с середины 50-х годов прошлого века. В результате этих работ с 60-х годов прошлого века широкое внедрение на транспорте получили вагоны-цистерны для перевозки крепкой азотной кислоты, вагоны – цистерны для перевозки молока, внутренняя обшивка кузовов рефрижераторных вагонов. Тем не менее, из-за отсутствия финансирования дальнейшие работы по применению алюминиевых сплавов в вагоностроении были прекращены. В то время как за рубежом исследования по применению алюминиевых сплавов в пассажирском и грузовом вагоностроении продолжались. По заказам ряда железнодорожных, угольных и энергетических компаний были изготовлены сотни опытных грузовых и пассажирских вагонов, которые были направлены в эксплуатацию для накопления опыта и совершенствования конструкций. В настоящее время на железных дорогах ААR в эксплуатации находятся более 150 тысяч грузовых вагонов с кузовами из алюминиевых сплавов (полувагоны для перевозки угля, хопперы зерновозы и минераловозы, крытые вагоны, вагоны для перевозки автомобилей). В Европе практически все скоростные поезда с 2000-х годов изготавливают с кузовами вагонов из алюминиевых прессованных панелей.
В 2005 году в АО "ВНИИЖТ" были возобновлены работы по алюминиевым сплавам благодаря заказу фирмы "Алкоа СМЗ" по испытанию листового проката, сварных и ШтОГ соединений алюминиевого сплава 1565ч. Эти работы получили реализацию в промышленности в виде хопперов-минераловозов производства АО "Рузхиммаш". В 2015 году был изготовлен опытный образец, в 2016-2017 годах вагон прошел сертификационные испытания и было принято решение об изготовлении пробной партии в количестве 20 вагонов с кузовом из алюминиевого сплава 1565ч.
Кроме того, в 2006 году у фирмы "Сименс" были приобретены техническая документация, а также 8 электропоездов "Сапсан" и 54 поезда "Ласточка", изготовленные из крупногабаритных панелей из алюминиевого сплава 6005А. Производство поездов "Ласточка" локализовано в России на заводе "Уральские локомотивы" (г. Пышма, Свердловская область), однако без собственной технической документации с этим подвижным составом нельзя реализовать задачу, которую поставил Президент В.В. Путин, а именно: создание конкурентоспособной на мировом рынке техники.
В качестве первого шага в создании конкурентоспособной железнодорожной техники, в частности пассажирских и грузовых вагонов с кузовами из алюминиевых сплавов, АО "ВНИИЖТ" предлагает разработать комплекс государственных стандартов:
1. ГОСТ "Железнодорожный транспорт. Полуфабрикаты из алюминиевых сплавов для кузовов грузовых вагонов. Технические требования"
2. ГОСТ "Железнодорожный транспорт. Сортамент проката, профилей и панелей из алюминиевых сплавов для изготовления грузовых вагонов".
3. ГОСТ "Железнодорожный транспорт. Соединения сварные кузовов грузовых вагонов из алюминиевых сплавов. Требования к проектированию, изготовлению и контролю качества".
4. ГОСТ "Железнодорожный транспорт. Крепежные системы элементов грузовых вагонов с кузовом из алюминиевых сплавов и в комбинации алюминиевый сплав – сталь. Технические требования и методы испытаний".
Эти государственные стандарты могут стать технологической основой производства железнодорожного подвижного состава из алюминиевых сплавов.
Как головной разработчик государственных стандартов, АО "ВНИИЖТ" намерено привлечь к разработке и рецензированию проектов стандартов ведущие предприятия вагоностроения, ремонтные предприятия ОАО "РЖД", металлургические заводы алюминиевой промышленности, институты и КБ.
Общая стоимость разработки комплекса из четырех стандартов оценивается в 10 млн. руб. Сроки выполнения работ - 2018-2019 годы.
Несмотря на положительную оценку предложений АО ВНИИЖТ в НП ОПЖТ и в НП "Алюминиевой ассоциации", пока источник финансирования не определен. Поэтому ВНИИЖТом было предложено включить разработку данного комплекса стандартов в правительственный документ, аналогичный "Плану мероприятий по стимулированию спроса на продукцию высоких переделов из алюминия на 2016-2017 годы", подписанному Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым № 9311-П9 от 28.11.2016 года с указанием не только ответственных исполнителей, но и источника финансирования (ДМ-П9-7475).
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Железнодорожное машиностроение», «Железнодорожный транспорт» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233